Решение ФАС РФ от 27.05.2022 по делу N 28/06/105-1672/2022

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 4 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 27.05.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 мая 2022 г. по делу N 28/06/105-1672/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: ведущего заседание Комиссии - начальника отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Ц., членов Комиссии: начальника отдела рассмотрения жалоб N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа К., заместителя начальника правового отдела N 2 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа Э., при участии посредством системы видео-конференц-связи представителей Комитета "Д" Е., С., Р.И.Н. Р.И.В., Д., ООО "С" Н., представители АО "Е" на заседание Комиссии не явились, о дате и времени рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия Комитета "Д" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок Комитета "Д" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству путепровода через ж.д. пути по ул. Песчано-Уметской в Ленинском районе города Саратова (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0160300002722000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Аукциона дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 25.05.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.05.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 11.05.2022 (далее - Извещение);

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 702 869 400 руб.

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 1470409041R1U7190414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.05.2022;

6) протокол подачи ценовых предложений размещен в ЕИС 24.05.2022;

7) протокол подведения итогов размещен в ЕИС 27.05.2022.

Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлены в извещении о проведении Аукциона дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13 и 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей.

В соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.

Согласно Извещению объектом закупки является строительство путепровода через ж.д. пути по ул. Песчано-Уметской в Ленинском районе города Саратова.

Также Извещением установлены, в том числе дополнительные требования, предъявляемые к участникам Аукциона в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с частью 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Таким образом, согласно пункту 1 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах автомобильная дорога включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги (а также расположенные на них или под ними (земельными участками) конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся технологической частью автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).

Таким образом, в соответствии с вышеизложенными нормами, путепровод - это являющееся технологической частью автомобильной дороги дорожное сооружение, которое является частью объекта транспортной инфраструктуры, предназначенного для движения транспортных средств.

На заседании Комиссии установлено, что в пункте 3.1.1 раздела III положительного заключения государственной экспертизы от 18.02.2022 N 64-1-1-2-009313-2022 указаны технологические и конструктивные решения линейного объекта, а также здания, строения и сооружения, входящие в инфраструктуру линейного объекта.

Кроме того, в описании объекта закупки, размещенном в приложении к Извещению, указано, что качество и безопасность выполняемых работ должно соответствовать требованиям, установленным Законом об автомобильных дорогах.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что поскольку объектом закупки является строительство путепровода, который является частью автомобильной дороги, закупаемые работы относятся к работам по строительству автомобильной дороги, в связи с чем к участникам закупки необходимо установить дополнительные требования, предусмотренные позицией 17 приложения к Постановлению N 2571.

Таким образом, действия Заказчика, установившего дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 7 приложения к Постановлению N 2571, нарушают часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, и, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 27.05.2022 по делу N 28/06/105-1672/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.