Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 N 49

"Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)"
Редакция от 05.04.2022 — Действует с 25.04.2022
Показать изменения

СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕШЕНИЕ
от 13 июля 2018 г. N 49

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (НЕПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ)

(в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии, от 10.07.2020 N 57, от 05.04.2022 N 47)

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 11 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров).

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 180 календарных дней с даты его официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 раздела II приложения N 33 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года с даты вступления в силу настоящего Решения прекращает действие Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:

От Республики Армения
М. ГРИГОРЯН
От Республики Беларусь
В. МАТЮШЕВСКИЙ
От Республики Казахстан
А. МАМИН
От Кыргызской Республики
Ж. РАЗАКОВ
От Российской Федерации
А. СИЛУАНОВ

УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Совета
Евразийской экономической комиссии
от 13 июля 2018 г. N 49

ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (НЕПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ)

(в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57, от 05.04.2022 N 47)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила применяются для целей, предусмотренных пунктом 2 статьи 37 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - Союз) из стран, не являющихся членами Союза, если иное не установлено абзацем вторым настоящего пункта. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57, от 05.04.2022 N 47)

Настоящие Правила не применяются в отношении товаров, происхождение которых подтверждено в соответствии с международным договором государства - члена Союза (далее - государство-член) с третьей стороной или международным договором, участниками которого являются все государства-члены, заключенными до 1 января 2015 г. и предусматривающими предоставление преференций в торговле с такой третьей стороной, за исключением товаров, аналогичных тем, в отношении которых в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года применяются меры защиты внутреннего рынка, обусловленные происхождением товара. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57)

Таможенный контроль происхождения ввозимых товаров осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

2. Для целей настоящих Правил используются понятия, которые означают следующее:

"Гармонизированная система" - действующая редакция Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, определенной Международной конвенцией о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года;

"материал" - любое вещество, ингредиент, сырье, часть товара или товар, используемые или потребляемые при производстве товара или физически включенные в товар;

"непроисходящие материалы" - материалы, которые не признаются происходящими из страны в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, и (или) материалы неизвестного происхождения;

"непроисходящие товары" - товары, которые не признаются происходящими из страны в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил, и (или) товары неизвестного происхождения;

"получение или производство" - выращивание, добыча, разведение, ловля, охота, извлечение, а также выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая переработку, обработку или сборку;

"происходящие материалы" - материалы, которые признаются происходящими из страны в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил;

"происходящие товары" - товары, которые признаются происходящими из страны в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил;

"происхождение товара" - принадлежность товара к стране, в которой товар был полностью получен, или произведен, или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными настоящими Правилами. Для целей настоящих Правил под страной может пониматься группа стран, либо таможенный союз стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения происхождения товаров;

"стоимость товара на условиях "франко-завод" - цена товара, подлежащая уплате производителю, на предприятии которого производилась последняя обработка или переработка товара, определяемая на условиях "франко-завод" согласно Международным правилам толкования торговых терминов "Инкотермс 2010", при этом в стоимость товара на условиях "франко-завод" не включаются суммы внутренних налогов, которые возмещаются или могут быть возмещены при экспорте данного товара;

"товар" - полученный или произведенный товар, даже если он предназначен для дальнейшего использования в другой производственной операции в качестве материала;

уполномоченный орган" - орган (организация), уполномоченный в соответствии с законодательством третьей стороны на выдачу сертификатов о происхождении товара. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

Иные понятия, используемые в настоящих Правилах, применяются в значениях, определенных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

II. Критерии определения происхождения товаров

3. Товары признаются происходящими из страны в случае, если такие товары:

1) полностью получены или произведены в стране в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил;

2) подверглись достаточной переработке в стране в соответствии с критериями определения происхождения товаров, установленными пунктами 5 - 8 настоящих Правил.

4. Полностью полученными или произведенными в стране признаются следующие товары:

1) полезные ископаемые, минеральные продукты и иные природные ресурсы, добытые из недр страны, на ее территории, в ее территориальном море (ином водоеме страны) или с его дна либо из атмосферного воздуха на территории такой страны;

2) продукция растительного происхождения, выращенная и (или) собранная в стране;

3) живые животные, родившиеся и выращенные (выросшие) в стране;

4) продукция, полученная в стране от живых животных;

5) продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в стране;

6) продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, добытая (выловленная) за пределами территориального моря (вод) страны судном, зарегистрированным и плавающим под флагом страны;

7) продукция, полученная или произведенная исключительно из продукции, указанной в подпункте 6 настоящего пункта, на борту перерабатывающего судна, зарегистрированного и плавающего под флагом страны;

8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) страны, при условии, что страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;

9) отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке или потребления в стране; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

10) собранные в стране бывшие в употреблении изделия, которые больше не могут выполнять свою первоначальную функцию и пригодны только для утилизации и (или) переработки в сырье;

11) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических аппаратах, зарегистрированных в стране (в том числе арендованных ею);

12) товары, произведенные в стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах 1 - 11 настоящего пункта.

5. В случае если при производстве товара на территории страны используются непроисходящие материалы, такой товар считается происходящим из такой страны при выполнении одного из следующих критериев:

1) в результате осуществления операций по переработке или производству классификационный код товара в соответствии с Гармонизированной системой отличается на уровне любого из первых четырех знаков от классификационного кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой;

2) стоимость непроисходящих материалов, использованных при выполнении операций по переработке или производству в такой стране, не превышает 50 процентов стоимости такого товара на условиях "франко-завод".

6. Несмотря на положения, установленные пунктом 5 настоящих Правил, выполнение следующих операций как отдельно, так и в сочетании друг с другом не отвечает критериям определения происхождения товаров:

1) операции по обеспечению сохранности товара во время его хранения и (или) транспортировки;

2) операции по подготовке товара к продаже и (или) транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка);

3) нанесение и (или) печать торговых марок, логотипов, этикеток и других подобных отличительных знаков на товар и (или) его упаковку;

4) мойка, чистка, удаление пыли, покрытие окисью, маслом и (или) другими веществами;

5) операции по покраске и (или) полировке;

6) заморозка и (или) размораживание;

7) шелушение, частичное или полное отбеливание, шлифовка и полировка зерновых и риса;

8) операции по окрашиванию, разведению, смешиванию сахара и (или) формированию кускового сахара;

9) глажка и (или) прессование текстильных материалов и изделий;

10) снятие кожуры, извлечение семян и (или) разделка фруктов, овощей или орехов;

11) затачивание;

12) простые помол или резка товара;

13) просеивание через сито или решето, сортировка, классифицирование, отбор, подбор (в том числе составление наборов товаров);

14) разлив, фасовка в банки, флаконы, мешки, ящики, коробки и другие операции по упаковке;

15) простые сборочные операции или разборка товаров по частям;

16) смешивание материалов (компонентов), которое не приводит к существенному отличию полученного товара от исходных материалов (компонентов);

17) разделение товара на компоненты, которое не приводит к существенному отличию полученных компонентов от исходного товара;

18) убой животных;

19) разделка (сортировка) мяса, рыбы;

20) использование (эксплуатация) товара по назначению.

7. Для целей применения подпунктов 12 и 15 пункта 6 настоящих Правил под простой операцией понимается операция, для осуществления которой не требуется применение специальных умений (навыков), машин, приборов или оборудования, специально предназначенных для данной операции.

8. Совет Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия) может установить особые критерии определения происхождения товаров, отличные от критериев определения происхождения товаров, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

Особые критерии определения происхождения товаров могут выражаться в:

осуществлении операций по переработке или производству, в результате выполнения которых классификационный код товара в соответствии с Гармонизированной системой отличается на определенном уровне от классификационного кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой;

выполнении необходимых условий, производственных и технологических операций, при осуществлении которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти условия были выполнены и (или) эти операции имели место;

изменении стоимости товаров, когда добавленная стоимость достигает фиксированной доли в стоимости товара или стоимость использованных непроисходящих материалов не превышает фиксированной доли в стоимости товара.

Указанные особые критерии определения происхождения товаров могут устанавливаться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Товары, в отношении которых установлены особые критерии определения происхождения товаров, считаются происходящими из соответствующей страны, если они удовлетворяют таким критериям.

9. Процентная доля добавленной стоимости рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

Хдс - процентная доля добавленной стоимости;

В - стоимость товара на условиях "франко-завод";

А - стоимость непроисходящих материалов.

10. Процентная доля стоимости непроисходящих материалов, использованных при выполнении операций по переработке, рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

Хнп - процентная доля стоимости непроисходящих материалов, использованных при выполнении операций по переработке;

А - стоимость непроисходящих материалов;

В - стоимость товара на условиях "франко-завод".

11. Стоимость непроисходящих материалов, предусмотренная пунктами 9 и 10 настоящих Правил, определяется как их таможенная стоимость при ввозе в страну, в которой осуществлялось производство экспортируемого товара, а в случае, если их таможенная стоимость неизвестна или не может быть установлена, - в размере первой документально подтвержденной цены при их продаже на территории страны, в которой осуществлялось производство товара.

12. Стоимость товара определяется на условиях "франко-завод".

В случае если стоимость товара не может быть определена на условиях "франко-завод", то стоимость такого товара определяется как сумма стоимости всех материалов, использованных при производстве товара, а также всех расходов, связанных с его производством, при этом в стоимость товара не включаются суммы внутренних налогов, которые возмещаются или могут быть возмещены при экспорте данного товара.

13. Товар, при производстве которого не выполняется критерий определения происхождения товаров, выражающийся в осуществлении операций по переработке или производству, в результате выполнения которых классификационный код товара в соответствии с Гармонизированной системой отличается на определенном уровне от классификационного кода непроисходящих материалов, использованных в производстве такого товара, в соответствии с Гармонизированной системой, тем не менее должен быть рассмотрен как происходящий товар в случае, если стоимость использованных непроисходящих материалов, в отношении которых не выполняется такой критерий определения происхождения товаров, не превышает 10 процентов стоимости товара на условиях "франко-завод" и такие материалы являются необходимым компонентом при производстве товара.

14. В случае если применение критериев определения происхождения товаров, указанных в пунктах 5 - 8 настоящих Правил, не позволяет определить происхождение товара, то происхождение товара определяется в соответствии с одним из следующих остаточных правил:

если при производстве товара использовались материалы, происходящие только из одной страны, отличной от страны, в которой осуществлялось производство товара, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходят все используемые материалы;

если при производстве товара использовались материалы, происходящие более чем из одной страны, то полученный товар признается происходящим из страны, из которой происходит большая по стоимости часть используемых материалов в стоимости полученного товара на условиях "франко-завод". В этом случае стоимость материалов определяется как их таможенная стоимость при ввозе в страну, в которой осуществлялось производство товара, а в случае, если их таможенная стоимость неизвестна или не может быть установлена, - в размере первой документально подтвержденной цены при их продаже на территории страны, в которой осуществлялось производство товара. При использовании при производстве товара материалов, происходящих из страны, в которой осуществлялось производство товара, цена таких материалов определяется на условиях "франко-завод".

Настоящий пункт применяется только для целей определения происхождения товаров, аналогичных тем, в отношении которых в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года применяются меры защиты внутреннего рынка.

При этом в настоящих Правилах под аналогичными товарами понимаются товары, классифицируемые тем же кодом единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и имеющие такое же описание, как и товары, в отношении которых применяются меры защиты внутреннего рынка.

15. Если товары, которые отвечают критерию определения происхождения товаров, указанному в подпункте 2 пункта 3 настоящих Правил, используются в стране в качестве материалов при производстве другого товара, то происхождение материалов, использованных для производства этих товаров, не учитывается при определении происхождения произведенного товара.

III. Особенности определения происхождения товаров

16. При определении происхождения товаров не учитывается происхождение следующих материалов, которые могут использоваться при производстве и не включаются в состав товара:

1) топливо и электрическая энергия;

2) инструменты, штампы и пресс-формы;

3) запасные части и материалы, используемые в техническом обслуживании оборудования и зданий;

4) смазочные материалы, присадки и другие материалы, используемые в производстве или при эксплуатации оборудования и зданий;

5) перчатки, очки, обувь, одежда, оборудование для обеспечения безопасности;

6) оборудование, устройства, используемые для тестирования или проверки товаров;

7) катализаторы и растворители;

8) любые другие материалы, которые не включены в состав товара, но использование которых при производстве товаров может быть представлено как часть производственного процесса.

17. Приспособления, принадлежности, запасные части, инструменты и информационные материалы, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части, инструменты и информационные материалы ввозятся и используются совместно с указанными машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами в комплектации и в количестве, в которых обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с технической документацией.

18. Упаковка и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, считаются происходящими из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда такие упаковка и тара в соответствии с Основными правилами интерпретации Гармонизированной системы должны классифицироваться отдельно от товара. В этом случае происхождение упаковки и тары определяется отдельно от происхождения товара.

19. При определении происхождения товар в несобранном или разобранном виде, перемещаемый в виде отдельных компонентов, может рассматриваться как единый товар, если его компоненты ввозятся на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя и в соответствии с основными правилами интерпретации Гармонизированной системы классифицируются как товар в собранном виде.

IV. Подтверждение происхождения товаров

20. Происхождение товара подтверждается одним из следующих документов о происхождении товара:

1) декларация о происхождении товара;

2) сертификат о происхождении товара (далее - сертификат). (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

20.1. Для целей подтверждения происхождения товара может использоваться оригинал документа о происхождении товара на бумажном носителе, копия документа о происхождении товара (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии) или сертификат, выданный уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии). (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

21. Сертификат оформляется в соответствии с требованиями согласно приложению. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

22. Случаи и порядок подтверждения происхождения ввозимых товаров, а также порядок проведения таможенного контроля происхождения товаров определяются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза с учетом положений пунктов 23 - 34 настоящих Правил.

23. Происхождение ввозимых на таможенную территорию Союза товаров подтверждается декларацией о происхождении товара или по желанию декларанта сертификатом, за исключением случаев, установленных пунктами 24 и 25 настоящих Правил, а также случая подтверждения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в рамках международных договоров, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящих Правил. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57, от 05.04.2022 N 47)

24. В случае выявления признаков того, что заявленные в декларации о происхождении товара сведения являются недостоверными, таможенный орган государства-члена вправе запросить сертификат. Такой запрос должен быть обоснованным и должен содержать информацию, указывающую, какие сведения в декларации о происхождении товара могут быть недостоверными. (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57, от 05.04.2022 N 47)

В случае выявления признаков того, что сведения, содержащиеся в представленной для целей подтверждения происхождения товаров копии сертификата (на бумажном носителе или в виде графической электронной копии), не соответствуют сведениям, содержащимся в оригинале сертификата, таможенный орган государства-члена вправе запросить оригинал сертификата на бумажном носителе, за исключением случаев, когда сертификат выдается уполномоченным органом исключительно в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

25. В случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых (для товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, - определенная с учетом пункта 2 статьи 136 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза) превышает сумму, эквивалентную 1 500 евро, а с 1 января 2024 г. - 200 евро, подтверждается сертификатом (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка). (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В случае применения мер защиты внутреннего рынка, предусмотренных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в рамках международных договоров, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящих Правил, подтвержденное сертификатом, применяемым в рамках преференциальной торговли, дополнительно подтверждается сертификатом в соответствии с настоящими Правилами или в случаях, предусмотренных законодательством государств-членов, декларацией о происхождении товара в соответствии с настоящими Правилами (без обязательного подтверждения происхождения аналогичных товаров сертификатом, предусмотренным настоящими Правилами). (в ред. Решений Совета Евразийской экономической комиссии от 10.07.2020 N 57, от 05.04.2022 N 47)

26. Сертификат не представляется таможенному органу государства-члена при наличии договоренности между таможенным органом государства-члена и уполномоченным органом о применении электронной системы верификации происхождения, позволяющей осуществить проверку выдачи сертификата и достоверности содержащихся в нем сведений. При этом сведения о таком сертификате должны быть указаны в таможенной декларации. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В случае если обнаружены признаки того, что заявленные в таможенной декларации сведения о происхождении товара являются недостоверными, или если данные о сертификате отсутствуют в электронной системе верификации происхождения, то по мотивированному запросу таможенного органа государства-члена декларантом должен быть представлен сертификат. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

27. Требования к электронной системе верификации происхождения устанавливаются отдельным протоколом (меморандумом) между таможенным органом государства-члена и уполномоченным органом. Электронная система верификации происхождения должна основываться на следующих основных положениях и принципах:

1) полнота, актуальность и достоверность сведений, содержащихся в электронной системе верификации происхождения, о выданных уполномоченным органом сертификатах; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

2) защита содержащихся в электронной системе верификации происхождения сведений от несанкционированного доступа, уничтожения, модификации или иных неправомерных действий;

3) надлежащее круглосуточное функционирование электронной системы верификации происхождения;

4) хранение в электронной системе верификации происхождения сведений о выданных сертификатах в течение не менее 3 лет с даты их выдачи. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

28. Пункт утратил силу. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

29. При обнаружении таможенным органом государства-члена признаков того, что сертификат не выдавался или содержит недостоверные сведения, а также в целях проведения выборочной проверки таможенный орган государства-члена вправе направить в уполномоченный орган, выдавший такой сертификат, или орган (организацию), уполномоченный проверять сертификаты, запрос о подтверждении подлинности сертификата, и (или) о достоверности содержащихся в нем сведений, и (или) о предоставлении дополнительных либо уточняющих сведений (в том числе о выполнении критерия определения происхождения товаров) и (или) копий документов, на основании которых был выдан такой сертификат (далее - запрос о верификации). (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

К запросу о верификации прилагается копия проверяемого сертификата. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В запросе о верификации указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая, какие сведения в сертификате могут быть недостоверными, за исключением случаев направления запроса о верификации в целях проведения выборочной проверки. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

30. Ответ на запрос о верификации должен поступить в таможенный орган государства-члена в срок, не превышающий 6 месяцев с даты направления такого запроса.

31. Для целей рассмотрения сертификата в качестве документа о происхождении товара полученный ответ на запрос о верификации должен однозначно свидетельствовать о том, что сертификат является подлинным и (или) сведения, указанные в нем, достоверны. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

32. В целях проверки сертификата допускается использование таможенными органами государств-членов электронных баз данных, создаваемых уполномоченными органами и размещаемых на соответствующем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - электронная база данных). (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

Электронные базы данных должны позволять подтвердить факт выдачи сертификата и дополнительно могут содержать иные сведения, указанные в сертификате. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

Возможность проверки сертификата посредством использования электронной базы данных учитывается при принятии таможенным органом государства-члена решения о необходимости направления запроса о верификации. При этом возможность проверки сертификата посредством использования электронной базы данных не ограничивает право таможенного органа государства-члена на направление запроса о верификации в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

33. В случае получения Комиссией от третьих сторон информации о применяемых ими электронных базах данных Комиссия обеспечивает направление в таможенные органы государств-членов такой информации, в том числе электронных адресов официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", где размещены такие электронные базы данных, а также об условиях доступа таможенных органов государств-членов к таким электронным базам данных (при наличии указанной информации).

В случае доведения третьей стороной указанной информации до сведения органа государственной власти одного из государств-членов такое государство-член направляет полученную информацию в Комиссию с целью информирования других государств-членов. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

Сведения о применяемых третьими сторонами электронных базах данных размещаются Комиссией на официальном сайте Союза.

Направление информации об электронных базах данных в Комиссию и ее размещение на официальном сайте Союза не является обязательным условием для применения электронных баз данных таможенными органами государств-членов. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

34. Происхождение товаров считается неподтвержденным в случаях, установленных пунктом 5 статьи 314 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также в следующих случаях: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

1) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно установить подлинность сертификата и (или) достоверность содержащихся в нем сведений на основании полученного ответа на запрос о верификации; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

2) не представлен сертификат по требованию таможенного органа государства-члена в случаях, предусмотренных пунктом 24 и абзацем вторым пункта 26 настоящих Правил; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

3) по результатам проведенного таможенного контроля происхождения товаров невозможно идентифицировать товар, указанный в документе о происхождении товара, с товаром, указанным в таможенной декларации. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам определения
происхождения товаров, ввозимых
на таможенную территорию
Евразийского экономического союза
(непреференциальным правилам
определения происхождения товаров)

ТРЕБОВАНИЯ К СЕРТИФИКАТУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ТОВАРА

(в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

1. В случае использования оригинала сертификата о происхождении товара (далее - сертификат) на бумажном носителе такой сертификат изготавливается на листах бумаги формата A4 (ISO) или Letter (ANSI A) с применением средств, обеспечивающих защиту от фальсификации механическим или химическим способом. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

2. Сертификат заполняется на английском, французском или русском языке печатным способом.

Допускается представление сертификата, заполненного на других языках, при условии представления заверенного декларантом перевода сертификата на русский язык или государственной язык государства-члена, таможенному органу которого представляется такой сертификат. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В сертификате допускается: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

дублирование указанных на английском, французском или русском языке сведений на других языках; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

указание на других языках сведений в дополнение к обязательным сведениям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Требований, указанным на английском, французском или русском языке; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

указание на других языках наименований географических объектов, адресов, организационно-правовой формы организаций, фирменных наименований, наименования органа (организации), уполномоченного в соответствии с законодательством третьей стороны на выдачу сертификатов (далее - уполномоченный орган), и имен собственных; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

указание номера и даты выдачи сертификата способом, отличным от печатного; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

отражение информации, содержащейся в оттиске печати уполномоченного органа, на любом языке. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

3. Сертификат может быть выдан до или после отправки товара.

4. В случае использования оригинала сертификата на бумажном носителе исправления и (или) дополнения вносятся в сертификат путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания или внесения от руки скорректированных сведений, которые заверяются подписью должностного лица и печатью уполномоченного органа. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

Наличие в сертификате подчисток, помарок и незаверенных исправлений и (или) дополнений не допускается. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

5. Сертификат должен содержать следующие сведения: (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

1) наименование страны происхождения товара;

2) номер сертификата, наименование уполномоченного органа, выдавшего сертификат (в случае содержания в оттиске печати данных о наименовании уполномоченного органа дополнительное указание таких сведений не требуется); (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

3) наименование и адрес экспортера и (или) производителя;

4) наименование страны назначения или наименование и адрес грузополучателя;

5) описание товара, достаточное для его идентификации таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза с товаром, заявленным при таможенном декларировании. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В дополнение к описанию товара, указанному в абзаце первом настоящего подпункта, допускается указывать реквизиты инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа для использования содержащегося в них описания товара в целях его идентификации; (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

6) вес брутто и (или) другие количественные характеристики товара;

7) подпункт утратил силу. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

8) информация об удостоверении сертификата (печать уполномоченного органа, выдавшего сертификат, подпись должностного лица этого уполномоченного органа, дата выдачи сертификата).

В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии в сертификате оттиска печати уполномоченного органа и подписи должностного лица этого уполномоченного органа. При этом такой сертификат должен содержать графическое изображение печати уполномоченного органа. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

6. Указанные в пункте 5 настоящих Требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации.

6.1. Если в сертификате недостаточно места для указания всей информации о товарах, используются дополнительные листы бумаги формата A4 (ISO) или Letter (ANSI A), заверенные печатью уполномоченного органа. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В качестве дополнительных листов к сертификату допускается использование инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа, содержащего описание товара, позволяющее произвести его идентификацию, и иные сведения о товаре. Такие документы должны быть заверены печатью уполномоченного органа. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

В случае использования сертификата, выданного уполномоченным органом в электронном виде без оформления оригинала сертификата на бумажном носителе, допускается отступать от требований о наличии на дополнительных листах (в том числе используемых в качестве дополнительных листов инвойса, спецификации к контракту или иного товаросопроводительного документа) к такому сертификату оттиска печати уполномоченного органа. При этом дополнительные листы к такому сертификату должны содержать графическое изображение печати уполномоченного органа. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

7. Пункт утратил силу. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

8. В случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку "для непреференциальных целей", "for non-preferential purposes" или "".

9. Наличие ошибок (опечаток), допущенных при заполнении сертификата, не влияющих на достоверность сведений, содержащихся в таком сертификате, и не ставящих под сомнение происхождение товара, не является основанием для нерассмотрения такого сертификата в качестве документа о происхождении товара.

9.1. В случае если в сертификате указаны сведения о нескольких товарах, то выявление таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза признаков недостоверности сведений о происхождении одного из товаров не должно ставить под сомнение происхождение других товаров, указанных в сертификате, и не должно являться основанием для нерассмотрения данного сертификата в качестве документа о происхождении таких других товаров. (в ред. Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 05.04.2022 N 47)

10. Сертификат рассматривается в качестве документа о происхождении товара в течение одного года с даты его выдачи.