Решение ФАС РФ от 25.05.2022 N 223ФЗ-212/22

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 25.05.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2022 г. N 223ФЗ-212/22

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ ООО "МА" НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ЗАКАЗЧИКА ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе: <...>.,

при участии представителей:

"МБ": <...>, <...>,

ООО "МА": <...>,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "МА" от 13.05.2022 N 10 К-22, направленную письмом Московского УФАС России от 17.05.2022 N НП/26123/22, на действия (бездействие) заказчика "МБ" при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории (со сносом здания по адресу: Москва, р-н Басманный, ул. Большая Почтовая, д. 61-67, стр. 1) по адресу: Москва, р-н Басманный, ул. Большая Почтовая, д. 61 (ЦАО) (извещение N 32211343147), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

В ФАС России поступила жалоба ООО "МА" (далее - Заявитель) от 13.05.2022 N 10 К-22, направленная письмом Московского УФАС России от 17.05.2022 N НП/26123/22, на действия (бездействие) заказчика "МБ" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории (со сносом здания по адресу: Москва, р-н Басманный, ул. Большая Почтовая, д. 61-67, стр. 1) по адресу: Москва, р-н Басманный, ул. Большая Почтовая, д. 61 (ЦАО) (извещение N 32211343147) (далее - Конкурс, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В силу положений части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг "МБ", утвержденным решением совета директоров "МБ" (протокол от 30.11.2021) (далее - Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, конкурсной документацией (далее - Извещение, Документация), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1. Извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.04.2022;

2. Начальная (максимальная) цена договора - 1 298 199 776 рублей;

3. Дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.05.2022;

4. На участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

5. Дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Конкурсе - 20.05.2022;

6. Дата подведения итогов Конкурса - 20.05.2022;

7. По результатам подведения итогов закупки победителем Конкурса признано ООО "К" с предложением о цене договора в размере 1 291 708 777,12 рублей.

В целях полного и всестороннего рассмотрения представленных материалов Комиссией ФАС России объявлен перерыв с 23.05.2022 до 25.05.2022.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в том числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований Закона о закупках и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

Согласно доводу Жалобы права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, поскольку Заказчиком неправомерно проводится Конкурс, ввиду расторжения Заказчиком договора, заключенного по аналогичному предмету закупки.

Представители Заказчика с доводом Жалобы не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Положения о закупке и Документации.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются установленными в Законе о закупках принципами, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.

Аналогичные принципы закупочной деятельности Заказчика установлены в пункте 1.3 Положения о закупке.

Частью 17 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении конкурса и документацию о закупке не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Согласно пункту 45.2 Положения о закупке договор может быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке в случае, если это было предусмотрено документацией о закупке и договором.

Пунктом 45.6 Положения о закупке установлено, что договор считается расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения договора не предусмотрен действующим законодательством Российской Федерации, договором либо не определен соглашением сторон.

В соответствии с пунктом 45.9 Положения о закупке в случае расторжения договора заказчик вправе заключить договор с участником процедуры закупки, с которым заключается договор при уклонении от заключения договора участника, признанного победителем закупки, в случае согласия такого участника закупки заключить договор, за исключением случаев одностороннего расторжения договора заказчиком.

Пунктом 3 Документации установлено, что предметом Конкурса является оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: Жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории (со сносом здания по адресу: г. Москва, район Басманный, ул. Большая Почтовая, д. 61-67, строен. 1) по адресу: г. Москва, район Басманный, ул. Большая Почтовая, 61 (ЦАО).

Комиссией ФАС России установлено, что по результатам проведения конкурентной закупки (извещение N 32009619324) по предмету, аналогичному предмету Конкурса, между Заказчиком и Заявителем заключен договор от 02.12.2020 N 147-0920-ОК-1 (далее - Договор).

Согласно пункту 21.3.1 Договора Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения Договора полностью или частично, в случае, если исполнителем по Договору нарушены сроки выполнения работ, предусмотренные Документацией.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя пояснил, что 19.01.2022 Заказчиком в адрес Заявителя направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения Договора, поскольку Заявителем не выполнены работы в срок, установленный Договором.

При этом Заявителем подано исковое заявление в Арбитражный суд города Москвы о признании одностороннего отказа от исполнения Договора по инициативе Заказчика незаконным.

По мнению Заявителя, Заказчиком принято неправомерное решение о проведении повторной закупочной процедуры, а именно Конкурса, ввиду обжалования в арбитражном суде одностороннего отказа Заказчика от исполнения Договора.

Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России представили сведения и пояснили, что в соответствии с положениями пункта 21.3.1 Договора Заказчиком в адрес Заявителя направлено уведомление от 19.01.2022 N ФР-22-17/22-1 об одностороннем отказе от исполнения Договора, поскольку Заявителем нарушены сроки выполнения работ, установленные Договором, в связи с чем Заказчиком объявлена и размещена в ЕИС новая конкурентная закупка с аналогичным предметом закупки, а именно Конкурс.

Дополнительно представители Заказчика пояснили, что Заказчиком внесены соответствующие изменения в план закупок, размещенный в ЕИС.

Изучив представленные материалы, Комиссией ФАС России установлено, что Заказчик в Положении о закупке и Документации самостоятельно определяет порядок заключения, изменения и расторжения договора с учетом положений Закона о закупках, при этом законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг не установлен запрет на проведение повторной закупки в связи с односторонним расторжением договора по инициативе Заказчика.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что направление Заявителем искового заявления в арбитражный суд не является основанием для приостановления закупочной деятельности Заказчика.

Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России не представил сведений и доказательств, подтверждающих обоснованность довода Жалобы.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о закупках, Положения о закупке и Документации.

Таким образом, довод Жалобы не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного, Комиссия ФАС России

решила:

Признать жалобу ООО "МА" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) от 13.05.2022 N 10 К-22, направленную письмом Московского УФАС России от 17.05.2022 N НП/26123/22, на действия (бездействие) заказчика "МБ" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>) при проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по исполнению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ и на период строительства, на выполнение проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству объекта: жилой дом с инженерными сетями и благоустройством территории (со сносом здания по адресу: Москва, р-н Басманный, ул. Большая Почтовая, д. 61-67, стр. 1) по адресу: Москва, р-н Басманный, ул. Большая Почтовая, д. 61 (ЦАО) (извещение N 32211343147) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.