ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2022 г. по делу N 28/06/105-1177/2022
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГКУ НО "Г" (далее - Заказчик), ГКУ НО "Ц" (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение ремонта участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в Кстовском, Володарском, Павловском, Богородском, Арзамасском, Ардатовском, Большемурашкинском, Сеченовском, Сергачском, Гагинском, Краснооктябрьском, Лукояновском, Починковском районах и городах областного значения Дзержинск, Кулебаки, Навашино Нижегородской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0832200006622000274) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки и банка в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно возвратившего заявку Заявителя на участие в Конкурсе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 04.05.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения довода обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.05.2022.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 05.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 356 124 511,84 рублей;
4) источник финансирования - областной бюджет Нижегородской области, КБК - 10304091410220600244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 25.04.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей - 26.04.2022;
8) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников Конкурса соответствующими требованиям извещения о Конкурсе и Закона о контрактной системе;
9) дата подведения итогов - 26.04.2022;
10) победителем Конкурса признано ООО "Н" с предложением о цене контракта в размере 1 220 512 060 рублей.
1. Согласно подпункту "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае отсутствия номера реестровой записи в реестре независимых гарантий, размещенном в единой информационной системе, несоответствия идентификационного кода закупки, для обеспечения заявки на участие в которой выдана независимая гарантия, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки, приглашении, а также если сумма независимой гарантии менее размера обеспечения заявок на участие в закупке, установленного заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 6 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одновременно с возвратом заявки на участие в закупке, предусмотренным пунктом 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет участнику закупки, подавшему такую заявку, уведомление о возврате заявки на участие в закупке с указанием оснований ее возврата. Возврат заявок на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 Закона о контрактной системе. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок.
В силу пункта 4 части 5 статьи 44 Закона о контрактной системе в случае предоставления обеспечения заявки на участие в закупке в виде независимой гарантии оператор электронной площадки посредством взаимодействия с реестром независимых гарантий, размещенным в единой информационной системе, не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке проверяет наличие номера реестровой записи в таком реестре, сумму независимой гарантии, а также соответствие идентификационного кода закупки, указанного в независимой гарантии, идентификационному коду закупки, указанному в извещении об осуществлении закупки. Оператор электронной площадки возвращает заявку подавшему ее участнику закупки в соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 статьи 44 Закона о контрактной системе случаях, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия.
В силу части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия, используемая для целей Закона о контрактной системе, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр независимых гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением независимых гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе. Ведение такого реестра осуществляется путем включения в соответствии с порядком, предусмотренным частью 8.2 статьи 45 Закона о контрактной системе, таких информации и документов в реестр и присвоения номера реестровой записи. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр независимых гарантий гарант направляет принципалу выписку из реестра независимых гарантий.
Пунктом 5 Правил ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра независимых гарантий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что в целях ведения реестра гарант не позднее рабочего дня, следующего за днем выдачи независимой гарантии, формирует и включает в соответствии с Правилами указанные в пункте 4 Правил информацию и документы в реестр.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил установлено, что в реестр включаются информация и документы, указанные в части 9 статьи 45 Закона о контрактной системе, а также идентификационный код закупки (при наличии).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса срок окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 25.05.2022 в 12:00.
Согласно извещению о проведении Конкурса размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе составляет 67 806 225,59 рублей.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Оператором электронной площадки неправомерно возвращена заявка на участие в Конкурсе, поскольку в реестре независимых гарантий отсутствует информация о независимой гарантии, выданной Заявителю банком для целей обеспечения заявки.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем при подаче заявки на участие в Конкурсе в качестве способа обеспечения заявки на участие в Конкурсе выбрана независимая гарантия от 21.04.2022 N БГ-04-2022-1, выданная банком АКБ "П" (ПАО), которой присвоен уникальный реестровый номер N 03Q2525705616322003202 (далее - Независимая гарантия).
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Независимая гарантия в реестре независимых гарантий не содержала идентификационный код закупки, предусмотренный пунктом 1 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе, в связи с чем заявка Заявителя на участие в Конкурсе возвращена на основании подпункта "ж" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Банком при размещении Независимой гарантии в реестре независимых гарантий не указан идентификационный код закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки, выразившиеся в возврате заявки Заявителя на участие в Конкурсе не противоречат Закону о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, что Оператором электронной площадки не обеспечена надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Аукциона, в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.
Вместе с тем представители Банка на заседании Комиссии сообщили, что информация о Независимой гарантии размещена 21.04.2022 в реестре независимых гарантий, при этом представители Банка пояснили, что при размещении Независимой гарантии в реестре независимых гарантий допущена техническая ошибка, а именно Банком внесены сведения в реестр независимых гарантий о том, что Независимая гарантия выдана для закупки, осуществляемой в соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Банка нарушают часть 8 статьи 45 Закона о контрактной системе.
2. Решением ФАС России от 04.05.2022 по делу N 28/06/105-1139/2022 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены следующие нарушения:
- пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащего порядка оценки участников закупки в детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в объединении Заказчиком, Уполномоченным органом, в один объект закупки выполнение работ по ремонту участков 22 автомобильных дорог, не имеющих общих границ, расположенных в разных районах и городах областного значения Нижегородской области Российской Федерации, а также в установлении в проекте государственного контракта Извещения положение о необходимости согласования с Заказчиком составов асфальтобетонных смесей.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта, в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.
2. Признать в действиях Банка нарушение части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выдано предписание об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения государственного контракта, по данному делу предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.