Решение ФАС РФ от 27.06.2022 по делу N 28/06/105-2076/2022

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 27.06.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2022 г. по делу N 28/06/105-2076/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок "У" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства на право заключения государственного контракта на выполнение работ на объекте капитального строительства "Строительство МБОУ СОШ на 1340 мест по адресу: <...>" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0358300279622000003) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) Заказчиком неправомерно принято решение об уклонении Заявителя от заключения контракта;

2) Заказчиком нарушена процедура признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта.

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 23.06.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.06.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) извещение об осуществлении закупки (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 16.03.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 478 654 400 руб.;

4) источник финансирования - средства бюджета города Азова, КБК - 9070702025Е155200414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 27.05.2022;

6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

7) победителем Аукциона признан Заявитель с предложением о цене контракта 1 449 081 312 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно принято решение об уклонении Заявителя от заключения контракта, поскольку Заказчиком при внесении изменений в Извещение не установлен размер обеспечения исполнения контракта 3% от НМЦК.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.

В силу части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с Законом о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2.1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения Заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).

Согласно пункту 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.

Комиссией установлено, что решением Комиссии ФАС России от 12.05.2022 по делу N 28/06/105-1246/2022 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлено, в том числе нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивого размера обеспечения исполнения контракта в Извещении и в проекте контракта.

На основании Решения Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в Извещение (далее - Предписание). Срок исполнения Предписания - 30.05.2022.

Комиссией установлено, что во исполнение Предписания Заказчиком 19.05.2022 внесены изменения в Извещение, в том числе в Извещении и в проекте контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта 147 865 440 руб., что составляет 10% от НМЦК.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, проект контракта размещен в ЕИС - 01.06.2022, в связи с чем регламентированный срок для подписания проекта контракта либо направления протокола разногласий Заявителем является 08.06.2022.

Комиссией установлено, что 08.06.2022 Заявителем направлен протокол разногласий, 10.06.2022 Заказчиком в ЕИС размещен доработанный проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном Заявителем, 14.06.2022 Заявителем подписан проект контракта, а также в качестве обеспечения исполнения контракта представлена независимая гарантия от 25.04.2022 N М 18-22-00B71/BG, выданная банком ВТБ (ПАО), на сумму в размере 44 359 632 руб., что составляет 3% от НМЦК.

В силу части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 15.06.2022 N ППУ20_1 (далее - Протокол уклонения), согласно которому Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта, в связи с невыполнением Заявителем требований положений части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, а именно Заявителем предоставлено обеспечение исполнения контракта на сумму в размере 3% от НМЦК, вместо 10% от НМЦК.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, принявшего решение о признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта, соответствуют положениям Закона о контрактной системе.

При этом представители Заявителя на заседание Комиссии не представили документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком нарушена процедура признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Согласно части 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае отказа в принятии независимой гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее независимую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, при которых заказчик информирует лицо, предоставившее независимую гарантию, путем указания таких причин в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

Комиссией установлено, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком 15.06.2022 в 17:04 сформирован с использованием ЕИС и подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещен в ЕИС и на электронной площадке (с использованием ЕИС) Протокол уклонения.

Кроме того, Комиссией установлено, что уведомление о размещении Протокола уклонения на сайте Оператора электронной площадки направлено в личный кабинет Заявителя 15.06.2022 в 17:04.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком соблюдена процедура признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта.

При этом представители Заявителя на заседание Комиссии не представили документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

Признать жалобу ООО "СА" необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.