ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 7 мая 2018 г. по делу N 18/44/105/427
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "<...>" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства <...> (далее - Единая комиссия) при проведении Министерством <...> (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации мероприятия "<...>" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) <...>) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 23.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - <...> рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 13.04.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 18.04.2018.
6) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 3 заявки участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признан СОО "<...>" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта <...> рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Единой комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 19.04.2018 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) заявка Заявителя отклонена по следующему основанию:
"Банковская гарантия N <...> ПАО КБ "<...>" не соответствует требованиям п. 8.2 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требованиям Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требованиям пп. б) п. 18 Раздела II "Информационная карта закупки (ИКЗ)" Конкурсной документации, о праве заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в банковской гарантии отсутствует адрес для направления заказчиком требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии в форме электронного документа). Допущенные нарушения являются основанием для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе согласно пп. б) п. 18 Раздела II "Информационная карта закупки (ИКЗ)" Конкурсной документации, а также в соответствии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановления N 1005) банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
При этом в силу части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
В силу положений Постановления N 1005 банковская гарантия должна в обязательном порядке закреплять право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Согласно примечанию к форме требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденной Постановлением N 1005, установлено, что требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и направляемые вместе с ним документы и (или) их копии оформляются в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Постановлением N 1005 установлена возможность предъявления заказчиком требования к банку об уплате денежных средств, как в письменной форме, так и в форме электронного документа.
Подпунктом "б" пункта 18 Раздела II "Информационная карта закупки (ИКЗ)" Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: 9) права заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке".
Также пунктом 17.6 Раздела I. Инструкция участникам закупки (ИУЗ) установлено: "Документом, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, является платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения, либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителем Заказчика, установила, что Заявителем в качестве обеспечения заявки представлена Банковская гарантия N <...> от 06 апреля 2018 г., выданная ПАО КБ "<...>" на сумму <...> (<...>) рублей 00 копеек, в которой установлено, в том числе следующее условие:
"4. Бенефициар вправе представить письменной требование об уплате денежной суммы по настоящей Гарантии (далее - Требование по гарантии) в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения Принципалом обязательств, обеспеченных настоящей Гарантией.
6. Требование по гарантии должно быть представлено Гаранту по адресу <...>, с приложением указанных в настоящей Гарантии документов и с указанием:
6.1. в чем состоит нарушение Принципалом обязательств, в обеспечение которых выдана настоящая Гарантия;
6.2. банковских реквизитов Бенефициара для перевода платежей по настоящей Гарантии.
Требование по гарантии и приложенные к нему документы, должны быть подписаны руководителем Бенефициара или иным уполномоченным лицом, действующим от имени Бенефициара, и скреплены печатью Бенефициара".
Вместе с тем, Банковской гарантией не предусмотрена возможность заказчика направить требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии в форме электронного документа.
Банковская гарантия, представленная Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, предусматривает условие, ограничивающее право Заказчика в части формы предоставления требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а именно, исключительно на бумажном носителе, без возможности подачи такого требования в виде электронного документа, в связи с чем, ограничение формы оформления требования исключительно на бумажном носителе нарушает положения Постановления N 1005, и является основанием для принятия решения о несоответствии такой заявки требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что представленная Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе Банковская гарантия соответствует требованиям Постановления N 1005, Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Единой комиссии по принятию решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
2. Решением комиссии ФАС России от 11.04.2018 по делу N П-37/18 в действиях Заказчика выявлено нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в техническом задании Конкурсной документации (пункт I.3 и иные пункты) требования о том, что для качественного выполнения работ исполнитель должен обладать свидетельством о допуске к общестроительным, электромонтажным и проектным работам, выданного саморегулируемой организацией (СРО).
На основании решения от 11.04.2018 по делу N П-37/18 Заказчику выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем исключения при заключении государственного контракта вышеуказанного требования.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "<...>" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 11.04.2018 по делу N П-37/18 Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 11.04.2018 по делу N П-37/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.