Решение ФАС РФ от 14.03.2018 N 18/44/105/189

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 14.03.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2018 г. N 18/44/105/189

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Э" (далее - Заявитель) на действия Санкт-Петербургского городского суда (далее - Заказчик), аукционной комиссии Санкт-Петербургского городского суда (далее - Аукционная комиссия) при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию оборудования, инженерных систем и строительных конструкций зданий Санкт-Петербургского городского суда (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0172100007018000013) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии, Заказчика:

1. Аукционной комиссии принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

2. Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава товаров, предполагаемых для использования при оказании услуг, результатов испытаний таких товаров, показателей технологических процессов изготовления указанных товаров.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 13.03.2018 на 14.03.2018.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 06.02.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 38 500 000 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участника закупки;

6) дата проведения Аукциона - 01.03.2018;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;

8) победителем Аукциона признано ООО "Р" с минимальным предложением о цене контракта - 37 345 000 рублей.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционной комиссии принято неправомерное решение об отказе Заявителю (заявка с порядковым номером "3") в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.02.2018 N 0172100007018000013-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что представленные сведения в первой части заявки Заявителя в отношении товаров, используемых при оказании услуг, по пунктам NN 56, 60, 64, 75, 76, 79, 80, 81 приложения N 5 к техническому заданию документации об Аукционе не соответствуют требованиям приложения N 5 к техническому заданию документации об Аукционе, а также в связи с непредоставлением информации о технических характеристиках товаров, используемых при оказании услуг, по пунктам NN 52, 68, 80 приложения N 5 к техническому заданию документации об Аукционе.

В приложении N 5 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требуемые значения показателей товаров:

- пункт 52 "Унитаз": "Внутренняя поверхность сифонов унитаза: Должна быть без засорки";

- пункт 56 "Провода силовые тип 4": "Номинальная толщина изоляции: 0,8 мм";

- пункт 60 "Трубы стальные водогазопроводные тип 2": "Выдерживаемое гидравлическое давление: 25\32 кгс/см2";

- пункт 64 "Выключатели автоматические тип 1": "Материал механизма: термостойкая электротехническая пластмасса";

- пункт 68 "Герметик акриловый": "Назначение: для герметизации швов и стыков строительных конструкций";

- пункт 75 "Смесители тип 2": "Запорный элемент: должен быть керамический; из резинотехнических изделий";

- пункт 76 "Выключатели автоматические тип 2": "Номинальная частота: 50\60 Гц";

- пункт 79 "Сталь полосовая тип 1": "Точность прокатки по толщине и ширине: Должна быть повышенная; обычная";

- пункт 80 "Счетчик воды": "Резьба присоединения трубопроводу: 3/4 или 1 дюйм; Монтажная длина: < 150 мм; Ширина: <=80 мм; Масса: < 1 кг";

- пункт 81 "Провода силовые тип": "Изоляция: поливинилхлоридный пластикат в 1; 2 слоя".

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция), "Если Заказчиком установлены требования к значениям показателей товара, которые являются взаимоисключающими или вариативными, участник закупки указывает одно из указанных Заказчиком значений показателя. Такие требования установлены с использованием слова "или" или символа "\" или знака ";" (точка с запятой) или символа "-". В таком случае участнику требуется выбрать только один из указанных значений показателя, при этом участник закупки указывает конкретные показатели товара исходя из выбранного значения. При установлении требований к минимальным или максимальным значениям показателей с использованием слов, символов, словосочетаний: "не более", "не менее", "менее", "более", "выше", "не выше", "ниже", "не ниже", ">", "<", ">=", "<=", "не >", "не <", "не >=", "не <=" Участнику необходимо указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, без указания вышеуказанных слов, символов, словосочетаний".

Изучив заявку Заявителя, представленную на заседание Комиссии представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка Заявителя содержит следующие товаров, предлагаемых участником закупки:

- пункт 56 "Провода силовые тип 4": "Номинальная толщина изоляции: 2,5 мм";

- пункт 60 "Трубы стальные водогазопроводные тип 2": "Выдерживаемое гидравлическое давление: Ст. 4кп кгс/см2";

- пункт 64 "Выключатели автоматические тип 1": "Материал механизма: АБС пластик";

- пункт 75 "Смесители тип 2": "Запорный элемент: керамический; из резинотехнических изделий";

- пункт 76 "Выключатели автоматические тип 2": "Номинальная частота: 230 Гц";

- пункт 79 "Сталь полосовая тип 1": "Точность прокатки по толщине и ширине: 4,22";

- пункт 80 "Счетчик воды": "Резьба присоединения трубопроводу: 3/4 или 1 дюйм".

При этом заявка Заявителя не содержит конкретных значений предлагаемых участником закупки показателей следующих товаров:

- пункт 52 "Унитаз": "Внутренняя поверхность сифонов унитаза";

- пункт 68 "Герметик акриловый": "Назначение";

- пункт 80 "Счетчик воды": "Монтажная длина: < 150 мм; Ширина: <=80 мм; Масса: < 1 кг".

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что сведения в первой части заявки Заявителя в отношении товаров, используемых при оказании услуг, по пунктам NN 56, 60, 64,75, 76, 79, 80, 81 приложения N 5 к техническому заданию документации об Аукционе не соответствуют требованиям приложения N 5 к техническому заданию документации об Аукционе, Инструкции, а также в первой части заявки Заявителя отсутствуют сведения о технических характеристиках товаров, используемых при оказании услуг, по пунктам NN 52, 68, 80 приложения N 5 к техническому заданию документации об Аукционе, в связи с чем, заявка Заявителя признана Аукционной комиссией не соответствующей требованиям документации об Аукционе и положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя о неправомерном отказе в допуске к участию в Аукционе не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в пункте 7.5 протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.02.2018 N 0172100007018000013-1 содержится информация о решении каждого члена Аукционной комиссии о допуске к участию в Аукционе и о признании участника закупки с порядковым номером "3" участником Аукциона.

При этом, согласно пунктам 6.3, 7.2 протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.02.2018 N 0172100007018000013-1 заявка Заявителя отклонена по вышеуказанным основаниям.

На Заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в пункте 7.5 протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.02.2018 N 0172100007018000013-1 содержится техническая ошибка о допуске к участию в Аукционе и о признании участником Аукциона участника закупки с порядковым номером "3", при этом заявка участника с порядковым номером "3" не допущена к участию в Аукционе и не признана участником Аукциона.

На заседании Комиссии установлено, что в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.02.2018 N 0172100007018000013-1 сведения в отношении допуска к участию в Аукционе и о признании участником Аукциона заявки участник закупки с порядковым номером "3" содержат разночтения, что не соответствует положениям части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в подпункте 3.1.3. информационной карты документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей химического состава товаров, используемых при оказании услуг, результатов испытаний таких товаров, показателей технологических процессов изготовления указанных товаров.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, дата окончание подачи заявок на участие в Аукциона - 22.02.2018.

Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения документации об Аукционе подана в Санкт-Петербургское УФАС России 05.03.2018, в связи с чем, довод Заявителя на положения Аукционной документации не подлежит рассмотрению Комиссией ФАС России на основании части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

На заседании Комиссии выявлено, что в ряде пунктов приложения N 5 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам:

- пункт 32 "Трубки гибкие гофрированные тип 1": "Механическая прочность на 5 см при +20 °C: Не <=350 Н; Температура эксплуатации: От -50 до +110 °C; Диэлектрическая прочность: не <=2000 В; Огнестойкость в течение 15 мин: От +600 °C";

- пункт 147 "Трубки из вспененного полиэтилена тип 7": "Коэффициент диффузии водяного пара: более 4000";

- пункт 312 "Трубы канализационные тип 2": "Герметичность (воздухонепроницаемость) соединений при внутреннем давлении воздуха 10 кПа: Должна быть без утечек в течение 5".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического состава товаров, результатов испытаний товаров, показатели технологических процессов изготовления товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предполагаемый для использования при оказании услуг, для представления подробных сведений о показателях химического состава товаров, результатов испытаний товаров, показателях технологических процессов изготовления товаров. (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к описанию участниками закупки товаров в составе первых частей заявок, используемых при оказании услуг, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по данному основанию заявки на участие в Аукционе не отклонялись.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Э" необоснованной.

2. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя в отношении документации об Аукционе оставить без рассмотрения.

3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

5. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.