Временные методические рекомендации ГКАП РФ от 21.04.94 N ВБ/2053

"По выявлению монопольных цен"
Редакция от 21.04.1994 — Действует

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН
от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации предназначены для оказания методической помощи специалистам ГКАП России и его территориальных управлений при выявлении монопольных цен, устанавливаемых хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках и применяющими свободные цены.

Регулирование цен на товары (работы, услуги) и контроль за их применением осуществляется в установленном порядке и не является предметом настоящих Рекомендаций.

1.2. Рекомендации разработаны в соответствии с Законами Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О предприятиях и предпринимательской деятельности", а также на основе действующих нормативных документов по ценообразованию (перечень прилагается).

1.3. Рекомендации применяются при проверках соблюдения антимонопольного законодательства, в частности, статей 5 и 6 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

1.4. Настоящие Рекомендации могут быть использованы при анализе деятельности предприятий на предмет выявления ценового сговора наряду с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по ценовым соглашениям как форме ограничительной деловой практики и Временной методикой выявления и пресечения соглашений (согласованных действий), ограничивающих конкуренцию.

2. Понятие монопольной цены

2.1. По установленному порядку хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на товарных рынках, реализуют свою продукцию по свободным (рыночным) ценам (тарифам), кроме продукции, цены на которую регулируются постановлениями Правительства Российской Федерации.

2.2. Оптовые (на продукцию производственно-технического назначения) и отпускные (на товары народного потребления) цены и тарифы устанавливаются хозяйствующими субъектами самостоятельно или на договорной основе, исходя из сложившегося соотношения спроса и предложения (конъюнктуры рынка).

2.3. Под монопольной в настоящих Рекомендациях понимается цена, которая устойчиво отклоняется от ее возможного уровня на конкурентном рынке, сложившегося под воздействием спроса и предложения, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в целях реализации своих экономических интересов за счет злоупотребления монопольной властью. Монопольные цены подразделяются на монопольно высокие (низкие) и монопсонически низкие цены.

2.4. Монопольно высокой является цена, которая устанавливается хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в результате изъятия товаров из обращения с целью ее завышения для получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат за счет ущемления экономических интересов других хозяйствующих субъектов или граждан.

2.5. Монопольно низкой является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, которая при устойчивом спросе за счет преднамеренного снижения доходов (прибыли) в краткосрочном периоде затрудняет доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам и существенно ограничивает конкуренцию на рынке данного товара.

2.6. Монопсонически низкой ценой на покупаемый товар является цена, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим в качестве потребителя (покупателя) доминирующее положение на рынке данного товара, в целях получения сверхприбыли или/и компенсации необоснованных затрат путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.

2.7. В соответствии со ст. 5 Закона "О конкуренции..." установление монопольных цен хозяйствующим субъектом является злоупотреблением доминирующим положением на рынке при применении на свою продукцию свободных (рыночных) цен.

3. Признаки выявления монопольных цен

3.1.При рассмотрении признаков установления монопольных цен следует иметь в виду, что:

3.1.1. под изменением цен понимается их реальная динамика, учитывающая инфляционные процессы;

3.1.2. изменения объемов производства учитываются в натуральном, а не стоимостном выражении;

3.1.3. признаки монопольных цен могут выявляться не только прямо, через сравнение фактических цен и объемов производства с соответствующими значениями, которые имеются (или имелись бы) на конкурентном рынке, но и косвенно, путем анализа динамики цен объемов производства и т.д.

3.1.4. факты, формально свидетельствующие о наличии признаков монопольной цены, реально могут быть следствием сложившейся конъюнктуры рынка, а не злоупотреблением доминирующим положением на рынке со стороны хозяйствующего субъекта при установлении свободных цен. Поэтому наличие признаков монопольной цены не исключает, а предполагает проведение дальнейшего экономического анализа.

3.2. К наиболее характерным признакам монопольно высокой цены (при прочих равных условиях) могут быть отнесены:

3.2.1. повышение цены в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате:

преднамеренного сокращения объемов производства (реализации) при неизменном качестве;

скрытого уменьшения объемов производства (реализации) <*>

3.2.2. скрытое повышение цены <**> в целях компенсации необоснованных затрат или/и получения сверхприбыли в результате сокращения объемов производства (реализации);

3.2.3. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы других хозяйствующих субъектов или граждан.

<*> Под скрытым сокращением объема производства (реализации) понимается преднамеренное снижение качества продукции (за счет ухудшения потребительских свойств продукции, ее комплектации, ухудшения сервисного обслуживания и т.п.) при формально неизменной величине выпуска (реализации) в штуках, тоннах, метрах и т.д.

<**> Под скрытым повышением цены на продукцию понимается номинальная неизменность цены при снижении качества этой продукции или понижения цены при опережающем падении качества.

3.3. Наиболее характерными признаками монопольно низкой цены являются:

3.3.1. создание на рынке ситуации, при которой приобретение товара у других хозяйствующих субъектов становится экономически невыгодным;

3.3.2. продажа продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, по ценам ниже себестоимости и/или ниже уровня, который сложился на конкурентных рынках, и/или меньше среднеотраслевого (среднерегионального) уровня, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3.3.3. не обусловленное конъюнктурой рынка и динамикой издержек производства снижение прибыли в условиях стабильного (растущего) спроса на данный товар за определенный период времени;

3.3.4. различные комбинации вышеуказанных признаков, ущемляющих интересы конкурентов.

3.4. Наиболее характерными признаками монопсонически низкой цены являются:

3.4.1. не обусловленное уровнем потребностей сокращение объемов производства и недоиспользование мощностей предприятий - поставщиков;

3.4.2. покупка продукции хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, по ценам ниже того уровня, который сложился бы на конкурентных рынках, в частности, по ценам, не обеспечивающим продавцу получения прибыли на среднеотраслевом (среднерегиональном) уровне и/или возмещения себестоимости, если это не предопределено рыночной конъюнктурой;

3.4.3. не обусловлено конъюнктурой рынка повышение прибыли хозяйствующего субъекта, занимающего в качестве покупателя доминирующее положение на данном товарном рынке (или/и уровня заработной платы его работников), путем снижения собственных издержек производства (реализации) за счет поставщика.

4. Анализ признаков монопольно высоких цен

4.1. При выявлении фактов установления монопольной цены рекомендуется:

4.1.1. уточнить границы товарного рынка, на котором хозяйствующий субъект реализует свою продукцию, в соответствии с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по определению границ и объемов товарных рынков;

4.1.2. проверить наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке в соответствии с принятыми ГКАП России Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;

4.1.3. проанализировать данные, подтверждающие признаки установления монопольно высокой цены.

4.2. Рекомендуемые ниже методы выявления признаков монопольных цен являются приближенными, ни один из них в отдельности не может гарантировать полную достоверность выводов и только максимальная их совокупность повышает вероятность доказательности наличия монопольных цен.

4.3. При установлении наличия доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке анализ признаков монопольно высоких цен проводится в два этапа:

4.3.1. предварительный этап анализа;

4.3.2. этап полного (углубленного) анализа деятельности хозяйствующего субъекта.

4.4. В ходе предварительного этапа анализа сотрудниками антимонопольных органов:

4.4.1. изучается комплекс косвенных фактов, а именно: динамика цен, себестоимости, прибыли и рентабельности и объемов производства (Форма 1 Приложения N 3);

4.4.2. выбирается база сравнения и производится сопоставление фактического и базового уровня проверяемой цены (Формы 2, 3 Приложения N 3).

4.5. На этапе предварительного анализа прежде всего следует сравнить темпы роста цен на продукцию хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке этой продукции, с соответствующими отраслевыми или региональными (в зависимости от уровня наблюдения) индексами роста цен (инфляции). В случае отсутствия этих показателей сравнение следует проводить с индексом роста оптовых цен по промышленности (на продукцию производственно-технического назначения) и индексом роста цен на потребительские товары и услуги (на товары народного потребления).

При этом о возможном увеличении цен будут прямо свидетельствовать их фактическое резкое увеличение, косвенно - темпы роста цен, превышающие среднеотраслевые <*> (среднерегиональные) и/или темпы инфляции по промышленности в целом (по потребительским товарам и услугам).

<*> Под отраслью здесь и в дальнейшем понимается отрасль в экономическом смысле слова, т.е. совокупность хозяйствующих субъектов, производящих однородную по назначению продукцию. Поэтому в качестве отраслевых индексов инфляции (объемов производства) следует выбирать в порядке предпочтения индексы изменения цен (объемов производства): по группе товаров - подотрасли - отрасли (в административном понимании).

4.6. Наряду с ценовым анализом следует изучить динамику объемов производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке.

При этом о снижении объемов производства будут прямо свидетельствовать его реальное сокращение, косвенно - темпы спада производства, превышающие среднеотраслевые (среднерегиональные) и/или темпы сокращения производства по промышленности в целом.

Сочетание более высоких темпов роста цен на проверяемую продукцию с более высокими темпами спада производства по сравнению с их отраслевыми (региональными) показателями является косвенным свидетельством о наличии монопольного эффекта (повышения цен наряду со снижением объемов производства).

4.7. Для принятия более обоснованного решения следует проанализировать структуру цен (тарифов) на проверяемую продукцию в динамике (Форма 1 Приложения N 3). О злоупотреблении доминирующим положением на рынке дадут дополнительные косвенные доказательства:

рост себестоимости более быстрыми темпами, чем увеличение общего индекса инфляции по отрасли (региону, по России);

опережающий рост материальных затрат по сравнению с индексом роста оптовых цен в промышленности;

опережающий рост прибыли в структуре цены проверяемой продукции по сравнению с темпами роста прибыли по отрасли (в промышленности), региону (по России);

значительное превышение уровня зарплаты на предприятии над среднеотраслевым и/или среднерегиональным уровнем (по России);

повышение рентабельности продукции, по которой проверяемое предприятие доминирует на рынке, над среднеотраслевыми показателями рентабельности.

4.8. Для дополнительного обоснования можно сопоставить темпы роста цен, себестоимости (отдельных элементов затрат) и уровней рентабельности по монополизированной и немонополизированной продукции проверяемого предприятия.

Так, если темпы роста свободных цен, себестоимости, прибыли и рентабельности проверяемой продукции хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, существенно превысили темп роста этих показателей на продукцию этого же предприятия, по которой оно не является монополистом, это дополнительно указывает на возможное злоупотребление доминирующим положением в части установления монопольно высоких цен.

4.9. В случае, если анализ косвенных фактов покажет возможность установления монопольно высоких цен, необходимо определить базовую точку сравнения - приближенное значение конкурентной цены. Здесь возможны следующие подходы:

4.9.1. За базовую (конкурентную) при соответствующих возможностях и условиях можно взять цену, которая сложилась (на данном или соседнем) конкурентном рынке такого же (или аналогичного товара) по одному из вариантов, приведенных в таблице 1.

Таблица 1

ВАРИАНТЫ ВЫБОРА ТОВАРА И РЫНКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ЦЕНЫ

.   Товар Тот же, того же хозсубъекта Тот же, другого хозсубъекта Аналогичный, того хозсубъекта Аналогичный, другого хозсубъекта
 .   
  .  
Рынок   .
Федеральный уровень наблюдения
Федеральный    - + / - + +
Мировой    + + + / - + / -
Региональный уровень наблюдения
Региональный    - + / - + +
Федеральный    + + + / - + / -
Другого региона    + + + / - + / -

Примечание к таблице 1:

1. Знак (-) означает неприемлемость варианта; знак (+) означает предпочтительный вариант; знак (+/-) обозначает приемлемый, но менее предпочтительный вариант.

2. При выборе в качестве базы сравнения цены на мировом рынке конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по официальному биржевому курсу американского доллара.

4.9.2. При невозможности взять за базу реальную конкурентную цену в ее качестве ориентировочно можно рассматривать цену, которую можно приближенно рассчитывать по следующей формуле:

Рк = Рф х J / Jф, (1)

где Рк - базовая цена, руб.;

Рф - фактическая цена предприятия - монополиста, руб.;

J - отраслевой (региональный) индекс роста цен (инфляции) по данной группе продукции, % (см. сноску);

Jф - фактический рост цен на проверяемую продукцию, %.

4.10. ГКАП России или его территориальные управления на основе жалоб потребителей и по результатам предварительного анализа еще не могут принять окончательное решение о злоупотреблении доминирующим положением на рынке путем установления монопольно высоких цен. Результаты предварительного анализа не могут служить основанием для выдачи предписания хозяйствующему субъекту. Однако уже на этом этапе можно предпринять попытку сбалансировать интересы сторон по принципу "справедливой цены". В этом случае предприятие может обосновать уровень цен на свою продукцию в антимонопольных органах, для чего представить необходимые материалы: калькуляцию издержек, сведения о динамике объемов производства, анализ конъюнктуры рынка, сведения о рентабельности производства и т.д. ГКАП России (территориальные управления) совместно с органами ценообразования и представителями органов власти и управления, в составе образованных ими совместных комиссий должны проанализировать, с одной стороны, представленные материалы, а с другой - аргументацию потребителей продукции и должны в каждом конкретном случае (в присутствии представителей предприятия - монополиста и основных потребителей его продукции) принять совместное сбалансированное решение по уровню т.н. "справедливой цены" (см. Форму 4, Приложение N 3), которое обеспечило бы максимальное удовлетворение потребностей рынка в сочетании с обоснованным соблюдением финансовых интересов производителя продукции.

4.11. При проведении полного (углубленного) анализа деятельности хозяйствующего субъекта на предмет установления монопольно высоких цен уточняются параметры их формирования по результатам маркетингового исследования рынка, динамики цен и объемов производства, проверки обоснованности издержек и направлений расходования прибыли.

4.12. На этом этапе уточняется значение базовой (конкурентной) цены, полученное в ходе предварительного ценового анализа:

4.12.1. При выборе в качестве базы сравнения цены проверяемой продукции на соседнем конкурентном рынке базовую цену необходимо скорректировать по формуле:

Рк* = Рф х Jk / Jф, (2)

где Рк* - базовая цена (уточненное значение конкурентной цены), руб.;

Рк - цена проверяемой продукции на соседнем, конкурентном рынке, руб.;

Jк - региональный индекс роста цен на соседнем, конкурентном рынке, %.

Jф - фактический индекс роста цен в проверяемом регионе.

Примечания:

1) По продукции производственно-технического назначения сравнение следует проводить по соответствующим индексам роста оптовых цен по промышленности.

2) По товарам народного потребления целесообразно сопоставлять индексы роста цен на потребительские товары и услуги.

4.12.2. При выборе в качестве базы сравнения цены на мировом рынке по продукции, стоимость которой на внутреннем российском рынке находится значительно ниже мировых цен, базовая цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета мировой цены по паритету покупательной способности рубля и доллара США на дату продажи, а не только по официальному биржевому курсу доллара. Здесь же должны быть учтены различия в системах налогообложения, экспортные и импортные пошлины, проведен сравнительный анализ рентабельности и т.д.

4.12.3. При выборе в качестве базы сравнения цены товара - аналога конкурентная цена на проверяемую продукцию получается в результате пересчета базовой цены с использованием нормативно-параметрических методов расчета цен.

4.12.4. При уточнении значения базовой цены, рассчитанной по формуле (1), следует "очистить" себестоимость и прибыль от экономически необоснованных затрат и расходов. Для этого рекомендуется проанализировать структуру цен (тарифов) на проверяемую продукцию и обоснованность всех видов затрат по статьям калькуляции (по форме 4 Приложения N 3), провести анализ использования прибыли. В частности, о необоснованности затрат в составе себестоимости или расходов при распределении прибыли будут свидетельствовать следующие факты:

уменьшение объемов производства при наличии того же (или сниженного, но не пропорционально) количества рабочего и управленческого персонала проверяемого предприятия;

неэффективное использование дорогостоящего оборудования;

перенос на себестоимость продукции затрат или расходование прибыли по направлениям, не вызванным производственной необходимостью;

недогруженные производственные мощности;

значительное превышение уровня материальных затрат и зарплаты (с учетом дополнительных выплат) на предприятии над соответствующим среднеотраслевым и (или) среднерегиональным уровнем и т.д.

Из фактической себестоимости (прибыли) проверяемой продукции затраты (расходы), признанные необоснованными, вычитаются.

"Справедливая" цена, которая определяется как сумма себестоимости, проверенной на обоснованность по всем статьям калькуляции, и прибыли, объективно необходимой на развитие предприятия, предполагает необходимость учета специфических особенностей экономического положения предприятия и особенностей ценообразования на его продукцию. В частности, к таким особенностям хозяйствующего субъекта, проверяемого на предмет ценовых злоупотреблений, могут быть отнесены:

объективная необходимость в средствах на расширение и модернизацию производства, переподготовку и переквалификацию кадров;

объективная необходимость (в силу отсутствия средств у муниципального или областного бюджета) содержать на балансе предприятия организации и учреждения социальной сферы (жилье, детские сады, столовые и т.п.);

высокая ставка акциза по отношению к отпускной цене и т.п.

Дополнительные затраты (расходы), признанные обоснованными, которые получены в результате расчетов в соответствии с п. 4.12.4, должны быть оставлены в составе себестоимости (прибыли) проверяемой продукции.

4.13. При принятии решения о наличии монопольно высокой (низкой) цены следует убедиться, что факты, формально свидетельствующие о монополистической деятельности, действительно продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой хозяйствующего субъекта и подтверждают наличие у него злоупотребления доминирующим положением на рынке, а не вызваны изменением рыночной конъюнктуры (См. рис. 3, Приложение N 2).

4.14. Полученные величины конкурентной цены необходимо скорректировать на соотношение спроса и предложения на данный вид продукции, полученные в результате маркетингового анализа рынка.

4.15. Изучение на этапе предварительного анализа динамики объемов производства продукции, по которой хозяйствующий субъект доминирует на товарном рынке, следует дополнить учетом потенциальных возможностей проверяемого хозяйствующего субъекта по производству монополизированной продукции (коэффициент сменности оборудования, загрузка производственных мощностей, наличие запасов товарной продукции на складах, незапланированные отпуска работников без сохранения содержания, динамика численного состава работающего персонала и т.п.).

При квалификации монопольно высокой цены решение антимонопольного органа может базироваться на основном сопутствующем признаке, который определяется при анализе деятельности хозяйствующего субъекта, установившего монопольно высокую цену:

а) при сокращении объемов производства предписание может содержать требование увеличения объема выпуска до величины примерно равной 80% от проектной мощности. При наличии потребности в этой продукции увеличение объема выпуска приведет к падению цены до минимально возможной (См. рис. 2, Приложение N 2);

б) при сохранении объемов производства, но уменьшении поставок на рынок сопутствующим признаком злоупотребления является увеличение запасов на складе. В этом случае предписание должно содержать требование реализации излишних запасов готовой продукции;

в) сохранение излишней численности работающих проявляется в завышении накладных расходов. Предписание может содержать требование снижения накладных расходов или увеличение объемов производства в соответствии с численностью работающих.

4.16. В исключительных случаях действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, по установлению монопольно высокой (низкой) цены могут быть признаны правомерными, если он докажет, что его действия способствовали или будут способствовать насыщению товарного рынка или улучшению потребительских свойств товара и повышению его конкурентоспособности, в частности, на внешнем рынке.

5. Особенности порядка рассмотрения дел

5.1. Порядок рассмотрения дел, формирование комиссий, вопросы применения штрафных санкций за установление монопольных цен осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России.

5.2. Дела по выявлению монопольно цен у хозяйствующих субъектов, доминирующих на федеральном товарном рынке, рассматриваются Комиссией по монопольным ценам, создаваемой при ГКАП России. К работе Комиссии привлекаются специалисты Минэкономики России (органов ценообразования), Госкомстата России, представители заинтересованных министерств и ведомств, конкретных производителей и потребителей проверяемой продукции.

5.3. Дела по выявлению монопольно высоких цен у хозяйствующих субъектов, доминирующих на местных товарных рынках, рассматриваются комиссиями при территориальных управлениях ГКАП России. К работе Комиссий привлекаются заинтересованные представители органов исполнительной власти (в частности, органов ценообразования и статистики) республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, конкретных производителей и потребителей проверяемой продукции.

5.4. Решения, принятые антимонопольными органами по фактам установления монопольных цен, являются окончательными и могут быть опротестованы в установленном порядке.

5.5. При выявлении монопольно высокой (низкой) цены или монопсонически низкой цены на основании решения комиссии ГКАП России (территориальное управление) хозяйствующему субъекту, доминирующему на товарном рынке, выдается предписание снизить (повысить) цену до уровня "справедливой" (конкурентной), увеличить объемы производства и/или повысить качество выпускаемой продукции, изменив или расторгнув договор в установленные Комиссией сроки. Дополнительно ГКАП России (территориальное управление) может обязать его информировать в течение определенного периода времени о всех случаях повышения цен путем их декларирования.

5.6. Хозяйствующий субъект, доминирующий на товарном рынке, которому дано предписание, должен исполнить его в установленный в нем срок и уведомить ГКАП России (его территориальное управление) об исполнении предписания.

Приложение N 1

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СВОБОДНЫХ (РЫНОЧНЫХ) ЦЕН

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.12.91 N 55 "О мерах по либерализации цен".

2. "Временное положение о порядке применения свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и тарифов на услуги", утвержденное Министерством экономики и финансов Российской Федерации 23.12.91 N 339.

3. "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552.

4. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.94 N С1-7/ОП-169 "О практике рассмотрения споров, связанных с применением антимонопольного законодательства".

Приложение N 2

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОНОПОЛЬНОЙ И КОНКУРЕНТНОЙ ЦЕНЫ

В настоящем Приложении дается теоретическое и методологическое обоснование основным положениям "Временных методических рекомендаций по выявлению монопольных цен" (в дальнейшем - Рекомендации).

К разделу 1. "Общие положения"

Рекомендации устанавливают цели, условия, методы и ограничения при выявлении монопольных цен на товары (работы, услуги), реализуемые на рынках Российской Федерации по свободным ценам.

Рекомендации применяются при анализе ценовых злоупотреблений доминирующим положением на монополизированных рынках.

Под монополизированным рынком понимается рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством хозяйствующих субъектов, один из которых (или группа хозяйствующих субъектов, проводящих единую ценовую политику) занимает на этом рынке доминирующее положение в соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (статья 4), а также Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, утвержденными Приказом ГКАП России, а остальные хозяйствующие субъекты не имеют возможности существенного увеличения поставок на рынок.

Рекомендации не распространяются на рынки типа совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, а также типа олигополии, если олигополия не имеет монополизированной структуры.

Квалификация монопольных цен осуществляется только по отношению к хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на соответствующем рынке.

Регулирование цен естественных и государственных монополий в настоящее время осуществляется в установленном порядке, а в обозримом будущем - в соответствии с Законом Российской Федерации "О естественных и государственных монополиях", после его утверждения Государственной Думой.

Целью выявления монопольных цен является пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке в соответствии со статьей 5 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

К разделам 2. "Понятие монопольной цены" и 3. "Признаки выявления монопольных цен"

Основными параметрами рынка являются цена, спрос и предложение. Их взаимодействие иллюстрируется прежде всего с помощью модели свободной конкуренции на рис. 1 (Р - цена товара, Q - его количество на рынке).

    P ¦     .Д
      ¦        .                               S.
      ¦           .                          .
    Рм+-------------¬М                   .
      ¦             ¦   .            .
      ¦             ¦      .  K  .
    Рк+-------------+---------¬
      ¦             ¦      .  ¦  .
      ¦             ¦  .      ¦     .
      ¦             ¦         ¦        .Д
      ¦       S  .  ¦         ¦           .
      ¦       .     ¦         ¦
      L-------------+---------+-------------------
                   Qм        Qк                 Q

Рис. 1. Модель рыночного равновесия и установление монопольно высокой цены

Рыночное поведение потребителя подчиняется закону спроса <*>. Графическая иллюстрация этого закона - кривая спроса Д-Д - в каждой своей точке показывает обратную зависимость между ценой спроса и его величиной. Цена спроса - это предельная (максимальная) сумма денег, которую покупатели еще согласны отдать за приобретение товара (при данной величине предложения). Важно отметить, что выше цены спроса рыночная цена товара подняться не может, так как у покупателей не хватит денег, чтобы расплатиться с продавцом.

Поведение производителя (продавца) на рынке подчиняется закону предложения <**>, который графически изображается кривой предложения S-S. Каждая точка кривой предложения иллюстрирует прямую зависимость между ценой предложения и количеством товара, предлагаемым производителями (продавцами) на рынке. Цена предложения - это предельная (минимальная) цена, за которую производители (продавцы) еще согласны продавать свой товар (при данной величине спроса). Ниже этой минимальной цены рыночная цена снизиться уже не может, так как это сделает продажу товара экономически нецелесообразной.

<*> Спрос в данной модели - это предельное (максимальное) количество товара, которое потребители могут приобрести на рынке при данной цене. Закон спроса: платежеспособный спрос на товар растет с уменьшением его цены и сокращается при ее росте.

<**> Предложение в данной модели - это предельное (максимальное) количество товара, которое производители (продавцы) выставят на рынок для продажи при данной цене. В соответствии с законом предложение товара растет с увеличением его цены и сокращается при ее уменьшении.

Рыночная (равновесная) цена - это та цена, которая одновременно устраивает и продавцов, и покупателей. Ситуация рыночного равновесия наступает тогда, когда:

1) величина предложения совпадает с величиной спроса;

2) цена спроса равняется цене предложения.

Графически рыночное равновесие определяется точкой пересечения кривых спроса Д-Д и предложения S-S. В условиях свободной конкуренции рыночная (равновесная) цена является конкурентной. Свободная конкуренция предполагает такое (достаточно) большое количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать существенное влияние на уровень рыночной цены. Важно отметить, что кривая спроса Д-Д и предложения S-S складываются соответственно из кривых спроса и кривых предложения отдельных хозяйствующих субъектов. При монополизации рынка ситуация существенно изменяется.

В случае "чистой" монополии на рынке есть одна фирма - производитель (продавец), или все фирмы - производители (продавцы) слились в одну (образовали холдинг) под единым организационным и/или финансовым контролем, или между производителями (продавцами) существует ценовой сговор. В этой ситуации монополист может выбрать на кривой спроса любую, наиболее выгодную для него точку (вполне возможно, чисто эмпирическим путем через ряд итераций), такую комбинацию параметров (цена Рм - объем продаж Qм), которая обеспечит ему максимальную реализацию его рыночной стратегии. Здесь возможны три ситуации:

1) Монополист, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке, устанавливает другую, более высокую (по сравнению с конкурентной) цену. При этом более высокой цене соответствует сократившийся объем производства и, как правило, возросший размер прибыли монополиста (на рис. 1 это точка М). Такие действия в юридических терминах ст. 5 Закона РФ "О конкуренции" называются изъятием товаров из обращения с целью повышения цен. Цена, ущемляющая интересы потребителей, называется для краткости (ввиду отсутствия этого понятия в Законе) монопольно высокой ценой (п. 2.4 Рекомендаций).

2) Противоположная ситуация - предприятие, монопольно хозяйничающее на рынке, снижает цены с целью ограничения конкуренции. Юридически это трактуется как создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам, а в Рекомендациях - как установление монопольно низких цен (п. 2.5).

Разновидностью монопольно низкой цены является монопсонически низкая цена. Для монополизированных рынков в случае монопсонии потребитель, либо единственный, либо занимает доминирующее положение как потребитель и другие потребители существенно не влияют на распределение продаж.

Монопсонически низкой ценой на монополизированном рынке является цена, устанавливаемая потребителем, занимающим как потребитель на этом рынке доминирующее положение, которая ниже равновесной цены Рк (см. рис. 1). Монопсонически низкая цена устанавливается в целях получения сверхприбыли путем снижения издержек за счет выгоды поставщика (п. 2.6).

Статьей 5 Закона "О конкуренции" вышеописанные ситуации квалифицируются в качестве монополистической деятельности - как злоупотребление доминирующим положением на рынке и поэтому такие действия хозяйствующего субъекта запрещаются.

3) Монополия, опасаясь потенциальной конкуренции и желая упрочить свои позиции на рынке, не злоупотребляет на нем своим доминированием на рынке: не повышает, а снижает цены, не уменьшает, а увеличивает объемы производства, повышает качество продукции, внедряет передовые технологии и т.д. Уровень цен на ее продукцию незначительно превышает конкурентный, а само это превышение достигается за счет активной политики стимулирования сбыта, рекламы, использования фирменных товарных знаков, гарантирующих первоклассное качество товара и т.п.

Классическим примером в этом плане является американская корпорация ИБМ по производству компьютеров.

Две последних ситуации пока нетипичны (за исключением применения монопсонически низких цен), а поэтому не злободневны для современных российских экономических условий. В связи с изложенным в Рекомендациях акцент делается на проблеме выявления и пресечения монопольно высоких цен, ограничиваясь только определением и признаками монопольно (монопсонически) низких цен. Методология их выявления и соответствующие формы анализа могут быть самостоятельно разработаны работниками антимонопольных органов по аналогии с предложенными в Рекомендациях методологией и формами выявления монопольно высоких цен.

Монополист может манипулировать не только уровнем цены и объемами производства своей продукции, но и ее качеством. Учитывая, что ухудшение потребительских свойств товаров равнозначно скрытому повышению цен или (и) снижению их производства. Рекомендации определяют наиболее типичные признаки монопольно высокой цены так, как это сформулировано в п. 3.1.

К разделу 4. "Анализ признаков монопольно высоких цен"

При рассмотрении фактов установления монопольных цен следует иметь в виду, что изменения цен (с учетом инфляционных процессов) и объемов производства (в натуральном выражении) определяются по отношению к их значениям, которые имели или имели бы место на конкурентном рынке, а не по отношению к их величинам, достигнутым в предыдущий период времени. Однако динамика цен и объемов производства во времени может наиболее оперативно дать важные косвенные свидетельства (информативные сигналы) о потенциальной возможности ценовых злоупотреблений доминирующим положением на рынке. Поэтому в ходе предварительного анализа прежде всего изучается комплекс косвенных фактов, а именно: динамика цен, себестоимости, рентабельности и объемов производства (п.п. 4.5 - 4.8, Форма 1 Приложения N 3), а затем выбирается ценовая база сравнения и производится сопоставление фактического и базового уровня проверяемой цены (п. 4.9, Формы 2,3 Приложения N 3).

Наиболее сложную проблему представляет собой определение конкурентной цены на проверяемую продукцию и соответственно отклонения от нее фактической цены, по которому в сочетании с фактами изъятия товаров из обращения можно делать заключение об установлении монопольно высокой цены.

Цена в условиях свободной конкуренции (конкурентная цена) равняется предельным издержкам. Однако механизм определения предельных издержек является теоретической категорией и не нашел широкого применения в хозяйственной практике.

За базовую при соответствующих возможностях и условиях можно взять цену такого же или аналогичного товара, которая сложилась на конкурентном (данном или соседнем) рынке. Например, на рынке соседней области (региональный уровень наблюдения) или даже мировую цену (федеральный уровень).

Наиболее простым является случай, когда хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на каком-либо товарном рынке, одновременно поставляет свою продукцию и на конкурентный рынок.

Например, хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение на местном рынке, но, кроме него, продает свою продукцию на федеральном рынке (на рынке соседнего региона), на котором реализация продукции осуществляется по конкурентным ценам. Повышение цены на местном рынке выше конкурентной будет с большой долей вероятности означать возможность злоупотребления доминирующим положением путем установления монопольно высоких цен.

Другой пример: "АвтоВАЗ", производя 69,7% всех легковых автомобилей в России, занимает бесспорное доминирующее положение на российском рынке. В то же время он поставляет свои "Жигули" на мировой рынок, в частности - на французский. В ноябре 1993 г. цена "восьмерки" на российском (монополизированном) рынке составляла 9200 долл. США (в пересчете по курсу Центрального банка России), на французском (конкурентном) - 6600 долл. При этом французскому покупателю гарантируется предпродажная фирменная подготовка. Если в результате проверки выяснится, что цена на французском рынке обеспечивает рентабельность, близкую к нормальной, то можно ставить вопрос о монополистическом злоупотреблении ценами.

За товар - аналог для российских "Жигулей" можно принять какую-либо модель на российском рынке подержанных импортных автомобилей. Так, рекламная кампания вазовской продукции в Англии проходила под девизом "новый автомобиль по цене подержанного". Таким образом, цена подержанного автомобиля на российском рынке (равного по стоимости нашим новым "Жигулям" в Англии) даст примерное значение конкурентной цены.

В качестве конкурентной цены можно взять цену на конкурентном рынке аналогичного товара, близкого к анализируемому по основным показателям, а цену пересчитать с использованием параметрических методов. Например, аналогом российских "Жигулей" на американском рынке является "Шевроле-Кавальер". Цена этой модели 11800 долл. Чтобы получить ценовой ориентир для вазовской модели, необходимо с помощью соответствующих экспертов оценить в денежной форме (и вычесть из базовой цены 11800 долл.) такие удобства американской модели, как автоматическая коробка передач; тормоза противоблокировочной конструкции; гидроусилитель руля; кондиционер; автоматическое закрывание и открывание дверей; стереоприемник; гарантия на 50000 миль или на три года эксплуатации; престижность новой модели и т.д. При этом следует учесть дороговизну сервисного обслуживания и запчастей в российских условиях.

Варианты выбора товара и рынка для определения конкурентной цены сведены в таблицу 1, приведен способ расчета базовой цены (п. 4.9.2 Рекомендаций). Полученные значения параметров должны быть скорректированы в соответствии с пп. 4.11 - 4.15.

Следует заметить, что приведенные методы определения конкурентной цены являются приближенными, а полученная в результате их применения цена не может называться конкурентной, поскольку она является результатом пересчета реальной конкурентной цены на такой же (или аналогичный) товар, взятый на другом (данном) рынке, либо установлена аналитически (затратным способом). Реальное значение конкурентной цены может определить только рынок в условиях совершенной конкуренции, поэтому рассчитанная тем или иным способом цена будет, строго говоря, квазиконкурентной.

Поэтому практически важен случай, когда базовые точки отсчета можно взять из реальной ситуации на реальном монополизированном рынке. Одной из форм изъятия товаров из обращения является сокращение его производства предприятием - монополистом при неполном использовании производственных мощностей и устойчивом спросе на данный товар. Эта ситуация изображена на рис. 2.

 
    P ¦     .Д
      ¦        .                               S.
      ¦           .                          .
    Рм+-------------¬М                   .
      ¦             ¦  .              .
    Pn+-------------+----¬ .  K  .
    Рк+-------------+----+----¬
      ¦             ¦    ¦ .  ¦  .
      ¦             ¦  . ¦    ¦     .
      ¦             ¦    ¦    ¦        .Д
      ¦       S  .  ¦    ¦    ¦           .
      ¦       .     ¦    ¦    ¦
      L-------------+----+----+-------------------
                   Qм   Qn   Qк                 Q

Рис. 2. Модель рыночного равновесия и выявление монопольно высокой цены при неполном использовании производственных мощностей

Если монополист полностью использует производственные мощности (т.е. на 80% проектной мощности), выпуская QN продукции по цене PN, и не может даже при желании достичь параметров конкурентного рынка (QK - PK), то в этом случае его нельзя рассматривать как нарушителя антимонопольного законодательства. Поэтому его зона злоупотребления доминирующим положением на рынке сокращается на кривой спроса с участка К - М до участка N - М. Базовой точкой сравнения теперь становится не точка К с координатами (QK, РК).

Монопольно высокой ценой на монополизированном рынке является цена, устанавливаемая товаропроизводителем (поставщиком), занимающим доминирующее положение на этом рынке, которая выше минимальной возможной цены,- QN.

Монопольно высокая цена устанавливается в этом случае в целях компенсации затрат на содержание неиспользуемых по назначению производственных мощностей и (или) излишней рабочей силы, и (или) убытков, связанных с уничтожением товаров, созданием искусственного дефицита, а также получениям сверхприбыли.

При принятии решения о наличии монопольно высокой (низкой) цены необходимо учитывать возможность, что факты, формально свидетельствующие в пользу вывода о монополистической деятельности, реально вызваны изменением рыночной конъюнктуры, а не продиктованы ценовой, производственной и финансовой политикой проверяемого хозяйствующего субъекта (рис. 3).

Так, повышение цен может быть не следствием монопольного эффекта, а результатом изменения платежеспособного спроса, объективного роста издержек производства вследствие удорожания сырья, материалов, комплектующих изделий в условиях инфляции (см. рис. 3). К росту цен может привести сокращающийся объем производства, обусловленный разрывом хозяйственных связей, неплатежами и т.д. Снижение цен может быть вызвано не стремлением хозяйствующего субъекта к созданию препятствий для входа на рынок своего товара, а резким падением спроса, затовариванием и т.п.

 
    P ¦                        S1 .
      ¦                         .
      ¦         . Д1          .
      ¦             .       .
    Рв+-----------------¬ B
      ¦        . Д      ¦   .                 S .
      ¦           .   . ¦       .            .
    Ра+-------------¬А  ¦           .    .
      ¦           . ¦  .¦            .  .
      ¦         .   ¦   ¦  .  K  .          .  Д1
    Рк+-------------+---+-----¬                  .
      ¦  S1 .       ¦   ¦  .  ¦  .
      ¦   .         ¦  .¦     ¦     .
      ¦             ¦   ¦     ¦        .Д
      ¦       S  .  ¦   ¦     ¦           .
      ¦       .     ¦   ¦     ¦
      L-------------+---+-----+-------------------
                   Qм        Qк                 Q
 

Рис. 3. Спад объемов производства, сопровождающийся повышением цен, вызванный изменением рыночной конъюнктуры, вследствие:

- объективного увеличения издержек производства (перемещения кривой предложения из положения S-S в положение S1-S1) - точка А, в которой Ра > Рк, а Qа < Qк;

- объективного увеличения издержек производства (перемещения кривой предложения из положения S-S в положение S1-S1) плюс возрастания спроса (перемещения кривой спроса из положения Д-Д в положение Д1-Д1) - точка В, в которой Рв > Рк, а Qа < Qк.

Ответ на вопрос: монополистическая деятельность или следствие конъюнктуры рынка - может дать только конкретный экономический анализ в каждом индивидуальном случае. В этом могут помочь опросы основных потребителей, изучение коммерческой и финансовой документации предприятия.

К разделу 5. "Особенности порядка рассмотрения дел"

СХЕМА
ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕСЕЧЕНИЯ МОНОПОЛЬНЫХ ЦЕН

 
       ---------8"------------------T---------8-----------¬
       ¦                            V                     V
       V               -------------+--------¬   ---------+-------¬
   ----+-------¬       ¦                     ¦   ¦                ¦
 ->+  Заявитель+----5->+Хозяйствующий субъект+-7>+АРБИТРАЖНЫЙ суд ¦
 ¦ L----T-T--T--  --6->+                     ¦   ¦                ¦
 ¦   ^  2 0  ^    ¦    L---T---T---T------T---   L-----------------
 ¦   1  V V  3    ¦        ^   2   ^      ^
 ¦   L-¬¦ ¦  ¦    ¦        1   V   3      ¦
 ¦    -++-+--+----+--------+---+---+--¬   ¦
 ¦    ¦   ГКАП России (ТУ)            ¦   L-----------------------¬
 ¦    +-------------------------------+                           ¦
 ¦    ¦  Комиссия по монопольным ценам¦                           ¦
 ¦    +-------------------------------+      ------------------¬  ¦
 ¦    ¦         определяет:           +--1->-+Госкомстат России¦  ¦
 ¦    ¦    - доминирующее положение на+<-2---+(облуправления)  ¦  ¦
 ¦    ¦       рынке хозяйствующего    ¦      L------------------  ¦
 ¦    ¦         субъекта;             ¦       ------------¬       ¦
 ¦    ¦             проводит:         +---1-->¦Научные и  ¦       ¦
 ¦    ¦          - предварительный и  ¦       ¦экспертные ¦       ¦
 ¦    ¦       полный анализ           +-<-2---¦организации¦       ¦
 ¦    L-----T--------------------------       L------------       ¦
 ¦          ¦                                                     ¦
 ¦          V                                                     ¦
 L---4"-----+-----------------------------4------------------------

0 - Жалоба заявителя. Номер 0 означает, что ГКАП (ТУ) может начать проверку на предмет нарушения антимонопольного законодательства по собственной инициативе (без жалоб потребителей).

1 - Запрос необходимой информации.

2 - Поступление запрашиваемой информации.

3 - Определение о возбуждении дела.

4 - Предписание ГКАП (ТУ) о снижении цен, направляемое хозяйствующему субъекту.

4" - Копия заявителю предписания ГКАП (ТУ) о снижении цен.

5 - Изменение условий договора или его расторжение.

6 - Штраф, налагаемый в случае неисполнения предписания.

7 - Обжалование со стороны производителя решения ГКАП (ТУ) о снижении цен и претензий потребителя.

8 - Решение Арбитражного суда.

8" - Копия решения Арбитражного суда потребителю.

Приложение N 3

ФОРМА
ДЛЯ АНАЛИЗА ВЫЯВЛЕНИЯ МОНОПОЛЬНО ВЫСОКИХ ЦЕН

Форма 1

Динамика параметров на проверяемую продукцию

Предприятие:____________________________________

Наименование продукции:_________________________

Монополизированный рынок______________________

Наименование параметров Индекс изменения параметра проверяемой продукции, % за период Данные для сравнения: индексы изменения по Выводы комиссии
немонополизированной продукции тов. группе (под) отрасли (региону) промышленности России
Цена       
себестоимость       
в т.ч.       
материальные затраты       
прибыль       
рентабельность       
Дополнительные показатели:       
средняя зарплата       
численность работающих       
объемы производства в натуральном измерении       

Примечания к форме 1 (и последующим формам): 1. Все индексы для сравнения берутся, как правило, с 1 января 1992 г. (с момента применения свободных цен), если иное не продиктовано необходимостью, и могут быть для большей убедительности детализированы разбивкой по кварталам, месяцам и т.д. 2. Необходимо указывать источник получения информации, с обязательным указанием, если она носит официальный характер.

Форма 2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОЙ ЦЕНЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ С ФАКТИЧЕСКОЙ

Предприятие:____________________________________

Наименование продукции:_________________________

Монополизированный рынок______________________

Конкурентный рынок_____________________________

Цена проверяемой продукции на монополизированном рынке Цена проверяемой продукции на конкурентном рынке Превышение монопольной цены над конкурентной в % Рентабельность Базовая цена (уточненная конкурентная цена) Выводы комиссии
проверяемой продукции продукции на конкурентном рынке

Форма 3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БАЗОВОЙ ЦЕНЫ ЧЕРЕЗ ТОВАР - АНАЛОГ

Предприятие:________________________________________

Наименование продукции:_____________________________

Товар - аналог_______________________________________

Монополизированный рынок__________________________

Конкурентный рынок_________________________________

Цена проверяемой продукции на монополизированном рынке Цена товара - аналога на конкурентном рынке Параметры, по которым продукция отличается от товара - аналога Стоимостная оценка параметров Конкурентная цена (уточненная) Выводы комиссии

Форма 4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ "СПРАВЕДЛИВОЙ" ЦЕНЫ

Предприятие:________________________________________

Наименование продукции:_____________________________

Монополизированный рынок__________________________

Наименование показателя Фактическое значение показателя на момент проверки Объективные отклонения показателя Фактическое значение показателя на момент проверки - объективные отклонения Выводы комиссии
Розничная цена за ед. продукции, в т.ч. НДС     
Специальный федеральный налог     
Акциз     
Торговая надбавка     
Снабженческо-сбытовая наценка     
Отпускная цена     
в т.ч.     
прибыль себестоимость     
в т.ч.     
1) материальные затраты:     
- сырье и материалы     
- топливо и энергия     
- комплектующие изделия     
2) основная зарплата произв. рабочих     
3) доп. зарплата произв. рабочих и отчисления на соцстрах     
4) накладные расходы     
5) прочие расходы     

Пояснения по заполнению формы 4:

1. Данные берутся по статьям калькуляции на единицу изделия.

2. НДС, специальный федеральный налог, акциз, торговая надбавка и снабженческо-сбытовая наценка принимаются на уровне, устанавливаемом в соответствии с действующим порядком.

3. При необходимости каждый структурный элемент себестоимости может быть подвергнут дальнейшей детализации.

4. Форма 4 предназначена для определения "справедливой" цены на продукцию монополиста - производителя. Для монополистов - посредников, организаций оптовой и розничной торговли форма составляется аналогично, учитывая специфику калькуляции себестоимости и ценообразования.