Решение ФАС РФ от 23.03.2018 N 18/44/105/225

"О признании жалобы обоснованной: действия уполномоченного органа, заказчика нарушают требования п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 23.03.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2018 г. N 18/44/105/225

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Х. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ФГБУ "У" (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2-я очередь), Краснодарский край" (24 участка). (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0318100043318000009) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:

1. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе, а именно о предоставлении решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона поставка товара, являющегося предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;

2. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено условие о сроке оплаты выполненных работ, а именно: оплата выполненных работ осуществляется позднее тридцати дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке;

3. В документации об Аукционе неправомерно установлено условие о передаче исполнителю контракта зданий, подлежащих реконструкции;

4. Уполномоченным органом, Заказчиком в документации об Аукционе по товару "Бруски" ненадлежащим образом установлено требование к показателю толщины товара, противоречащее ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры" (далее - ГОСТ 24454-80);

5. Уполномоченным органом, Заказчиком в документации об Аукционе в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых для выполнения работ.

Представители Уполномоченного органа в письменных возражениях не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 01.03.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 619 285 040 рублей;

4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;

5) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участника закупки;

6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукционе признан несостоявшимся.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено требование к составу второй части заявки на участие в Аукционе решения о предоставлении решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона поставка товара, являющегося предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 4 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Пунктом 39 раздела 9 документации об Аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника электронного аукциона поставка товара, являющегося предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2-я очередь), Краснодарский край" (24 участка).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что установленное в документации об Аукционе требование о предоставлении решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения в случае, если для участника электронного аукциона поставка товара, являющегося предметом контракта, является крупной сделкой, не соответствует положениям Закона о контрактной системе.

Указанные действия Уполномоченного органа, Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено условие о сроке оплаты выполненных работ, а именно: оплата выполненных работ осуществляется позднее тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно частям 5, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. Объем выполненных по контракту работ определяется с учетом статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.

Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ объектами капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктом 2 информационной карты документации об Аукционе предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция противопаводковой системы обвалования рек Кубани и Протоки с подготовительными работами по очистке русел рек Кубани и Протоки (2-я очередь), Краснодарский край" (24 участка).

На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с календарным планом выполнения работ (приложение N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе) выполнение работ осуществляется по двум этапам: период выполнения первого этапа - с даты заключения контракта по 31.12.2018, период выполнения второго этапа - с 01.01.2019 по 25.12.2019. При этом, согласно календарному плану этапов оплаты выполненных работ (приложение N 6 к проекту государственного контракта документации об Аукционе) дата оплаты 1 этапа выполнения работ 31.12.2018, дата оплаты 2 этапа 31.12.2019.

В соответствии с разделом 4 проекта государственного контракта документации об Аукционе подрядчик не позднее пяти рабочих дней, следующих за отчетной датой, представляет Заказчику для приемки работы и их последующей оплаты акт о приемке выполненных работ по унифицированной форме N КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по унифицированной форме N КС-3, счет на оплату, счет-фактуру (не представляется при упрощенной системе налогообложения). При этом, заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения указанных документов, производит проверку соответствия состава и качества работ, выполненных подрядчиком, требованиям проектной документации, техническому заданию документации об Аукционе, действующим нормативным документам и в случае отсутствия претензий к выполненным работам подписывает акт о приемке выполненных работ и справку о стоимости выполненных работ и затрат. Оплата производится на основании подписанного акта выполненных работ заказчиком в течение 10 (десяти) рабочих дней. Окончательная оплата принятых Заказчиком работ по настоящему Контракту осуществляется в строгом соответствии с объемами выделенных бюджетных инвестиций не позднее 31 декабря 2019 года.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

3. Из жалобы Заявителя следует, что Уполномоченным органом, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено условие о передаче исполнителю контракта зданий, подлежащих реконструкции.

В соответствии с пунктом 5.1.1. проекта государственного контракта документации об Аукционе Заказчик обязуется передать подрядчику по акту строительную площадку, здания и сооружения, подлежащие реконструкции в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта.

Согласно письменным возражениям представителей Уполномоченного органа, передаче подлежат объекты, на которых будет выполняться работы, предусмотренные объектом закупки, в связи с чем, данное положение проекта государственного контракта документации об Аукционе исполнимо при наличии зданий.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Уполномоченным органом, Заказчиком в документации об Аукционе по товару "Бруски" ненадлежащим образом установлено требование к показателю толщины товара, противоречащее ГОСТ 24454-80 "Пиломатериалы хвойных пород. Размеры".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с приложением N 3 к техническому заданию документации об Аукционе к товару "Бруски" установлено, в том числе, требование "Бруски должны быть толщиной 100 мм. Предлагаемый материал должен соответствовать ГОСТ 24454-80.

Согласно положению, ГОСТ 24454-80 термины и определения пиломатериалов установлены в соответствии с ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения".

Пунктом 20 ГОСТ 18288-87 "Производство лесопильное. Термины и определения" установлено, что брусок - это пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной не более двойной толщины, при этом в соответствии с пунктом 16 ГОСТ брус - пиломатериал толщиной и шириной 100 мм и более.

На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что требования в отношении товара "Бруски" вводят участников закупки в заблуждение и позволяют указать в составе заявки на участие в Аукционе характеристики товара, соответствующие требованиям, установленным в документации об Аукционе, но не соответствующие стандартам.

Вместе с тем, в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.

Указанные действия Уполномоченного органа, Заказчика, установившего ненадлежащие требования к товару "Бруски" нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей материалов, используемых при производстве товаров, необходимых для выполнения работ.

Приложение N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлен перечень товаров, используемых при выполнении работ, в том числе, указано требование о соответствии стандартам.

Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено доказательств, подтверждающих, что в приложении N 3 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования о предоставлении в составе заявок на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава товаров, результатов испытаний товаров, показателей технологических процессов изготовления товаров.

Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя.

6. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 21.03.2018 по делу N 18/44/105/212 в действиях Уполномоченного органа, Заказчика выявлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении противоречивых сведений об объемах работ, указанных в извещении о проведении Аукциона, размещенное в ЕИС, указанных в наименовании объекта закупки в ведомости объемов работ, в Техническом задании, в кратком описании объекта закупки, пункте 1 раздела 2 документации об Аукционе, а также указанных в приложениях к проекту государственного контракта документации об Аукционе.

В связи с чем Заказчику выдано предписание, в том числе, привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 21.03.2018 по делу N 18/44/105/212 и разместить соответствующую документацию в ЕИС.

Срок исполнения предписания по делу от 21.03.2018 N 18/44/105/212 установлен до 04.04.2018.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП Х. обоснованной в части установления ненадлежащих требований к составу второй части заявки на участие в Аукционе, а также в части установления ненадлежащего требования по товару "Бруски" к показателю толщины, противоречащего ГОСТ 24454-80.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, указанных в пунктах 1, 4 мотивировочной части настоящего решения.

4. В связи с тем, что по выявленному нарушению, указанному в пункте 6 мотивировочной части настоящего решения выдано предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 21.03.2018 по делу N 18/44/105/212, по данному делу предписание не выдавать.

5. Передать материалы от 23.03.2018 по делу N 18/44/105/225 по нарушению, указанному в пунктах 1, 4 мотивировочный части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

6. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению, указанному в пункте 6 мотивировочный части настоящего решения, переданы на основании решения от 21.03.2018 по делу N 18/44/105/212 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.