ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 1 июня 2022 г. по делу N 22/44/104/174
ОБ ОТКАЗЕ ВО ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение, направленное "У" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Н" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
установила:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением N 1078) информацию об ООО "Р" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 30.05.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.06.2022.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 14.12.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (номер извещения в ЕИС - 0362100017521000076).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 650 000 руб.
Между Заказчиком и ООО "Р" заключен государственный контракт от 10.01.2021 N 0362100017521000076 (далее - Контракт), цена которого составила 2 650 000 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 1.2 Контракта установлено, что наименование, содержание и порядок оказания Услуг указаны в техническом задании и спецификации (приложения NN 1, 2 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью Контракта.
В силу пункта 2.1 Контракта Услуги оказываются исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание), являющегося неотъемлемой частью Контракта, а также техническими нормами, требованиями общепринятых стандартов качества, эксплуатационно-техническими и другими нормативными документами, регламентирующими порядок организации выполнения работ и оказания услуг, действующими в Российской Федерации.
На основании пункта 2.2 Контракта содержание и сроки оказания Услуг определяются в календарном плане оказания Услуг (приложение N 2 к Контракту), являющихся неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта, пунктом 3.2 Технического задания ООО "Р" оказывает Услуги с момента подписания Контракта по заявкам Заказчика до 20.12.2022.
В силу пункта 2 Технического задания объектом оказания Услуг являются автомобили Заказчика в количестве 76 единиц (модель Volkswagen Polo - 45 ед., из них с действующим гарантийным периодом - 17 ед., Volkswagen Jetta - 1 ед. (с действующим гарантийным периодом), модель ВАЗ (21214, 217130) - 2 ед., ГАЗ-33023 - 1 ед., "Газ Некст" (с действующим гарантийным периодом) - 1 ед., ИАЦ-1767BD (с действующим гарантийным периодом) - 1 ед., Volga Siber - 20 ед., Hyundai Grandeur TG 3.3 - 1 ед., Ford Mondeo - 1 ед., Nissan Teana - 1 ед., Toyota Camry - 1 ед. Nissan Terrano - 1 ед.). Указанные автомобили являются легковыми и грузопассажирскими.
Абзацем 4 пункта 4.2.1 Технического задания предусмотрена обязанность исполнителя иметь необходимый запас деталей и материалов для проведения технического обслуживания и ремонта автомобилей, исключающий превышение сроков ремонта и оказания Услуг, предусмотренных в пункте 7 Технического задания.
Согласно пункту 6.22 Технического задания все используемые при оказании Услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортного средства запасные части и расходные материалы должны быть новыми, оригинальными, не бывшими в употреблении, не прошедшими ремонт, в том числе восстановление потребительских свойств, совместимыми с автомобилями Заказчика в соответствии с требованиями инструкций производителей. Утратившие потребительские свойства запчасти (замененные на новые) и отработанные расходные материалы переходят в собственность исполнителя и подлежат удалению (утилизации, обезвреживанию и захоронению), с последующим представлением Заказчику отчетных документов об утилизации (по требованию).
На основании представленных Заказчиком документов Комиссией установлено, что в марте и апреле 2022 года Заказчиком направлены заявки на замену лобовых стекол автомобилей Volkswagen Polo, г.з.р. Е157КХ196, М209АК196, а также на ремонт/замену генератора служебного автомобиля г.з.р. А115ВЕ196.
Вместе с тем ООО "Р" указанные заявки не исполнены вследствие отсутствия у ООО "Р" оригинальных автозапчастей.
В связи с неисполнением ООО "Р" указанных заявок Заказчиком в адрес ООО "Р" направлены претензии от 07.04.2022 N 4, от 12.04.2022 N 5 и от 14.04.2022 N 6.
В ответном письме от 14.04.2022 N 17 ООО "Р" сообщило Заказчику о невозможности произвести замену оригинальных автозапчастей в связи с введенными странами Евросоюза ограничительными мерами в отношении Российской Федерации, вследствие которых нарушена поставка оригинальных запасных частей. Также ООО "Р" в качестве решения проблемы предложено изменение существенных условий договора для замены необходимых запасных частей на аналогичные неоригинальные детали.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 11.1 Контракта указано, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, или в связи односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Вследствие ненадлежащего исполнения ООО "Р" своих обязательств перед Заказчиком в указанные Контрактом сроки Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 04.05.2022 N 01-14-1323-2022 (далее - Решение).
Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона N 360-ФЗ;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ.
Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360 04.05.2022 Решение размещено в ЕИС, а также направлено Заказчиком заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу ООО "Р", указанному в Контракте.
Датой надлежащего уведомления Заказчика о получении Решения ООО "Р" является дата вручения Решения директору ООО "Р" С. нарочно - 04.05.2022, что подтверждается соответствующей отметкой о получении.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно Обращению ООО "Р" в сроки, отведенные частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, не устранены нарушения обязательств по Контракту, в связи с чем Решение вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым 17.05.2022.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
При этом регламентированный срок направления Обращения в ФАС России - не позднее 20.05.2022.
Между тем Обращение Заказчика о включении информации об ООО "Р" направлено в ФАС России 25.05.2022.
Таким образом, действия Заказчика, несвоевременно направившего Обращение в ФАС России, нарушают часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На заседании Комиссии представитель ООО "Р" пояснил, что Услуги по Контракту оказаны по заявкам в полном объеме, за исключением заявок по замене лобовых стекол и генератора, которые ООО "Р" не смог исполнить вследствие дефицита оригинальных автозапчастей, что обусловлено проблемами логистики и ситуацией на соответствующем рынке.
Также представитель ООО "Р" сообщил, что в целях исполнения Контракта ООО "Р" направлены запросы от 07.04.2022 поставщикам ООО "АА", ООО "АБ" о поставке автозапчастей. В ответ указанные организации сообщили о невозможности поставки деталей в связи с их отсутствием на складах.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель ООО "Р" представил акты от 31.01.2022 N 8, от 28.02.2022 N 17, от 31.03.2022 N 57, от 16.05.2022 N 64 об оказании Услуг по Контракту, подписанные между Заказчиком и ООО "Р". При этом в актах указано, что Услуги выполнены полностью и в срок, Заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания Услуг не имеет.
Согласно абзацу 3 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Изучив материалы Обращения, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "Р" не исполнены обязательства по Контракту вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
На основании изложенного, информация об ООО "Р" не подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
решила:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Р" (ИНН: <...>) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 30.05.2022 по делу N 22/44/104/174 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.