Решение ФАС РФ от 18.05.2022 по делу N 22/44/104/157ГОЗ

"О признании жалобы необоснованной: информация не включена в реестр, так как поставщиком подтверждено наличие обстоятельств непреодолимой силы, не позволяющих ему исполнить обязательства по контракту"
Редакция от 18.05.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2022 г. по делу N 22/44/104/157ГОЗ

ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)

при участии посредством системы видеоконференц-связи представителей ФКУ "Ц" Б., Х., ООО "М" А.,

рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение, направленное ФКУ "Ц" (далее - Заказчик) о включении информации об ООО "М" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр)

установила:

Заказчик направил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию об ООО "М" для включения в Реестр.

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.

Заказчиком 19.02.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку автобусов (тип Б) (закупка в рамках ГОЗ) (номер извещения в ЕИС - 0373100056021000085).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 260 895 000 рублей.

Между Заказчиком и ООО "М" заключен государственный контракт от 26.03.2021 N 2122188200852007722093367/0373100056021000085_44654 (далее - Контракт), цена которого составила 260 895 000 рублей.

Согласно пункту 1.1 Контракта поставщик обязуется поставить грузополучателю товар (Автобус (тип Б) Автобус пассажирский туристического класса Voyager 628403) (далее - Товар), определенный в разнарядке (пункт 13 Контракта), в количестве и ассортименте указанном в спецификации (пункт 14 Контракта), согласно техническому заданию (пункт 15 Контракта), в сроки, установленные Контрактом, а Заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного Товара.

Пунктом 10.1 Контракта установлен срок действия Контракта - со дня его подписания до 30.07.2022 включительно.

Согласно пункту 3.2 Контракта срок исполнения поставщиком обязательств по поставке Товара в полном объеме - до 01.12.2021. Днем исполнения поставщиком обязательства по поставке Товара считается дата оформления грузополучателем акта о приемке Товара.

В пункте 13 Контракта установлено, что поставщик обязуется передать грузополучателю Товар в количестве 15 единиц.

В силу пункта 4.2.2 Контракта приемка Товара по качеству и комплектности осуществляется должностными лицами УПЗ ДТ МВД России. По согласованию с УПЗ ДТ МВД России приемка товара по качеству и комплектности может осуществляться грузополучателями (комиссиями, назначенными руководителями баз (складов) хранения ресурсов), или других подразделений МВД России).

Из представленных ООО "М" материалов следует, что заводом-производителем Товара ООО "С" (далее - Завод-производитель) в адрес ООО "М" направлено письмо от 25.10.2021 N 21/10, согласно которому Завод-производитель вынужден остановить производство по причине введенных Указом Президента РФ от 20.10.2021 N 595 нерабочих дней в октябре - ноябре 2021, в связи с чем ООО "М" направлено в адрес Заказчика письмо от 01.11.2021 N 01/701 о возможном нарушении сроков производства и поставки Товара.

На заседании Комиссии представитель ООО "М" пояснил, что ООО "М" направило в адрес Заказчика письмо от 15.11.2021 N 01/639, согласно которому поставка комплектующих для сборки Товара в адрес Завода-производителя производится с нарушением сроков, в связи с чем Товар будет поставлен партиями: 1 этап - 4 единицы до 01.12.2021; 2 этап - 2 единицы до 25.12.2022; 3 этап - 9 единиц в 1 квартале 2022.

В ответ на указанное письмо Заказчик направил в адрес ООО "М" письмо от 18.11.2021 N ЦС/ОТиГСМ-9681, согласно которому Заказчик согласился принять Товар в полном объеме после истечения срока поставки Товара в пределах действия Контракта до 01.02.2022.

По состоянию на 24.12.2021, ООО "М" поставлен, а Заказчиком принят Товар в количестве 7 единиц на сумму 21 751 000 рублей, что подтверждается актами от 10.12.2021 N 3/0000351, от 24.12.2021 N 3/0000415.

В связи с тем, что Товар в количестве 8 ед. не поставлен, Заказчик письмами от 31.01.2022 N ЦС/ОТиГСМ-778, от 24.02.2022 N ЦС/ОТиГСМ-1591 продлевает срок поставки Товара в полном объеме до 01.04.2022.

Из материалов обращения следует, что 09.03.2021 ООО "М" поставлен Товар в количестве 1 единицы на сумму 17 393 000 рублей (акт от 09.03.2022 N 3/0000007).

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 10.8 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что, по состоянию на 14.04.2022 Товар в полном объеме не поставлен, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 14.04.2022 N ЦС/ОТИГСМ-3168 (далее - Решение).

Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360-ФЗ;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ, части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе 14.04.2022 Решение размещено в ЕИС, а также направлено Заказчиком заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу нахождения ООО "М", указанному в Контракте.

Согласно материалам Обращения подтверждение вручения Решения ООО "М" Заказчиком не получено, в связи с чем датой надлежащего уведомления является дата по истечении пятнадцати дней с даты размещения Решения в ЕИС, а именно 30.04.2022.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закон о контрактной системе десятидневного срока ООО "М" не устранены нарушения обязательств по Контракту, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 11.05.2022.

Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

На заседании Комиссии представитель ООО "М" пояснил, что Завод-производитель направил в адрес поставщика письмо от 23.03.2022 N 35, согласно которому производство и поставка оставшегося Товара невозможна из-за обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем ООО "М" направило в адрес Заказчика письмо от 23.03.2022 N 01/36 с предложением рассмотреть возможность расторжения Контракта по соглашению сторон.

Представитель ООО "М" также дополнил, что не получив ответа на указанное письмо, ООО "М" в адрес Заказчика направило письмо от 14.04.2022 N 01/51, в котором ООО "М" предлагает заменить оставшийся не поставленный Товар на аналогичный.

На заседание Комиссии представитель ООО "М" в дополнение к вышесказанному представил заключение Союза "Т" от 17.05.2022 N 2022-ФМ-69, согласно которому Союз "Т" свидетельствует о наличии обстоятельств непреодолимой силы у поставщика, не позволяющие ООО "М" исполнить обязательства по Контракту.

Подпунктом "в" пункта 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078) установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, в том числе принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта, а также надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что информация об ООО "М" не подлежит включению в Реестр.

Комиссия, руководствуясь статьей 104, пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,

решила:

Информацию, представленную Заказчиком об ООО "М" (ИНН: <...>), в Реестр не включать.

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.