Решение ФАС РФ от 19.03.2018 N 18/44/105/205

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 19.03.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2018 г. N 18/44/105/205

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Н" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "У" (далее - Уполномоченный орган), "М" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией ФГБУ "У" (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Противопаводковая система обвалования рек Кубани и Протоки (реконструкция, 1 очередь), Краснодарский край" (Руслорегулирующие работы на реке Кубань: от 191 км до 192,3 км судового хода (перекат Верхнеелизаветинский); от 187 км до 188 км судового хода (перекат Среднеелизаветинский); от 184 км до 186 км судового хода (перекат Нижнеелизаветинский); от 180 км до 181,1 км судового хода (перекат Волчьи зубы); от 175,5 км до 176,5 км судового хода (перекат Стефановский); от 114,6 до 115 км судового хода (перекат Лагерный); от 139,7 км до 140,5 км судового хода (перекат Трусово колено); Обходная дамба на левом берегу реки Протоки от ПК 58+00 до ПК 64+80) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0318100043318000007) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика, при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, Заказчика, не установившего в документации об Аукционе условия о сроках выдачи выписки из реестра саморегулируемой организации.

Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 26.02.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 119 792 110 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;

6) дата проведения Аукциона - 19.03.2018;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Уполномоченным органом, Заказчиком неправомерно не установлено условие о сроке выдачи выписки из реестра саморегулируемой организации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, в том числе, только на основании членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьи 52 ГрК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно извещению о проведении Аукциона в редакции от 27.02.2018 N ИИ1 к участникам закупки установлены единые требования в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: наличие членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, указанных в части 2.2 статьи 52 ГрК РФ (копия или оригинал выписки).

Согласно пункту 1.5.5.1 документации об Аукционе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа сообщил, что в соответствии с разделом 2 инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе вторая часть заявки должна содержать, в том числе, копию действующей выписки из реестра членов саморегулируемых организаций по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора N 58 от 16.02.2017 г. "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации". Согласно пункту 1.5.4 документации об Аукционе "Участник закупки для того, чтобы принять участие в аукционе должен удовлетворять требованиям, установленным действующим законодательством и настоящей документацией об аукционе". Кроме того, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе подано 2 заявки, обе из которых допущены к участию в Аукционе.

На основании изложенного и учитывая, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено требование о необходимости указания срока выдачи выписки из реестра саморегулируемой организации в документации об Аукционе, а также учитывая, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил в жалобе доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.

2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

Согласно части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Пунктом 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, документация об Аукционе и извещение о проведении Аукциона размещены в ЕИС 26.02.2018 16:36. При этом, 27.02.2018 в 9:54 в ЕИС размещены изменения в извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе.

Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона в редакции от 27.02.2018 N ИИ1 дата окончания подачи заявок 14.03.2018, то есть пятнадцатый день с момента размещения в ЕИС изменений в извещение о проведении Аукциона и документацию об Аукционе, при этом время подачи заявок на участие в Аукционе ограничено периодом до 09:00.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом фактически сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы Комиссия не располагает сведениями о том, что указанное нарушение оказало влияние на результаты закупки.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Н" необоснованной.

2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушение части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела от 19.03.2018 N 18/44/105/205 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.