Решение ФАС РФ от 18.04.2018 N Т-52/18

"О признании жалобы частично обоснованной: неустановление порядка оценки и сопоставления заявок, предусмотренного конкурсной документацией, является нарушением пп. "Х" п. 12 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 N 881"
Редакция от 18.04.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2018 г. N Т-52/18

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "П" НА НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ

Дата принятия решения: 18.04.2018 г.

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров N 55 в составе: <...> (далее - Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

- ООО "П": <...> - доверенность от 15.03.2018 N б/н,

- Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края: уведомлено надлежащим образом, представители на рассмотрение жалобы не явились,

рассмотрев жалобу ООО "П", направленную письмом Красноярского УФАС России от 02.04.2018 N 5229, на действия организатора торгов - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Лесосибирской технологической зоны Красноярского края в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба ООО "П" (далее - Заявитель), направленная письмом Красноярского УФАС России от 02.04.2018 N 5229, на действия организатора торгов - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (далее - Организатор торгов) при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Лесосибирской технологической зоны (извещение N 201217/2719786/01) (далее - Жалоба, Конкурс).

Из Жалобы следует, что Организатором торгов при организации и проведении Конкурса были нарушены положения действующего законодательства Российской Федерации.

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

21.12.2017 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.torgi.gov.ru (далее - официальный сайт торгов) Организатором торгов было размещено извещение о проведении Конкурса, согласно которому дата и время начала подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.12.2017 в 09:00; дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 26.02.2018 в 18:00; дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 27.02.2018 в 11:00; срок подписания протокола о результатах Конкурса - 07.03.2018.

1. Согласно Жалобе Организатором торгов в нарушение Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881 (далее - Правила) Заявитель отстранен от участия в Конкурсе после срока окончания рассмотрения заявок на участие в Конкурсе на основании, не предусмотренном Правилами.

В соответствии с пунктом 48 Правил в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником конкурсного отбора, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника конкурсного отбора от участия в конкурсном отборе на любом этапе проведения конкурсного отбора. Протокол об отстранении участника конкурсного отбора от участия в конкурсном отборе подлежит размещению на официальном сайте торгов не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. При этом в таком протоколе указываются установленные факты недостоверных сведений.

Таким образом, отстранение участника конкурсного отбора от участия в конкурсном отборе в случае установления факта недостоверности сведений, содержащихся в документах, подтверждающих обеспечение заявки на участие в таком отборе, возможно на любом этапе проведения конкурсного отбора.

Таким образом, указанный довод Заявителя необоснован.

- Согласно Жалобе конкурсной комиссией неправомерно принято решение об отстранении Заявителя от участия в Конкурсе. При этом протокол об отстранении Заявителя от участия в Конкурсе, сформированный Организатором торгов, размещен на официальном сайте торгов в двух различных редакциях.

Согласно письменным пояснениям Организатора торгов на официальном сайте торгов был размещен Протокол N 4 об отстранении участника конкурсного отбора от участия в Конкурсе от 15.03.2018 (далее - Протокол об отстранении участника). При этом на официальном сайте торгов также размещен Протокол N 4 отказа от заключения соглашения по сообщению N 211217/2719786/01, лот 1 от 15.03.2018 (далее - Протокол об отказе от заключения соглашения), который подтверждает факт отстранения Заявителя от участия в конкурсном отборе, в связи с чем Заявителю отказано от заключения договора.

В результате изучения сведений официального сайта торгов, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что Протокол об отстранении участника и Протокол об отказе от заключения соглашения содержат идентичную информацию в части отстранении Заявителя от участия в Конкурсе на основании предоставления недостоверных сведений и не содержат противоречивых сведений.

Таким образом, данный довод Жалобы является необоснованным.

3. Согласно Протоколу N 4 в адрес Организатора торгов поступило письмо ПАО "Б", в соответствии с которым Банковская гарантия не выдавалась, в связи с чем конкурсной комиссией принято решение об отстранении Заявителя от участия в Конкурсе. Кроме того, Банковская гарантия не включена в реестр банковских гарантий на официальном сайте в сети "Интернет".

Согласно пункту 13 Правил организатором конкурсного отбора может быть установлено требование к предоставлению обеспечения заявки, которое в равной мере распространяется на всех участников конкурсного отбора. При этом форма, размер, порядок предоставления, а также основания и порядок возврата обеспечения заявки определяются организатором конкурсного отбора и указываются в документации об отборе.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 26 Правил заявка содержит, в том числе документы, подтверждающие предоставление обеспечения заявки, если в документации об отборе содержится требование к предоставлению такого обеспечения (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств, или иные документы, подтверждающие факт перечисления денежных средств), а также банковские реквизиты счета для возврата обеспечения заявки.

Согласно пункту 43 Правил конкурсная комиссия рассматривает заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и осуществляет проверку соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 19 Правил. Заявитель не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсном отборе в следующих случаях:

а) непредставление документов, указанных в пункте 26 настоящих Правил, или наличие в таких документах недостоверных сведений;

б) несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 19 настоящих Правил;

в) несоответствие заявки требованиям, установленным документацией об отборе;

г) несоответствие указанных в заявке значений критериев конкурсного отбора установленным документацией об отборе предельным значениям критериев конкурсного отбора.

Согласно пункту 45 Правил отказ в допуске заявителя к участию в конкурсном отборе по иным основаниям, кроме случаев, указанных в пункте 43 Правил, не допускается.

В соответствии с пунктом 4.1 Документации о конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Лесосибирской технологической зоны Красноярского края (далее - Конкурсная документация) все заявители обязаны предоставить обеспечение заявки в соответствии со следующими положениями: предоставление обеспечения заявки осуществляется заявителем путем внесения денежных средств в размере, указанном в пункте 4.1.2 настоящей конкурсной документации, на счет, указанный в пункте 4.1.3 Конкурсной документации или банковской гарантии в размере, указанном в пункте 4.1.2 Конкурсной документации.

Согласно пункту 4.1.2 Конкурсной документации размер обеспечения заявки составляет 3 000 000 руб.

На заседании Комиссии ФАС России установлено, что в составе заявки Заявителя представлена банковская гарантия N 17777-447-115782 от 19.02.2018, выданная отделением ПАО "Б" в г. Москве на сумму 3 000 000 руб. (далее - Банковская гарантия).

На заседание Комиссии ФАС России Организатором торгов представлено письмо ПАО "Б" от 13.03.2018 N 135/7430, подписанное Директором Департамента централизованного сопровождения операций клиентов в г. Смоленске <...>, согласно которому Банковская гарантия не выдавалась.

В ФАС России представителем Заявителя было представлено письмо ПАО "Б", подписанное начальником отдела кредитной экспертизы Дирекции по развитию корпоративного бизнеса <...> от 12.04.2018 N 2502/24841, согласно которому Банковская гарантия является действительной с 26.02.2018 по 26.05.2018. Также представителем Заявителя представлено верификационное письмо ПАО "Б" от 19.02.2018 N 450207/24068, согласно которому ПАО "Б" подтверждает выдачу Банковской гарантии.

Принимая во внимание наличие в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе оригинала Банковской гарантии и факт подтверждения на заседании Комиссии ФАС России ее достоверности, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что решение об отстранении Заявителя от участия в Конкурсе Организатором торгов было принято в нарушение пункта 45 Правил.

4. Согласно Жалобе Организатором торгов неправомерно объявлен повторный конкурс по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Лесосибирской технологической зоны Красноярского края (извещение N 160318/25833875/02) (Конкурс 2) в связи с тем, что Конкурс не состоялся по причине принятия конкурсной комиссией решения об отказе в допуске к участию в Конкурсе всех заявителей.

Кроме того, согласно Жалобе в нарушение Правил Организатором торгов в Конкурсной документации в составе критериев мощности и обеспеченности установлены подкритерии.

В соответствии с пунктом 49 Правил в случае если принято решение об отказе в допуске к участию в конкурсном отборе всех заявителей, конкурсный отбор признается несостоявшимся и объявляется новый конкурсный отбор, который проводится в соответствии с положениями Правил.

Согласно Протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе N 1 от 27.02.2018 было подано 2 заявки: Заявителя и ООО "М".

В соответствии с Протоколом N 2 рассмотрения на участие в Конкурсе от 05.03.2018 ООО "М" отказано в допуске к участию в Конкурсе, Протоколом об отстранении участника Заявитель также отстранен от участия в Конкурсе.

Таким образом, в связи с признанием конкурсной комиссией решения об отказе в допуске к участию в Конкурсе всех заявителей, Организатором торгов принято решение о проведении Конкурса 2.

В соответствии с Конкурсной документации пунктами 2.5, 2.7 Таблицы 1 "Критерии конкурсного отбора, их минимальные и (или) максимальные значения и величина значимости" установлены критерии мощности и обеспеченности.

Согласно подпунктам "а", "в" пункта 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительные критерии качества услуги регионального оператора, в том числе критерий мощности - возможность осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в объеме не менее 10 процентов годового объема образования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора либо наличие действующего государственного контракта на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами, заключенного на срок более чем 10 лет; критерий обеспеченности - владение объектами по обработке, обезвреживанию и (или) захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора на праве собственности или иных законных основаниях или наличие обязательства по завершению строительства и (или) модернизации таких объектов не позднее чем через 3 года со дня опубликования документации об отборе в соответствии с концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Комиссия ФАС России отмечает, что на рассмотрении Жалобы Комиссией ФАС России представитель Заявителя не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении прав Заявителя, а также лиц, подавших заявки на участие в Конкурсе, действиями Организатора торгов по установлению критериев мощности и обеспеченности.

На основании изложенного, указанный довод Заявителя не находит своего подтверждения.

В ходе изучения Конкурсной документации Комиссией ФАС России установлено, что пунктом 2.8 Таблицы 1 "Критерии конкурсного отбора, их минимальные и (или) максимальные значения и величина значимости" критерий экологичности предусматривает, в том числе предоставление сведений о реализованных технологических решениях, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, принадлежащих участнику конкурсного отбора на законных основаниях: реализация на объектах технологических решений, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, наличие технологических решений в проектной документации, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду и прочее от 0 до 3 балла. Наибольшее значение присваивается заявке, имеющей наименьшее воздействие на окружающую среду. По представленным заявителем документам, для оценки воздействия на окружающую среду комиссий могут быть привлечены эксперты в области охраны окружающей среды.

Предложения заявителей подтверждаются подписанными руководителем или уполномоченным лицом заявителя следующими документами: копии технической документации, подтверждающей внедрение экологически безопасных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, применение наилучших доступных технологий. Перечень документов, предоставляемых по критерию экологичности, заявитель определяет самостоятельно.

Согласно подпункту "г" пункта 22 Правил в случае, предусмотренном пунктом 68 Правил, организатор конкурсного отбора вправе установить дополнительные критерии качества услуги регионального оператора, в том числе критерий экологичности - характеристики объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, отражающие глубину переработки отходов, степень негативного воздействия на окружающую среду, реализованные технологические решения, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду, принадлежащих участнику конкурсного отбора на законных основаниях.

Кроме того, в соответствии с подпунктом "х" пункта 12 Правил документация об отборе содержит порядок оценки и сопоставления заявок.

При этом Конкурсная документация не предусматривает градации баллов, присваиваемых участникам Конкурса в зависимости от представляемых ими технологических решений в проектной документации, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Таким образом, неустановление порядка оценки и сопоставления заявок, предусмотренного Конкурсной документацией, является нарушением подпункта "х" пункта 12 Правил.

На основании изложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

решила:

Признать жалобу ООО "П", направленную письмом Красноярского УФАС России от 02.04.2018 N 5229, на действия организатора торгов - Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края при проведении конкурса по отбору регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для Лесосибирской технологической зоны Красноярского края обоснованной в части неправомерного отстранения Заявителя от участия в Конкурсе (извещение N 201217/2719786/01), а также в части неправомерного установления критерия экологичности (извещение N 160318/25833875/02).

Выдать организатору торгов - Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края обязательное для исполнения предписание.

Решение и предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.