Решение ФАС РФ от 03.05.2018 по делу N 18/44/105/398

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 03.05.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 3 мая 2018 г. по делу N 18/44/105/398

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Заказчик), ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией ФГБОУ ВО "Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова" (далее - Аукционная комиссия), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству научно-лабораторного комплекса Морской государственной академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, включая оснащение информационным телекоммуникационным, учебным, научным, производственным оборудованием и тренажерами нового поколения (номер извещения - 0318100021018000014) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 17.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено условие об освобождении от ответственности за частичное или полное неисполнения обязательств по контракту, при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено условие о подписании государственного контракта на бумажном носителе.

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно предусмотрено требование к субподрядным организациям, привлекаемым в рамках исполнения обязательства контракта, о наличии свидетельства саморегулируемой организации.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.04.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 224 545 742,44 рубля;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 10.05.2018.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 17.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено условие об освобождении от ответственности за частичное или полное неисполнения обязательств по контракту, при наступлении обстоятельств непреодолимой силы.

Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.

Пунктом 17.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень случаев обстоятельств непреодолимой силы, при которых стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту, в том числе: "военные действия; восстание или гражданская война; обстоятельства непреодолимой силы природного характера, возникновение и действие которых не зависит от воли Сторон (стихийные бедствия природного характера и вызванные ими пожар, наводнение, землетрясение и т.п.); принятие органами государственной власти Российской Федерации нормативных правовых актов в части реализации Контракта".

В соответствии с пунктом 35 информационной карты документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что пунктом 17.1. проекта государственного контракта установлены случаи обстоятельств непреодолимой силы, при которых стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по контракту. При этом пунктом 35 информационной карты документации об Аукционе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта в соответствии с положениями части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно установлено условие о подписании государственного контракта на бумажном носителе.

По мнению Заявителя, в пункте 21.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено условие о подписании государственного контракта на бумажном носителе.

Согласно части 6 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокол разногласий.

В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

Согласно части 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Пунктом 21.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Контракт составлен в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один экземпляр для Генподрядчика и два экземпляра для Застройщика".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с положениями документации об Аукционе государственный контракт заключается через функционал Оператора электронной площадки, а также подписывается электронной цифровой подписью в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, свидетельствующих, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе установлено условие о подписании государственного контракта на бумажном носителе.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта документации об Аукционе неправомерно предусмотрено требование к субподрядным организациям, привлекаемым в рамках исполнения обязательства контракта, о наличии свидетельства саморегулируемой организации.

Пунктом 13.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что привлеченные генподрядчиком субподрядные организации должны иметь выданные саморегулируемой организацией действующие свидетельства о допуске к выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что условия проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено в соответствии с потребностью Заказчика и положениями Закона о контрактной системе, при этом требование к субподрядным организациям, привлекаемым в рамках исполнения обязательств контракта, о наличии свидетельства саморегулируемой организации подлежит исполнению субподрядными организациями исключительно в случае, если указанное требование установлено в соответствии законодательством Российской Федерации, при этом в соответствии с действующим законодательством о градостроительной деятельности выдача свидетельства саморегулируемой организации в области строительства не предусмотрено.

Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Пунктом 26 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

- согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе;

- конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией (ЧАСТЬ IV. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - Приложение Таблица Технической части)".

В технической части документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как: "Грунтовка полиуретановая, содержание нелетучих веществ не превышает 53%, адгезионная прочность 2,5-2,7 Н/мм2; грунтовка ГФ-021, эластичность пленки при изгибе не превышает 1 мм; плиты минераловатные, прочность на сжатие при 10% относительной деформации 60...65 кПа; эмаль ПФ-115, укрывистость высушенной пленки не более 55/60 г/м2" и другие.

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466) установлен срок оплаты поставленных субподрядчиком, соисполнителем товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

В соответствии с пунктом 12.1.14.4. проекта контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания Генподрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора".

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в проекте контракта документации об Аукционе ненадлежащий срок об оплате субподрядчику, соисполнителю из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций выполненных работ, оказанных услуг нарушают часть 7 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Пунктом 7.10 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта, возвращаются Генподрядчику Застройщиком в течение 10 (десяти) банковских дней с даты получения Застройщиком письменного заявления Генподрядчика по истечении срока действия Контракта при условии надлежащего выполнения Генподрядчиком всех своих обязательств по Контракту, а также всех обязательств Генподрядчика по возмещению убытков и уплате неустоек (штрафов, пеней)".

Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших надлежащий срок возврата Заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, нарушают часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 7 статьи 30, части 27 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 03.05.2018 N 18/44/105/398 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.