Решение ФАС РФ от 14.03.2018 N 18/44/105/188

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 14.03.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2018 г. N 18/44/105/188

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Хабаровском крае (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Управления судебного департамента в Хабаровском крае (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на плановое техническое обслуживание и ремонт технических систем безопасности смонтированных в зданиях судов Хабаровского края на 2018 год (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0122100001218000056) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе сведений о соответствии требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно Лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предусмотренную Федеральным законом от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее -Лицензия ФСБ).

Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 02.03.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 000 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участника закупки;

6) дата проведения Аукциона - 16.03.2018.

По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе Лицензии ФСБ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 3.2.2. документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе, "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон), или копии этих документов; (если предоставление таких документов предусмотрено аукционной документацией)".

В соответствии с разделом 6 документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о соответствии участника закупки положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно о предоставлении Лицензии ФСБ.

В соответствии с разделом 2 документации об Аукционе предметом закупки является плановое техническое обслуживание и ремонт систем безопасности смонтированных в зданиях судов Хабаровского края на 2018 год.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" пропуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Согласно части 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является, в том числе, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы (на территории Российской Федерации).

В письменных пояснениях Заказчик сообщил, что проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования в режимных объектах связано с технической возможностью внедрения несанкционированных средств сбора и передачи информации, составляющей государственную тайну. Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 января 2004 г. 3-1 "Об утверждении Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ" (далее - Инструкция) сопровождение подрядчика при выполнении работ представителем государственного заказчика, аттестованным в соответствии с требованием Инструкции, применимо только для проведения уборочных и хозяйственных работ.

Кроме того, согласно разъяснению положений документации об электронном аукционе от 05.03.2018 N РД1 требование о наличии Лицензии ФСБ обусловлено тем, что работы будут выполняться в категорированных помещениях судов, в которых находятся сведения и документы, в том числе, составляющие государственную тайну.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень документов и информации, предоставляемые участниками закупки в составе второй части заявки. При этом, согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пункт 2.1 раздела 2 документации об Аукционе содержит сведения о видах работ, предусмотренных в рамках предмета закупки, в том числе, обеспечение процесса ремонта оборудования (доставка, контроль, тестирование и возврат), установка программного обеспечения на оборудование возвращенного с ремонта, очистка от пыли внутреннего пространства оборудования, консультации и обучение пользователей.

На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в разделе 6 документации об Аукционе установлено требование о соответствии участника закупки положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно о предоставлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе документов, подтверждающих допуск технического персонала подрядчика к работе в электроустановках до 1000 В (не ниже III группы по электробезопасности) (далее - Допуск).

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, неправомерно установившего требование о наличии в составе второй части заявки на участие в Аукционе копии Допуска не соответствуют положениям части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

При этом Комиссией установлено, что в проекте государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, не установлена соответствующая требованиям Закона о контрактной системе пеня за просрочку заказчиком исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом.

Таким образом, вышеуказанные действия Заявителя нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Э" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.