Решение ФАС РФ от 25.03.2022 по делу N 28/06/105-739/2022

"О признании жалобы обоснованной: действия комиссии по осуществлению закупок нарушают ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 25.03.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 25 марта 2022 г. по делу N 28/06/105-739/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника управления - начальника отдела рассмотрения жалоб N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа К.,

членов Комиссии:

начальника правового отдела N 4 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа М.Е.,

консультанта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Р.,

при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей АО "К" Д., М.В., представители АО "А", ООО "Э" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия комиссии АО "К" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении АО "К" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "А" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство ПС 110 кВ "Миндальная" с заходами 110 кВ, ЛЭП 10 кВ и РП-10 кВ" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0800400003422000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки не соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение) ввиду предоставления в составе заявки ненадлежащего подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям о наличии опыта выполнения работ по объекту закупки в соответствии с позицией 7 "Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта" раздела II постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.02.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 198 696 700,00 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 02204024520062110451;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 09.03.2022;

6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, признанная несоответствующей требованиям Извещения.

По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя на участие в Конкурсе ввиду предоставления в составе заявки ненадлежащего подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям о наличии опыта выполнения работ по объекту закупки в соответствии с позицией 7 "Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта" раздела II Постановления N 2571.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно позиции 7 раздела II Постановления N 2571 участник закупки подтверждает соответствие дополнительным требованиям, предоставив следующие документы и информацию: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

Частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, электронный конкурс, проводится в порядке, установленном Законом о контрактной системе с учетом следующих особенностей: не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки в соответствии с пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе направляет заказчику заявку (все части заявки) на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.

Подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 52 Закона о контрактной системе, и принимают решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным частями 5 и 12 статьи 48 (в случае проведения электронного конкурса), пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 (в случае проведения электронного аукциона) Закона о контрактной системе, а также подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно подпункту "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

Частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным Законом о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с Извещением, пунктом 3.1 изменения Извещения от 25.02.2022 Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам Конкурса о наличии опыта выполнения работ в соответствующей сфере деятельности в соответствии с позицией 7 раздела II Постановления N 2571. При этом цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.

Пунктом 3 Приложения N 3 к Извещению установлено требование о наличии в составе второй части заявки следующих документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе для подтверждения опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта):

- исполненный договор;

- акт приемки объекта капитального строительства, а также акта выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно протоколу подведения итогов Конкурса от 10.03.2022 N ИЭОК1 (далее - Протокол N ИЭОК1) Комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Извещения ввиду предоставления в составе второй части заявки на участие в качестве подтверждения наличия у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией 7 раздела II Постановления N 2571-ПП договора от 13.02.2019 N 2-1 по следующим основаниям:

1) "отсутствие движения денежных средств согласно публичной информации по бухгалтерской отчетности в размере суммы указанного договора от 13.02.2019 N 2-1";

2) представление в составе заявки актов КС-2 на сумму, не соответствующую сумме выполненных работ, указанной в акте КС-3 в отношении договора от 13.02.2019 N 2-1;

3) отсутствие на электронных площадках "информации о ведении претензионно-исковой работы между сторонами договора от 13.02.2019 N 2-1".

В результате рассмотрения материалов дела Комиссия, изучив заявку Заявителя установила, что участником Конкурса в качестве подтверждения наличия опыта соответствующего объекту закупки представлен договор подряда от 13.02.2019 N 2-1, в том числе следующие документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям:

- акт о приемке выполненных работ КС-2 от 13.02.2019 N 01-01 на общую стоимость 21 531,92 руб.;

- акт о приемке выполненных работ КС-2 от 10.04.2019 N 01-03 на общую стоимость 63 189,61 руб.;

- акт о приемке выполненных работ КС-2 от 07.07.2019 N 02-01 на общую стоимость 572 025,18 руб.;

- акт о приемке выполненных работ КС-2 от 07.07.2019 N 02-02 на общую стоимость 390 228,63 руб.;

- акт о приемке выполненных работ КС-2 от 26.07.2019 N 02-03 на общую стоимость 68 864,40 руб.;

- акт о приемке выполненных работ КС-2 от 16.09.2019 N 07-01 на общую стоимость 487 029,06 руб.;

- акт о приемке выполненных работ КС-2 от 16.09.2019 N 08-01 на общую стоимость 13 441,52 руб.;

- акт приемки законченного строительством объекта КС-11 от 27.09.2019 N 17-1 422 на общую стоимость 574 540,00 руб.;

- справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 от 27.09.2019 на общую стоимость 422 574 540,00 руб.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что основанием отклонения заявки является не соответствие суммарной общей стоимости вышеуказанных актов о приемке выполненных работ КС-2 и общей стоимости по справке о стоимости выполненных работ и затрат КС-3, представленных Заявителем в составе второй части заявки на участие в Конкурсе в отношении договора подряда от 13.02.2019 N 2-1.

Вместе с тем из положений пункта 2 графы "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" позиции 7 раздела II Постановления N 2571 следует, что акты о приемке выполненных работ КС-2 рассматриваются в качестве подтверждения соответствия участника Конкурса дополнительным требованиям в случае, если акт приемки законченного строительством объекта КС-11 не содержит общую сумму выполненных работ.

Комиссией установлено, что представленный в составе заявки Заявителя акт приемки законченного строительством объекта КС-11 содержит общую сумму выполненных работ в отношении договора подряда от 13.02.2019 N 2-1.

При этом на заседании Комиссии установлено, что Комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении заявок на участие в Конкурсе не принят во внимание представленный Заявителем в составе второй части заявки акт приемки законченного строительством объекта КС-11 на общую стоимость 574 540,00 руб.

Кроме того, в соответствии с частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК выдача разрешения на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с ГрК, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение соответствующего разрешения не требуется.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 утвержден перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, в том числе строительство, реконструкция линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ включительно, а также связанных с ними трансформаторных подстанций, распределительных пунктов.

В связи с тем, что в рамках подтверждения соответствия участников Конкурса дополнительным требованиям участнику Конкурса требуется подтвердить наличие опыта выполнения работ по строительству объекта капитального строительства, а в рамках договора подряда от 13.02.2019 N 2-1 осуществлялось строительство подстанции, предназначенной для приема, преобразования и распределения электрической энергии, что подпадает в перечень случаев, при которых выдача разрешения на строительство не требуется, Комиссия приходит к выводу, что решение Комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки Заявителя неправомерно, поскольку участником закупки представлен договор подряда от 13.02.2019 N 2-1, а также предусмотренный позицией 7 раздела II Постановления N 2571 акт приемки законченного строительством объекта - КС-11 на общую стоимость выполненных работ, составляющую не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта.

Кроме того, Комиссией установлено, что Комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки Заявителя, ввиду "отсутствия движения денежных средств согласно публичной информации по бухгалтерской отчетности в размере суммы указанного договора от 13.02.2019 N 2-1", отсутствия на электронных площадках "информации о ведении претензионно-исковой работы между сторонами договора от 13.02.2019 N 2-1".

Вместе с тем вышеуказанные основания отклонении заявки Заявителя, изложенные в Протоколе N ИЭОК1, не предусмотрены положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Учитывая изложенное, действия Комиссии по осуществлению закупок, выразившиеся в отклонении заявки Заявителя, нарушают часть 1 статьи 27 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Э" обоснованной.

2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушения части 1 статьи 27 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 25.03.2022 по делу N 28/06/105-739/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Ведущий заседание Комиссии
Т.Р. КАЗАРОВ

Члены Комиссии
Е.В. МАРТЫНЮК
К.А. РОЗИНЬКО