Решение ФАС РФ от 30.05.2022 по делу N 28/06/105-1586/2022

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 30.05.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2022 г. по делу N 28/06/105-1586/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу "Р" (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик), АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по анализу наилучших практик методологии и формирования нормативно-технической базы отбора поставщиков продукции на базе результатов комплексных исследований процедур технического аудита производств с учетом применения инструментов стандартизации (лот 2.3.11) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009222000023) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Оператора электронной площадки:

1) Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта;

2) Оператором электронной площадки неправомерно направлено Заявителю уведомление об уклонении Заявителя от заключения государственного контракта.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии, а также представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Оператор электронной площадки действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Оператора электронной площадки 27.05.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.05.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при проведении Конкурса:

1) извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 12.04.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 150 000 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 17204011640890019244;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.04.2022;

6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

7) победителем Конкурса признан Заявителем с предложением о цене контракта в размере 7 040 000 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.

На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном Законом о контрактной системе.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.05.2022 N ИЭОК1 победителем признан Заявитель с предложением о цене контракта в размере 7 040 000 руб.

Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, с которым заключается контракт подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, проект государственного контракта размещен в ЕИС - 11.05.2022, в связи с чем регламентированный срок для подписания проекта государственного контракта Заявителем либо направления протокола разногласий является 18.05.2022.

Комиссией установлено, что 18.05.2022 Заявителем направлен протокол разногласий, 18.05.2022 Заказчиком в ЕИС размещен проект государственного контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном Заявителем.

Таким образом, регламентированный срок для подписания проекта государственного контракта Заявителем является 19.05.2022.

Вместе с тем на основании пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе 23.05.2022 Заказчиком составлен протокол об уклонении победителя от заключения контракта от 23.05.2022 N У-ОКЭФ/1, в связи с не подписанием проекта государственного контракта Заявителем в регламентированный срок.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что причиной неподписания проекта государственного контракта в регламентированный срок послужили технические ошибки при оплате обеспечения исполнения контракта, при этом у Заявителя отсутствовали намерения уклоняться от заключения государственного контракта, в связи с чем Заказчиком неправомерно принято решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта, не противоречат требованиям пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.

При этом представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Оператором электронной площадки неправомерно направлено Заявителю уведомление об уклонении Заявителя от заключения государственного контракта, в связи с чем у Заявителя отсутствовала возможность подписания проекта государственного контракта.

Комиссией установлено, что согласно сведениям специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор", предназначенного для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, 20.05.2022 в 00:02 Оператором электронной площадки направлено Заявителю уведомление об уклонении Заявителя от заключения государственного контракта.

Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях представил сведения, согласно которым в период заключения государственного контракта программно-аппаратный комплекс электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев.

Также на заседании Комиссии установлено, что согласно сведениям специализированного программного обеспечения информационной системы "Независимый регистратор", предназначенного для фиксации действий участников закупок в процессе проведения торгов на электронных площадках и в ЕИС, в период, отведенный для подписания проекта государственного контракта, Заявителем осуществлялся вход в личный кабинет на сайте Оператора электронной площадки, сбоев на сайте Оператора электронной площадки не зафиксировано.

При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя не представил доказательств, подтверждающих, что Оператором электронной площадки неправомерно направлено Заявителю уведомление об уклонении Заявителя от заключения государственного контракта, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать, в том числе информацию, предусмотренную пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.

На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Извещением размер обеспечения исполнения контракта составляет 2 145 000 руб.

При этом 11.05.2022, 18.05.2022 Заказчиком Заявителю направлен проект государственного контракта, в котором пункт 10.1 проекта государственного контракта изложен в следующей редакции: "Условием заключения государственного контракта является предоставление исполнителем обеспечения исполнения государственного контракта в форме независимой гарантии или в виде денежных средств, перечисленных на счет государственного заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими государственному заказчику. Размер обеспечения исполнения контракта 2 112 000 (два миллиона сто двенадцать тысяч) рублей 00 копеек, что составляет 30% от начальной (максимальной) цены контракта".

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего размер обеспечения исполнения контракта в направленном Заявителю проекте государственного контракта не в соответствии с Извещением, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу "Р" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 30.05.2022 по делу N 28/06/105-1586/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.