Решение ФАС РФ от 29.04.2022 по делу N 28/06/105-1166/2022

"О признании жалобы обоснованной: действия оператора электронной площадки нарушают ч. 13 ст. 24.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 29.04.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2022 г. по делу N 28/06/105-1166/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ИП Б. (далее - Заявитель) на действия ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении "М" (далее - Заказчик), комиссией по осуществлению закупок "М" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), Республиканским агентством по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку туристического инвентаря в целях реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0102200001622001877) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона.

Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 13.04.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 387 484,65 рубля;

4) источник финансирования - бюджет субъекта Российской Федерации, КБК - 8060703512E254910244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 21.04.2022;

6) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;

7) дата проведения процедуры подачи ценовых предложений - 21.04.2022;

8) в период подачи ценовых предложений, предложение о цене контракта подавали 7 участников Аукциона;

9) по итогам рассмотрения заявок, поданных участниками закупки на участие в Аукционе, 9 заявок участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе;

10) победителем Аукциона признано ООО "С" с предложением о цене контракта в размере 4 975 289,12 рублей.

В соответствии с частью 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

Согласно части 1 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов Заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке.

В силу части 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Пунктом 1 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:

а) путем блокирования денежных средств, внесенных участником закупки на банковский счет, открытый таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации). Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;

б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 43 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший заявку на участие в закупке, вправе в соответствии с частью 10, частью 11 статьи 43 Закона о контрактной системе отозвать такую заявку до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, дата и время окончания срока подачи заявок 21.04.2022 08:00 (МСК+5).

На заседании Комиссии установлено, что 19.04.2022 в 13:36 (МСК) Заявителем подана заявка на участие в Аукционе с обеспечением заявки в виде независимой гарантии, при этом указанная заявка 20.04.2022 в 19:36 (МСК) отозвана Заявителем.

Вместе с тем, 20.04.2022 в 19:40 (МСК) Заявителем подана заявка на участие в Аукционе с обеспечением заявки в виде денежных средств на специальном счете N 40802810929340001719, открытом в АО "А" (далее - Специальный счет, Банк), которая 20.04.2022 в 19:41 (МСК) принята Оператором электронной площадки.

Также, представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что 20.04.2022 в 19:41 Оператор электронной площадки направил запрос в Банк на блокирование денежных средств на Специальном счете, а также представил сведения согласно которым Банк 20.04.2022 в 19:41 денежные средства на Специальном счете заблокировал.

Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки при направлении вторых частей заявок участников закупки направлен, в том числе, номер реестровой записи независимой гарантии Заявителя.

При этом на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что независимая гарантия Заявителя в составе заявки на участие в Аукционе не соответствует требованиям, установленным частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе, в связи с чем 25.04.2022 при рассмотрении заявок участников закупки заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в связи с тем, что Заявитель отозвал заявку с предоставлением независимой гарантии для обеспечения заявки на участие в Аукционе и подал заявку на участие в Аукционе с предоставлением обеспечения заявки на участие в Аукционе в виде предоставления денежных средств на Специальном счете, действия Оператора электронной площадки, неправомерно направившего реестровый номер независимой гарантии, нарушают часть 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП Б. обоснованной.

2. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 13 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 29.04.2022 по делу N 28/06/105-1166/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.