Решение ФАС РФ от 31.03.2022 по делу N 28/06/105-909/2022

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 5 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 31.03.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 31 марта 2022 г. по делу N 28/06/105-909/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "П" (далее - Заявитель) на действия ФКУЗ "М" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на "Строительство поликлиники с реконструкцией клинического госпиталя ФКУЗ "М" в рамках государственного оборонного заказа (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0329100015622000015) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) неправомерно разместившего разъяснения положений извещения о проведении Конкурса NN РИ1 - РИ7 без указания предмета запроса;

2) разместившего в ЕИС извещение о проведении Конкурса с нарушениями положений Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 28.02.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 800 000 рублей;

4) источник финансирования - федеральный бюджет на 2022 и 2023 годы, КБК - 18809010830194009413;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 16.03.2022;

6) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;

7) дата рассмотрения и оценки первых частей заявок - 18.03.2022

8) к участию в Конкурсе допущено 5 участников закупки;

9) дата подачи окончательных предложений о цене контракта - 21.03.2022;

10) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 23.03.2022;

11) в результате рассмотрения вторых частей заявок, заявки 4 участников признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе;

12) победителем Конкурса признано ОО "В" с предложением о цене контракта в размере 32 799 990 рублей.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно размещены разъяснения положений извещения о проведении Конкурса NN РИ1 - РИ7 без указания предмета запроса.

В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

При этом Комиссия, изучив все материалы, также установила, что вышеуказанные разъяснения положений извещения о проведении Конкурса не содержат предметов запросов, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении Конкурса с нарушениями положений Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Согласно извещению о проведении Конкурса датой окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе является 16.03.2022. Вместе с тем жалоба Заявителя направлена в ФАС России 28.03.2022, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.

На основании изложенного, в соответствии с частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе указанный довод Заявителя Комиссией не рассматривается.

3. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 31.03.2022 по делу N 28/06/105-950/2022 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Комиссии по осуществлению закупок при проведении Конкурса выявлены следующие нарушения:

- части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в ненадлежащим установлении в проекте государственного контракта извещения о проведении Конкурса ответственности Заказчика в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063";

- пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки, установленного в извещении о проведении Конкурса;

- пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащих требований к содержанию, составу заявки на участие в Конкурса;

- подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном принятии решения о признании участника с идентификационным номером заявки "5" несоответствующим требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе от 31.03.2022 по делу N 28/06/105-950/2022, согласно которому Заказчику необходимо, в том числе привести извещение о проведении Аукциона в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "П" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 34, пункта 11 части 1, пункта 3 части 2, части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя, указанный в пункте 2 мотивировочной части решения, оставить без рассмотрения.

5. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 31.03.2022 по делу N 28/06/105-950/2022, предписание об устранении выявленных нарушений по настоящему делу не выдавать.

6. В связи с тем, что материалы дела переданы на основании решения от 31.03.2022 по делу N 28/06/105-950/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России, материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.