Решение ФАС РФ от 28.04.2022 N 223ФЗ-170/22

"О признании жалобы частично обоснованной: действия заказчика нарушают п. 3 ч. 9, п. 1 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 28.04.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2022 г. N 223ФЗ-170/22

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Т" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе: ведущего заседание Комиссии ФАС России - начальника отдела взаимодействия с территориальными органами Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Д., членов Комиссии ФАС России: начальника отдела проверок N 1 Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа К.Е., начальника отдела нормотворчества Управления контроля строительства и природных ресурсов С., при участии представителей: ОАО "РА": О. (доверенность от 15.02.2021 N ЦДЗС-4/Д), ООО "Т": Т. (приказ от 14.01.2022 N 3), представители ООО "РБ" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Т" от 20.04.2022 N 69/ФАС/4-22 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении аукциона в электронной форме N 1384/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора на поставку средств малой механизации (извещение N 1384/ОАЭ-ЦДЗС/22, размещенное на сайте www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Т" (далее - Заявитель) от 20.04.2022 N 69/ФАС/4-22 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме N 1384/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора на поставку средств малой механизации (извещение N 1384/ОАЭ-ЦДЗС/22, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) (далее - Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением совета директоров ОАО "РА" (протокол от 16.02.2022 N 33) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией о проведении Аукциона (далее - Документация):

1. Извещение размещено на сайте Оператора (www.rts-tender.ru) - 31.03.2022;

2. Начальная (максимальная) цена договора по лоту N 1 - 87 264 787,20 рублей, по лоту N 2 - 28 266 092,40 рубля;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.04.2022;

4. Дата рассмотрения заявок - 18.04.2022;

5. Дата подведения итогов Аукциона - 18.04.2022.

В целях полного и всестороннего изучения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 27.04.2022 до 28.04.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку:

1. Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание предмета закупки, поскольку наименование закупаемого оборудования не соответствует положениям технического задания.

2. Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, ограничивающие количество участников закупки.

3. Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, указывающие на конкретного производителя.

Представитель Заказчика с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках (при необходимости).

Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

1. Согласно доводу Жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку наименование закупаемого оборудования не соответствует положениям технического задания.

Пунктом 2 приложения N 1.1 к Документации (далее - Техническое задание) установлены требования к закупаемым товарам по лоту N 1 "Шурупогаечный ключ портативный с двигателем внутреннего сгорания", по лоту N 2 "Гайковерт путевой".

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что требования к техническим и функциональным характеристикам к закупаемому товару по лоту N 2 "Гайковерт путевой", указанные в пункте 2 Технического задания, не соответствуют предмету закупки.

Так, например, при описании технических характеристик закупаемого товара по лоту N 2 "Гайковерт путевой" Заказчиком указано: "В конструкции шурупогаечного ключа должна быть предусмотрена изоляция во избежание замыкания цепи и срабатывания путевой сигнализации, светодиодная подсветка места работ".

При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика пояснил, что при составлении Технического задания Заказчиком допущена техническая ошибка, в связи с чем при описании технических и функциональных характеристик закупаемого товара по лоту 2 "Гайковерт путевой" в ряде случаев указано "шурупогаечный ключ".

Изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что требования к закупаемому товару по лоту N 2 "Гайковерт путевой", содержащиеся в пункте 2 Технического задания, не соответствуют предмету закупки, что не позволяет участникам закупки надлежащим образом составить заявку на участие в Аукционе.

Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, допустившего техническую ошибку при составлении Технического задания, противоречат пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, нарушают пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Закон о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, ограничивающие количество участников закупки.

Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что пунктом 2 Технического задания установлено требование к закупаемому товару по лоту N 2 "Гайковерт путевой": "ключ не может иметь в качестве привода гидравлический насос или гидравлическую станцию", вместе с тем данное требование, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку ограничивает количество участников Аукциона.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что требования к закупаемым товарам установлены исходя из потребностей Заказчика, с учетом эксплуатационных особенностей закупаемого товара.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих, что наличие обжалуемого требования к закупаемому товару по лоту N 2 "Гайковерт путевой" ограничивает количество участников Аукциона.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Жалобы Заказчиком в Документации неправомерно установлены требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, указывающие на конкретного производителя.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что техническим характеристикам закупаемых товаров по лотам NN 1, 2, установленных пунктом 2 Технического задания, соответствует товар конкретного производителя, а именно ООО "К".

При этом на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что в ответ на запрос о направлении технико-коммерческих предложений от 09.02.2022 N ИСХ-231/ЦДЗС ИП (по лоту N 1), от 30.12.2021 N ИСХ-2508/ЦДЗС ИП (по лоту N 2) Заказчиком получены коммерческие предложения от производителей закупаемого оборудования, подтверждающие готовность поставить товар, соответствующий требованиям Документации.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих, что требования к техническим и функциональным характеристикам закупаемого товара, представленные в Техническом задании, указывают на конкретного производителя.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

Учитывая изложенное, в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленного нарушения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 20.04.2022 N 69/ФАС/4-22 на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении аукциона в электронной форме N 1384/ОАЭ-ЦДЗС/22 на право заключения договора на поставку средств малой механизации (извещение N 1384/ОАЭ-ЦДЗС/22, размещенное на сайте www.rts-tender.ru) обоснованной в части ненадлежащего описания предмета закупки.

2. Признать ОАО "РА" нарушившим пункт 3 части 9, пункт 1 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать ОАО "РА", ООО "РБ" обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 28.04.2022 N 223ФЗ-170/22.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 28.04.2022 N 223ФЗ-170/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущий заседание Комиссии
ФАС России
Е.С. ДУБОВКИНА

Члены Комиссии
ФАС России
Е.Л. КРЮКОВА
Л.Н. СКИРДА