Решение ФАС РФ от 19.04.2018 по делу N 18/44/99/192

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 19.04.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2018 г. по делу N 18/44/99/192

О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение К. (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФКУ "У" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), при проведении ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФКУ "У" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по объекту: "Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг города Санкт-Петербурга. Реконструкция кольцевой автомобильной дороги вокруг города Санкт-Петербург на участке от станции Горская до Приозерского шоссе, Ленинградская область. Этап 1. Этап 2, с выполнением работ по разработке рабочей документации" (номер извещения - 0372100009918000036) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ на нескольких участках дороги, технологически и функционально несвязанных между собой, а также выполнение работ, технологически и функционально несвязанных между собой по характеру и составу, а именно выполнение работ по реконструкции, строительству и разработке рабочей документации.

2. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.04.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 226 539 585 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.05.2018;

5) дата проведения Аукциона - 11.05.2018.

1. По мнению Заявителя, Заказчиком, в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ на нескольких участках дороги, технологически и функционально несвязанных между собой, а также выполнение работ, технологически и функционально несвязанных между собой по характеру и составу, а именно выполнение работ по реконструкции, строительству и разработке рабочей документации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в рамках выполнения работ по контракту исполнителем осуществляется реконструкция единого участка одной дороги, общая протяженность которого составляет 23,6 километра, при этом на указанный объект закупки разработана единая проектная документация, прошедшая процедуру государственной экспертизы и размещенная в ЕИС.

Кроме того, представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Законом о контрактной системе, документация об Аукционе прошла процедуру обязательных общественных обсуждений, в результате проведения которой, замечания к формированию объекта закупки отсутствуют.

Представители Заказчика также пояснили на заседании Комиссии, что в соответствии с документацией об Аукционе и проектной документацией, в рамках исполнения контракта осуществляется исключительно работы по реконструкции единого участка существующей автомобильной дороги с разработкой соответствующей рабочей документации на основе ранее созданной проектной документацией, что, по мнению Заказчика, не способствует ограничению конкуренции и не противоречит Закону о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

На основании изложенного и учитывая, что в обращении Заявителя, который не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность как физическое лицо в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, не представлено доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные положения документации об Аукционе ограничивают количество участников закупки и не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия считает вышеуказанный довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, в том числе, требования к характеристикам товаров, к конкретным показателям материалов, компонентному составу, применяемому при изготовлении товаров, технологическим процессам изготовления указанных товаров, результатам испытаний.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Пунктом 1.2.1 документации об Аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, что участнику закупки необходимо представить конкретные показатели в отношении товаров, представленных в приложении N 2 к документации об Аукционе в соответствии с Инструкцией.

На заседании Комиссии установлено, что в приложении N 2 к документации об Аукционе установлены, том числе, следующие требования к товарам, используемым при выполнении работы, так, например: по позиции N 4 "Смесь щебеночно-песчаная" - "Наибольший размер зерен непрерывной гранулометрии должен быть 40 мм"; по позиции N 11 "Знаки дорожные тип 2.4" - "Фотометрические характеристики световозвращающей поверхности белого; серебристого элемента знака должны отвечать следующим требованиям: коэффициент световозвращения при угле освещения 5° при угле наблюдения альфа=20' должен быть >= 50 кд-лк-1-м-2, коэффициент световозвращения при угле освещения 10° при угле наблюдения альфа=20' должен быть >= 30 кд-лк-1-м-2, коэффициент световозвращения при угле освещения 20° при угле наблюдения альфа=20' должен быть >= 25 кд-лк-1-м-2, коэффициент световозвращения при угле освещения 30° при угле наблюдения альфа=20' должен быть >= 20 кд-лк-1-м-2, коэффициент световозвращения при угле освещения 40° при угле наблюдения альфа=20' должен быть >= 11 кд-лк-1-м-2; фотометрические характеристики световозвращающей поверхности красного элемента знака должны отвечать следующим требованиям: коэффициент световозвращения при угле освещения 5° при угле наблюдения альфа=20' должен быть >= 8 кд-лк-1-м-2, коэффициент световозвращения при угле освещения 10° при угле наблюдения альфа=20' должен быть >= 4,5 кд-лк-1-м-2, коэффициент световозвращения при угле освещения 20° при угле наблюдения альфа=20' должен быть >= 4 кд-лк-1-м-2, коэффициент при угле наблюдения 30° альфа=20' должен быть >= 3 кд-лк-1-м-2, коэффициент световозвращения при угле освещения 40° при угле наблюдения альфа=20' должен быть >= 2 кд-лк-1-м-2"; по позиции N 16 "Микростеклошарики" - "Максимально допустимое содержание дефектных микростеклошариков не должно быть более 30%, максимально допустимое содержание инородных частиц в микростеклошариках должно быть 3%, коэффициент преломления света не должен быть менее 1,5".

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 04.04.2018 N 429/18, Комиссия

решила:

1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 19.04.2018 N 18/44/99/192 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.