ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 23 июня 2022 г. по делу N 22/44/93/137
ОБ ОТКАЗЕ В СОГЛАСОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОСТАВЩИКОМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ИСПОЛНИТЕЛЕМ)
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное ФКУ "У" (далее - Заказчик) в соответствии с правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961,
1. В соответствии с документами, составленными при определении подрядчика:
Заказчик обратился за согласованием возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Пунктом 11 Правил установлено, что не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, контрольный орган в сфере закупок рассматривает обращение и проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 4 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Проведение такой внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом Правил.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 12.3 проекта государственного контракта извещения о проведении Конкурса установлено, что перед устройством конструктивных элементов дорожной одежды автомобильных дорог, конструкций мостовых сооружений, обстановки дорог, подрядчику необходимо до начала проведения работ согласовать с Заказчиком рецепты (составы) на приготовление щебеночно-мастичных, асфальтогранулобетонных, асфальто-, цементобетонных, щебеночно-песчаных и других смесей.
На заседании Комиссии установлено, что согласно техническому заданию извещения о проведении Конкурса работы, подлежащие выполнению в рамках исполнения государственного контракта, должны осуществляться в соответствии с ГОСТ.
Учитывая изложенное, требование о согласовании составов на приготовление щебеночно-мастичных, асфальтогранулобетонных, асфальто-, цементобетонных, щебеночно-песчаных и других смесей с Заказчиком является излишним, поскольку составы смесей, используемых для выполнения работ по государственному контракту регулируются соответствующими национальными стандартами (ГОСТ).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в проекте государственного контракта извещения о проведении Конкурса требование о необходимости согласования с Заказчиком состава на приготовление асфальтобетонной смеси, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Кроме того, цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн рублей.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 202 414 137 рублей, следовательно для подтверждения соответствия дополнительному требованию по позиции 17 приложения к Постановлению N 2571 необходимо наличие у участника закупки опыта выполнения работ, стоимость работ которого составляет не менее 1 860 724 241,1 рубля.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2022 N ИЭА1 комиссией по осуществлению закупок ФКУ "У" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) принято решение о признании заявки ЗАО "Д" соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что ЗАО "Д" в подтверждение наличия опыта выполнения работ представлен по позиции 17 приложения к Постановлению N 2571 государственный контракт от 22.01.2019 N 02/19 на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги на сумму 651 668 504 рубля, государственный контракт от 31.01.2019 N 12/19 на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги на сумму 637 688 966 рублей, государственный контракт от 18.09.2017 N 60/17 на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги на сумму 426 896 744 рубля, а также государственный контракт от 05.12.2018 N 188/18 на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги на сумму 350 766 066 рублей.
При этом Комиссией установлено, что стоимость выполненных работ по каждому из представленных участником закупки государственных контрактов составляет менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта, установленной в извещении о проведении Конкурса, что не соответствует требованиям Постановления N 2571.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки ЗАО "Д" соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают часть 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 13 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки несоответствия единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), информация о котором указана в разделе 4 приложения к Правилам, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (если Законом о контрактной системе предусмотрено извещение об осуществлении закупки) и документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), а также приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (если Законом о контрактной системе предусмотрено приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 13 Правил, Комиссия
1. Отказать ФКУ "У" в согласовании заключения государственного контракта по итогам проведения Конкурса с номером извещения 0364100001822000032 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ЗАО "Д" (ИНН: <...>).
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 23.06.2022 по делу N 22/44/93/137 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.