Решение ФАС РФ от 06.06.2022 по делу N 22/44/104/181ГОЗ

"О признании жалобы обоснованной: информация об исполнителе включена в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку исполнителем не оказаны услуги по контракту"
Редакция от 06.06.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2022 г. по делу N 22/44/104/181ГОЗ

О ВКЛЮЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В РЕЕСТР НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника управления - начальника правового отдела N 3 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа А.,

членов Комиссии:

главного государственного инспектора отдела нормотворчества Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа К.,

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов отдельных видов юридических лиц N 1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа М.Д.,

при участии посредством системы видеоконференц-связи представителя "Г" М.И., представители ООО "Б" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством системы видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев обращение, направленное "Г" (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Б" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) (далее - Обращение), Комиссия

установила:

Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию об ООО "Б" (далее - Исполнитель) для включения в Реестр.

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.

Заказчиком 21.05.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение капитального ремонта пожарного автомобиля (автомобильная цистерна АЦ-40-002ПС (УРАЛ-5557) гос. N Р 286 КВ 67 в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения для нужд "Г" (номер извещения в ЕИС - 0163100007121000011).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 150 000 руб.

Между Заказчиком и Поставщиком заключен государственный контракт от 17.06.2021 N 2121177200112000000000000/11 (далее - Контракт), цена которого составила 2 150 000 руб.

На основании пункта 1.1 Контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок провести капитальный ремонт пожарного автомобиля (автомобильная цистерна АЦ - 40-002ПС (УРАЛ-5557) гос. N Р 286 КВ 67) в рамках государственного оборонного заказа вне государственной программы вооружения для нужд "Г" (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их.

Согласно абзацу 2 пункта 4.1 Контракта начало оказания Услуг - со дня, следующего за днем заключения Контракта. Доставка автомобиля к месту проведения капитального ремонта и обратно входит в сроки оказания Услуг.

Окончание оказания услуг - до 01.10.2021.

Согласно материалам Обращения Заказчиком в адрес Исполнителя направлены претензии от 05.10.2021 N ИВ-142-1693, от 21.10.2021 N ИВ-142-1795 о нарушении сроков оказания Услуг по Контракту.

Исполнитель письмом от 17.11.2021 сообщает Заказчику об оказании Услуг в срок до 20.12.2021.

Письмами от 24.12.2021, от 21.02.2022 Исполнитель сообщил Заказчику об отложении срока оказания Услуг до 25.02.2022, 29.04.2022 соответственно в связи с технически сложным процессом переноса насоса ПН-40 в задний отсек АЦ-40-002ПС (УРАЛ-5557) и длительным сроком изготовления насоса ПН-40 УВМ.Э24в.

Кроме того, согласно протоколам контроля качества хода оказания Услуг по Контракту от 17.11.2021, от 12.04.2022, составленных Заказчиком, действий по оказанию Исполнителем Услуг по Контракту не производилось.

На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 15.2 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта по соглашению сторон, решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Учитывая, что Исполнителем не оказаны Услуги по Контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 20.04.2022 (далее - Решение).

Подпунктами "а", "б" и "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:

а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе;

б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действующим до дня вступления в силу Федерального закона N 360-ФЗ;

в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ.

Частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:

1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);

2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).

В соответствии с требованиями пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона N 360-ФЗ Заказчиком 20.04.2022 Решение размещено в ЕИС, а также 21.04.2022 направлено заказным письмом по адресу Исполнителя.

Поскольку Заказчиком не получено подтверждение о вручении Исполнителю Решения, датой надлежащего уведомления признается дата по истечении пятнадцати дней с даты размещения Решения в ЕИС, а именно 06.05.2022.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушения условий Контракта не устранены, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 17.05.2022.

В силу пункта 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Комиссией установлено, что Обращение Заказчиком направлено в ФАС России 31.05.2022, то есть за пределами регламентированного срока, установленного Законом о контрактной системе, что нарушает часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что причины, из-за которых Исполнитель не смог оказать Услуги по Контракту, указанные в письмах от 24.12.2021, от 21.02.2022 не являются следствием непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, в связи с чем указанные обстоятельства являются предпринимательскими рисками Исполнителя.

На основании изложенного, а также принимая во внимание, что представители Исполнителя на заседание Комиссии ФАС России не явились и доказательств о выполнении условий Контракта надлежащим образом или о невозможности выполнения условий Контракта не представили, информация об ООО "Б" подлежит включению в Реестр.

Комиссия, руководствуясь статьей 104, пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",

решила:

1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Б" (<...>, ИНН: <...>, директор/участник юридического лица - С.Л., ИНН: <...>), включить в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта сроком на 2 (два) года до 31.05.2024.

2. Датой включения информации об ООО "Б" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в ЕИС.

3. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 06.06.2022 по делу N 22/44/104/181ГОЗ соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Дата события
I раздел Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика II раздел III раздел Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы)
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган Фактическая дата направления Заказчиком сведений Итого просрочка в днях по I разделу Регламентированная дата принятия решения Фактическая дата принятия решения Итого просрочка в днях по II разделу Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС Итого просрочка в днях по III разделу
17.05.22 20.05.22 31.05.22 10 31.05.22 07.06.22 06.06.22 0 09.06.22 09.06.22 0 10

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Ведущий заседание Комиссии:
К.А. АДИГЮЗЕЛОВ

Члены Комиссии
Е.М. КУЗНЕЦОВА
Д.Р. МАГОМЕДОВ