Решение ФАС РФ от 28.04.2022 по делу N 005/01/17-67/2022

"Об оставлении жалобы без удовлетворения: в рассматриваемом случае у заказчика отсутствовала возможность для оценки подлинности договора подряда, представленного участником закупки"
Редакция от 28.04.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2022 г. по делу N 005/01/17-67/2022

Резолютивная часть решения объявлена "21" апреля 2022 года.

В полном объеме решение изготовлено "28" апреля 2022 года.

Коллегиальный орган Федеральной антимонопольной службы - Апелляционная коллегия Федеральной антимонопольной службы (далее - Апелляционная коллегия) в составе: председателя Апелляционной коллегии: "<...>"; заместителя председателя Апелляционной коллегии: "<...>"; членов Апелляционной коллегии: "<...>"; "<...>"; "<...>", в присутствии (по видеоконференц-связи): от ООО "П": "<...>"; от Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан: "<...>", "<...>"; от ООО "ИА": "<...>"; от Дагестанского УФАС России: "<...>", "<...>"; "<...>",

рассмотрев на заседании Апелляционной коллегии жалобу ООО "П" на решение Дагестанского УФАС России от 24.03.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 005/01/17-67/2022, (уведомление о дате, времени и месте рассмотрения жалобы размещено на официальном сайте ФАС России www.fas.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"),

установила:

В ФАС России в порядке статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО "П" (далее - Заявитель) на решение Дагестанского УФАС России от 24.03.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 005/01/17-67/2022 (далее также - Решение, Дело).

Решением Дагестанского УФАС России прекращено рассмотрение Дела по признакам нарушения Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее также - Комитет, Заказчик) пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях нарушения антимонопольного законодательства при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству общеобразовательной организации (номер извещения в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0103200008421002595), выразившегося в ненадлежащем проведении оценки заявки участника закупки ООО "ИА" (далее также - Победитель).

Заявитель с вынесенным решением Дагестанского УФАС России не согласен, считает, что данное решение нарушает единообразие практики применения антимонопольными органами норм антимонопольного законодательства.

Доводы заявителя изложены в жалобе, в частности, Заявитель указывает, что Дагестанским УФАС России не учтено, что Комитетом при оценке заявки ООО "ИА" не проведена проверка исполнения договора от 11.01.2009 N 02-Д с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности общества.

В ходе рассмотрения жалобы Апелляционной коллегией установлено следующее.

В Дагестанское УФАС России поступила жалоба ООО "П" о нарушении антимонопольного законодательства при проведении Заказчиком открытого конкурса в электронной форме 06.10.2021 с номером извещения N 0103200008421002595 "Выполнение работ и оказание услуг, связанных с одновременным выполнением инженерных изысканий, подготовкой проектной документации, разработкой рабочей документации, выполнением работ по строительству объекта капитального строительства, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта: "Строительство общеобразовательной организации на 420 ученических мест в городе Избербаш Республики Дагестан" с начальной (максимальной) ценой контракта 477 946 210,00 рублей (далее - Конкурс).

По итогам рассмотрения вышеуказанной жалобы Дагестанским УФАС России было возбуждено Дело, в рамках рассмотрения которого было установлено следующее.

Победителем Конкурса признано ООО "ИА".

Также Дагестанским УФАС России установлено, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлены в соответствии с требованиями критериев оценки заявок участников закупки, установленных конкурсной документацией, в том числе договор от 11.01.2009 N 02-Д на выполнение работ по строительству жилого многоквартирного комплекса со вспомогательным корпусом "Парк Авеню" с ценой 1 061 001 122,47 рубля, заключенный между ООО "ИБ" и ООО "К", акт приемки законченного строительства объекта от 15.10.2017 по форме КС-11, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.11.2017 N 05-308-316-2017.

Также Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлено решение единственного участника от 23.07.2020 о смене наименования ООО "К" на ООО "ИА".

В рамках рассмотрения Дела Дагестанским УФАС России было отклонено ходатайство ООО "П" об истребовании выписок с банковских счетов ООО "ИВ" для проверки прохождения денежных средств.

На основании изложенного, Дагестанское УФАС России пришло к выводу о правомерности действий Заказчика при оценке заявки ООО "ИА" по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", в связи с чем рассмотрение Дела по признакам нарушения Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции было прекращено.

По результатам рассмотрения жалобы ООО "П" на решение Дагестанского УФАС России от 24.03.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 005/01/17-67/2022 Апелляционная коллегия установила следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, несвязанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно статье 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерии, в том числе цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно, в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии в соответствии с законодательством Российской Федерации данных требований к указанным товару, работе или услуге).

Статьями 54.1 - 54.7 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) регламентирован порядок проведения электронного конкурса.

Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе (ред. от 02.07.2021) конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).

В конкурсной документации по рассматриваемому в Деле конкурсу (номер извещения в ЕИС 0103200008421002595) по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен показатель "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".

В рассматриваемой конкурсной документации установлено:

"...По данному показателю оцениваются контракты (договоры), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства за исключением линейного объекта в качестве генерального подрядчика, исполненные за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

При этом к оценке будут приниматься исполненные контракты (договоры) за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок в настоящем конкурсе, цена каждого из которых составляет не менее 3 000 000,00 (три миллиона) рублей.

Сведения об опыте выполнения работ предоставляются в любой удобной форме в электронном виде и подтверждаются представлением копий следующих документов:

- исполненные контракты (договоры) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сносу объектов капитального строительства за исключением линейного объекта в качестве генерального подрядчика, исполненные за последние 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;

- акты выполненных работ и/или иные документы, предусмотренные контрактами (договорами) на выполнение работ, подтверждающие приемку законченного строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и сносу объектов капитального строительства за исключением линейного объекта, содержащие все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающие стоимость исполненных контрактов (договоров) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанные документы (документ) должны быть подписаны (подписан) не ранее чем за 5 лет до даты подачи заявки. Заказчиком учитываются представленные участником в составе заявки акты выполненных работ по исполненным контрактам (договорам);

- разрешения на ввод объектов в эксплуатацию по указанным контрактам (договорам) (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.".

ООО "ИА" для оценки по данному показателю представлен договор подряда от 11.01.2009 N 02-Д на строительство жилого многоквартирного комплекса со вспомогательным корпусом "Парк Авеню" по ул. Генерала Омарова на сумму 1 061 001 122,47 рублей, заключенный между ООО "ИБ" и ООО "К" (в настоящее время ООО "ИА"), акт приемки законченного строительства объекта от 15.10.2017 по форме КС-11, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.11.2017 N 05-308-316-2017.

Исходя из материалов Дела решением единственного участника от 23.07.2020 ООО "К" (ОГРН <...>) сменило наименование на ООО "ИА" (ОГРН <...>).

Также в составе заявки на участие в Конкурсе ООО "ИА" была представлена пояснительная записка к бухгалтерскому балансу, в которой было указано о смене собственника указанного общества и его наименования.

Кроме того, в материалы Дела ООО "ИА" была представлена нотариально заверенная копия договора от 11.01.2009 N 02-Д между ООО "ИБ" и ООО "К".

Учитывая изложенное, Апелляционная коллегия соглашается с выводом Дагестанского УФАС России о том, что указанные документы согласно установленному в конкурсной документации порядку оценки являются достаточными для подтверждения опыта исполнения контракта. При этом объективная возможность для проверки подлинности и действительности представленного участником закупки договора подряда у заказчика в рассматриваемом случае отсутствовала.

Апелляционной коллегией также отклоняется довод ООО "П" о том, что при определении победителя Комитетом были допущены нарушения антимонопольного законодательства, а именно, неправомерно принят к оценке представленный ООО "ИА" в подтверждение опыта исполнения работ контракт (договор) на сумму 1 061 001 122,47 рублей, исполнение которого не подтверждается показателями финансово-хозяйственной деятельности общества, вследствие чего мог быть нарушен порядок определения победителя Конкурса, в связи со следующим.

В целях подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с Дополнительными требованиями к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99, необходимо представить копию исполненного контракта (договора), копию акта (актов) выполненных работ, копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Как указывалось ранее, все вышеуказанные документы были представлены ООО "ИА" в составе заявки на участие в Конкурсе и оценены Комитетом.

При этом заказчик не вправе требовать иные документы, не предусмотренные действующим законодательством.

Таким образом, конкурсной комиссией Заказчика указанные документы Победителя правомерно приняты в качестве подтверждения опыта по соответствующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".

Оценка и установление факта подтверждения исполнения представленного Победителем в составе заявки договора подряда от 11.01.2009 N 02-Д с точки зрения показателей финансово-хозяйственной деятельности общества законодательством и конкурсной документацией не предусмотрена и не являлась обязательной для анализа со стороны Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан.

С учетом изложенного, по мнению Апелляционной коллегии, Дагестанским УФАС России правомерно был сделан вывод об отсутствии в действиях Комитета по государственным закупкам Республики Дагестан нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, поскольку в рассматриваемом случае у заказчика отсутствовала возможность для оценки подлинности договора подряда, представленного участником закупки.

Согласно части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа коллегиальный орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения; отменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа; изменить решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Апелляционная коллегия

решила:

оставить жалобу ООО "П" на решение Дагестанского УФАС России от 24.03.2022 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 005/01/17-67/2022 без удовлетворения.

Согласно части 15 статьи 23 Закона о защите конкуренции решение коллегиального органа, принятое по результатам пересмотра решения и (или) предписания территориального антимонопольного органа, вступает в силу с момента его размещения на официальном сайте федерального антимонопольного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с частью 1.1 статьи 52 Закона о защите конкуренции решение по итогам рассмотрения жалобы на решение и (или) предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.