Решение ФАС РФ от 25.05.2022 N 223ФЗ-206/22

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц""
Редакция от 25.05.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2022 г. N 223ФЗ-206/22

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "Н" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе: ведущего заседание комиссии - заместителя начальника управления - начальник правового отдела N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Ж., членов Комиссии ФАС России: заместителя начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Б., советника правового отдела N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа С. при участии представителей: ОАО "РА": О. (доверенность от 05.02.2021 N ЦДЗС-4/Д), представители ООО "Н", ООО "РБ" (далее - Оператор) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "Н" от 13.05.2022 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 16.05.2022 N НП/25867/22, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку и выполнение монтажных и пусконаладочных работ специализированного технологического оборудования для ремонта подвижного состава (извещение N 690/ОКЭ-ЦДЗС/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "Н" (далее - Заявитель) от 13.05.2022 б/н, направленная письмом Московского УФАС России от 16.05.2022 N НП/25867/22, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку и выполнение монтажных и пусконаладочных работ специализированного технологического оборудования для ремонта подвижного состава (извещение N 690/ОКЭ-ЦДЗС/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РА", утвержденным решением совета директоров ОАО "РА" (протокол от 06.04.2022 N 14) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее - Извещение), конкурсной документацией (далее - Документация):

1. Извещение размещено на сайте Оператора www.rts-tender.ru - 29.04.2022;

2. Начальная (максимальная) цена договора 294 000 000 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 25.05.2022;

4. Дата рассмотрения заявок участников закупки - 08.06.2022;

5. Дата подведения итогов Конкурса - 09.06.2022.

Согласно части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания 20.05.2022 Комиссией ФАС России на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции объявлен перерыв до 25.05.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Из Жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в Документации требование к участнику закупки о наличии опыта внедрения объектов в различных метеорологических условиях.

Представитель Заказчика с доводом Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно пункту 199 Положения о закупке Заказчик в закупочной документации вправе устанавливать иные единые требования к участникам закупки, в том числе квалификационные требования, в зависимости от технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РА" к поставщикам (исполнителям, подрядчикам).

Вместе с тем в силу пункта 202 Положения о закупке в зависимости от предмета закупки, отраслевой специфики, технических, технологических, функциональных (потребительских) характеристик товаров, работ, услуг, требований, предъявляемых к их безопасности, и/или иных показателей, связанных с определением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации, нормативными документами ОАО "РА" к поставщикам (исполнителям, подрядчикам), заказчиком могут устанавливаться квалификационные требования, в том числе не перечисленные в пунктах 199 - 201 Положения о закупке, а также перечни документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия указанным требованиям.

Такие требования могут определяться путем экспертной оценки (в том числе на основании анализа рынка) и устанавливаться в нормативных документах Заказчика.

Согласно Извещению, Документации предметом закупки является поставка и выполнение монтажных и пусконаладочных работ специализированного технологического оборудования для ремонта подвижного состава.

Подпунктом 6 пункта 2 "Требования к товарам, работам, услугам" приложения N 1.1 "Техническое задание" к Документации (далее - Техническое задание) установлены иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, в том числе следующее:

"Компания-поставщик должна иметь опыт работы с:

- объектами подготовки котлов железнодорожных вагонов-цистерн (далее - КЖЦ) под налив и в ремонт производительностью более 50 единиц в сутки (не менее 3-х неаффилированных объектов с подтверждением соответствующими актами);

- очисткой КЖЦ из-под самых разнообразных нефтеостатков, включая тяжелые мазуты, стабильные газовые конденсаты, битумы и т.п.;

- подготовкой КЖЦ как в ремонт, так и под налив, в т.ч. самолетного топлива;

- не менее 10-ти неаффилированными с КЖЦ объектами внедрения в различных метеорологических условиях, включая районы Крайнего Севера, подтвержденный соответствующими актами внедрения".

В соответствии с пунктом 4 Технического задания поставка товара и выполнение работ осуществляется по адресам, указанным в приложении N 1.1.1 "Детализирующий график" к Документации, а именно: Краснодарский край, г. Крымск; Астраханская обл., Красноярский р-он, ст. Аксарайская II; Самарская обл., г. Сызрань; Пермский край, г. Пермь; Оренбургская обл., г. Орск.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика сообщил, что вышеуказанное требование о наличии опыта выполнения работ по объекту закупки распространяется исключительно на победителя Конкурса.

Вместе с тем согласно подпункту 22 пункта 12 раздела 3 Положения о закупке победителем является участник конкурентной закупки, предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора в соответствии с условиями конкурентной закупки.

Согласно письменным пояснениям Заказчика, требуемые к поставке КЖЦ являются мобильными и могут быть перенесены и установлены в иных регионах Российской Федерации, в том числе в районах Крайнего Севера.

Кроме того, на заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика отметил, что оспариваемая привязка к районам Крайнего Севера установлена не в отношении выполнения работ по подготовке и установке КЖЦ, а обусловлена необходимостью функционирования КЖЦ при низких температурах атмосферного воздуха.

Комиссия ФАС России, изучив представленные материалы, приходит к выводу о несопоставимости предмета закупки и требования к победителю закупки о наличии опыта внедрения объектов в различных метеорологических условиях, включая районы Крайнего Севера, поскольку, указанные в Документации адреса поставки и эксплуатации оборудования не относятся к районам Крайнего Севера.

При этом отсутствие у участника закупки вышеуказанного опыта, а также подтверждающих документов, не является подтверждением невозможности надлежащего исполнения обязательств по договору, заключаемому по результатам Конкурса, что ограничивает количество участников закупки.

Вместе с тем представитель Заказчика не представил доказательств, о необходимости наличии у участников закупки опыта выполнения работ по предмету закупки в вышеуказанном регионе Российской Федерации.

Таким образом, действия Заказчика, установившего излишнее требование к победителю Конкурса, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и нарушают пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссией ФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России

решила:

1. Признать жалобу ООО "Н" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) от 13.05.2022 б/н, направленную письмом Московского УФАС России от 16.05.2022 N НП/25867/22, на действия (бездействие) заказчика ОАО "РА" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку и выполнение монтажных и пусконаладочных работ специализированного технологического оборудования для ремонта подвижного состава (извещение N 690/ОКЭ-ЦДЗС/22, размещенное на сайте https://www.rts-tender.ru) обоснованной.

2. Признать ОАО "РА" нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений, в соответствии с принятым решением от 25.05.2022 N 223ФЗ-206/22.

4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы дела от 25.05.2022 N 223ФЗ-206/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ведущего заседание Комиссии ФАС России:
А.Е. ЖЛУКТА

Члены Комиссии ФАС России:
К.М. БАБОЯН
М.В. СМИРНОВ