Решение ФАС РФ от 19.05.2022 по делу N 22/44/93/81

"О согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем): к обращению заказчика приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок"
Редакция от 19.05.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 мая 2022 г. по делу N 22/44/93/81

О СОГЛАСОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное АО "Г" (далее - Заказчик) в соответствии с правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,

установила:

1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

Наименование закупки Реконструкция и техническое перевооружение сборочных производств водородных ступеней и разгонных блоков АО "Г", г. Москва
Способ закупки Электронный аукцион (далее - Аукцион) Номер извещения 2073400001222000003
Дата размещения извещения 13.04.2022 Начальная (максимальная) цена контракта (рублей) 4 491 802 160,62
Дата окончания срока подачи заявок 29.04.2022 Количество заявок, поданных на участие в Аукционе 2
Дата рассмотрения заявок 05.05.2022 Количество заявок, соответствующих требованиям извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение) 1
Наименование единственного исполнителя (подрядчика, поставщика) ООО "А", ИНН: <...>
Цена контракта, предложенная единственным исполнителем (рублей) 4 491 802 160,62

Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно пункту 11 Правил контрольный орган в сфере закупок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.

К обращению Заказчика приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и Извещения, а также согласие единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт на условиях, предусмотренных Извещением, и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в Извещении.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в редакции, действующей на дату размещения извещения) заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включаются наименования, фамилии, имена, отчества (при наличии), идентификационные номера налогоплательщика (аналог идентификационного номера налогоплательщика в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства для иностранного лица): а) участников (членов) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя); б) учредителей унитарного юридического лица.

Пунктом 26 Извещения установлено следующее: "Отсутствие в предусмотренном Законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к участникам закупки не в соответствии с действующей редакцией Закона о контрактной системе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.

Комиссией установлено, что Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен электронный документ "Приложение 4. Виды работ", в котором содержится перечень из 27 видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в совокупном стоимостном выражении не менее 25 процентов цены контракта.

Вместе с тем Заказчиком по данной закупке является АО "Г", которое не является государственным, муниципальным заказчиком и не заключает государственные, муниципальные контракты в соответствии с Законом о контрактной системе, в связи чем требование об установлении положений, предусмотренных Постановлением N 570, к закупке не применяется.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно установившего в Извещении перечень возможных видов работ из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 12 Правил, Комиссия

решила:

1. Согласовать АО "Г" возможность заключения государственного контракта по итогам проведения Аукциона с номером извещения 2073400001222000003 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "А" на условиях, предусмотренных Извещением, и по цене, не превышающей 4 491 802 160,62 руб.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1.1 статьи 31, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 19.05.2022 по делу N 22/44/93/81 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.