Решение ФАС РФ от 05.04.2022 по делу N 22/44/104/113ГОЗ

"О признании жалобы необоснованной: информация в отношении ООО не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков, так как в действиях исполнителя по исполнению контракта не содержится признаков недобросовестного поведения"
Редакция от 05.04.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2022 г. по делу N 22/44/104/113ГОЗ

ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника управления - начальника правового отдела N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа А.,

членов Комиссии:

начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Д.,

главного государственного инспектора правового отдела N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа К.,

при личном участии представителя ФГКУ "С" Ш., при участии посредством системы видео-конференц-связи представителя ООО "А" З.В.,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное ФГКУ "С" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "А" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение), Комиссия

установила:

Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию об ООО "А" для включения в Реестр.

В целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения 04.04.2022 в заседании Комиссии объявлен перерыв, рассмотрение продолжилось 05.04.2022.

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.

Заказчиком 12.03.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении закрытого аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств марки MERСЕDES-BENZ (номер извещения в ЕИС - 0373100058921000036).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 700 000 рублей.

Между Заказчиком и ООО "А" (далее - Исполнитель) заключен государственный контракт от 05.04.2021 N 2121189100472047708068880/47 (далее - Контракт), цена которого составила 700 000 рублей.

На основании пункта 1.1 Контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств марки MERСЕDES-BENZ (далее - Услуги), в соответствии с условиями Контракта, а также приложениями к Контракту, а Заказчик обязуется принять оказанные услуги и оплатить их.

На основании пункта 2.1 Контракта Услуги оказываются исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации порядок выполнения работ и оказания Услуг, действующими в Российской Федерации и (или) определяемыми заводами-изготовителями основных изделий автомобилей.

В силу пункта 2.2 Контракта содержание используемых запасных частей и Услуг определяется в спецификации (приложение N 2 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.

Согласно материалам Обращения в ходе проверки оказанных исполнителем Услуг на предмет их соответствия требованиям и условиям Контракта Заказчиком установлено ненадлежащее исполнения, а именно несоответствие оказанных Услуг по установке привода переднего правого колеса автомобиля Mercedes-Benz Е350 идентификационный номер VIN - WDD2120881F542814 (далее - привод переднего колеса автомобиля) требованиям и условиям Контракта, что отражено в акте осмотра транспортного средства от 11.11.2021.

Заказчик письмом от 15.11.2021 N 21/50/3-5875 направил Исполнителю мотивированный отказ от подписания документа о приемке оказанных Услуг.

Письмом от 14.12.2021 N 21/50/3-6245 Заказчик направил Исполнителю претензию об устранении недостатков оказанных Услуг в срок до 23.12.2021.

На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 15.8 Контракта предусматривается возможность расторжения Контракта по соглашению сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и условиями Контракта.

Учитывая, что Исполнителем не устранены недостатки оказанных Услуг, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 31.01.2022 N 21/50/8-542 (далее - Решение).

Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действующим до дня вступления в силу Федерального закона N 360-ФЗ;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

Из материалов Обращения следует, что 01.02.2022 Решение направлено Заказчиком по адресу Исполнителя, указанному в Контракте, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Заказчиком получено подтверждение о вручении Исполнителю Решения 18.03.2022, что является датой надлежащего уведомления.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителем нарушения условий Контракта не устранены, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 29.03.2022.

Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком с участием представителя Исполнителя проведена независимая экспертиза в отношении оказанной Услуги.

Согласно выводам, содержащимся в заключении специалиста от 13.01.2022 N 006-01.22 (далее - Заключение специалиста), привод переднего правого колеса автомобиля, установленный при проведении ремонтных работ по Контракту, является приводным валом торговой марки "RUEI" и имеет каталожный номер детали RUEI 10890; привод переднего правого колеса автомобиля не является оригинальной деталью завода изготовителя автомобиля Merсеdes-Benz Е350, вследствие чего не соответствует условиям Контракта.

Представитель Исполнителя пояснил Комиссии, что Контракт исполнен без претензий со стороны Заказчика на общую сумму 585 631,48 руб., что составляет 83,66% от цены Контракта, что также подтверждено на заседании Комиссии представителем Заказчика.

На заседании Комиссии представитель Исполнителя пояснил, что при исполнении заявки Заказчика по замене привода переднего правого колеса автомобиля руководствовался требованиями Контракта. Исходя из толкования положений Контракта, Исполнитель пришел к выводу, что Контрактом предусмотрена возможность поставить привод переднего колеса автомобиля торговой марки "RUEI".

Так, в соответствии с пунктом 7.2.2 технического задания (приложение N 1 к Контракту) запасные части, используемые при оказании Услуг, подразделяются на несколько типов: OE, OEM, OES - так называемые "оригинальные" запасные части или запасные части оригинального качества, а IES - соответственно "неоригинальные". Абзацем 3 пункта 7.2.2 установлено, что OEM (original equipment manufacturer, анг) - Производитель оригинальных деталей. OEM запасные части - категория оригинальных автозапчастей, предназначенных для продажи и гарантийного обслуживания. При этом термин "оригинальные" запасные части ни в Контракте, ни в Заключении специалиста не раскрывается.

В связи с чем при замене переднего правого колеса автомобиля использована модель, относящаяся к категории "оригинальных".

Вместе с этим, как пояснил на заседании Комиссии представитель Исполнителя, доказать факт отнесения модели к категории "оригинальных" не представляется возможным в силу отсутствия единых реестров для проверки данной информации, а также отсутствия маркировки на изделиях со стороны производителей товара.

Согласно Определению Верховного Суда РФ от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 контрольный орган в сфере закупок при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, а поэтому подлежат установлению все обстоятельства недобросовестного поведения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия учитывает факт исполнения Контракта в объеме 83,66% без претензий со стороны Заказчика к качеству и сроку оказания Услуг, а также пояснения представителя Исполнителя о толковании положений Контракта в части возможности установления использования при оказании Услуг запасных частей различных категорий, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что у Исполнителя отсутствовал умысел на уклонение от исполнения Контракта.

Дополнительно Комиссией установлено, что в реестре контрактов ЕИС содержится информация об опыте исполнения ООО "А" 58 аналогичных государственных контрактов.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях ООО "А" по исполнению Контракта не содержится признаков недобросовестного поведения, в связи с чем информация об ООО "А" не подлежит включению в Реестр.

Комиссия, руководствуясь статьей 104, пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",

решила:

Информацию, представленную Заказчиком в отношении ООО "А" (ИНН: <...>), в Реестр не включать.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ведущий заседание Комиссии
К.А. АДИГЮЗЕЛОВ

Члены Комиссии
Г.С. ДЕМЕНТЬЕВА
Е.М. КУЗНЕЦОВА