Решение ФАС РФ от 04.07.2022 по делу N 28/06/105-2182/2022

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 04.07.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2022 г. по делу N 28/06/105-2182/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "СА" (далее - Заявитель) на действия АО "Г" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "СБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта по разработке рабочей документации и на выполнение работ по объекту капитального строительства: "Реконструкция и техническое перевооружение корпусов 12, 94, 95 для организации серийного производства РН "Ангара", реализуемого на промплощадке "П" - филиала АО "Г" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 2073400001222000017) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки;

2) Заказчиком ненадлежащим образом сформирован проект договора извещения о проведении Аукциона (далее - Проект договора), (далее - Извещение).

Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 30.06.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 04.07.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:

1) извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 10.06.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 5 854 314 564,75 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 00000000000000000413;

5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 27.06.2022;

6) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;

7) в соответствии пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе Комиссия по осуществлению закупок отклонила такую заявку.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки, поскольку Заказчиком не размещено в ЕИС положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с Извещением объектом закупки является разработка рабочей документации и выполнение работ по объекту капитального строительства: "Реконструкция и техническое перевооружение корпусов 12, 94, 95 для организации серийного производства РН "Ангара", реализуемого на промплощадке "П" - филиала АО "Г", г. Омск".

Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что на объект закупки получены положительные заключения ФАУ "Г" N 55-1-1-3-0093-20 от 03.11.2020 на проектную документация и на результаты инженерных изысканий N 55-1-1-2-0197-22 от 17.05.2022.

При этом указанные заключения имеют гриф "Для служебного пользования", в связи с чем информация о наличии положительных заключений ФАУ "Г" размещена Заказчиком в составе закупочных документов в форме титульных листов.

Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность Заказчика по размещению в составе проектной документации заключения государственной экспертизы на проектную документацию.

При этом Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2.1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Проект договора, поскольку в Проекте договора неправомерно установлено обязательство подрядчика о предоставлении договора страхования строительно-монтажных рисков для получения авансового платежа.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

В силу пункта 1 статьи 742 ГК РФ договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность стороны, на которой лежит риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам, застраховать соответствующие риски.

Сторона, на которую возлагается обязанность по страхованию, должна предоставить другой стороне доказательства заключения ею договора страхования на условиях, предусмотренных договором строительного подряда, включая данные о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках.

В соответствии с пунктом 17.1 Проекта договора генподрядчик обязуется за свой счет и от своего имени заключить договор комплексного страхования строительно-монтажных рисков и ответственности при ведении строительно-монтажных работ на объекте без увеличения цены работ по данному договору на весь срок выполнения работ по договору в течение 30 календарных дней с даты заключения договора.

Согласно пункту 3.4.1 Проекта договора авансовый платеж в размере 80% от цены договора, установленной пунктом 2.1 Проекта договора, оплачивается Заказчиком в течение 10 рабочих дней с даты предоставления генподрядчиком документов, предусмотренных пунктом 3.5 Проекта договора.

Пунктом 3.5 Проекта договора предусмотрено, что обязательным основанием для перечисления авансового платежа на выполнение работ по договору является предоставление генподрядчиком Заказчику оригиналов следующих документов:

- письма генподрядчика с обращением к Заказчику о необходимости в перечислении авансового платежа на выполнение работ по договору, с приложением нижеуказанных документов:

- счета от генподрядчика на перечисление авансового платежа на выполнение работ по договору;

- договора страхования строительно-монтажных рисков, заключенного генподрядчиком в соответствии с условиями договора.

В случае непредоставления генподрядчиком документов, требуемых для перечисления авансовых платежей, либо предоставления не полного комплекта документов, авансовый платеж генподрядчику не перечисляется.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что обязательство подрядчика о предоставлении договора страхования строительно-монтажных рисков для получения авансового платежа не является обременяющим, поскольку данное обязательство установлено в Проекте договора в соответствии со статьей 742 ГК РФ и в силу пункта 17.1 Проекта договора договор страхования строительно-монтажных рисков предоставляется подрядчиком до выплаты авансового платежа.

Также, представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что положениями Проекта договора предусмотрены средства на возмещение затрат генподрядчика по обеспечению заключения договора страхования.

При этом на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформирован Проект договора, поскольку в Проекте договора отсутствует уточнение в отношении порядка оплаты 5% цены договора.

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе требования обеспечения гарантийных обязательств.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если:

1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;

2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;

3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;

4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В соответствии с Извещением расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению.

Согласно пункту 3.14 Проекта договора оплата выполненных генподрядчиком работ производится Заказчиком в течение 10 рабочих дней от даты подписания Заказчиком документа, указанного в пункте 10.6 Проекта договора до предела, не превышающего 95% от цены договора. Оставшаяся часть цены договора будет выплачена генподрядчику при окончательном расчете.

Пунктом 10.6 Проекта договора установлено, что датой приемки выполненных работ за отчетный период считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.

В соответствии с пунктом 10.13 Проекта договора по итогам приемки выполненных в полном объеме работ по договору, при условии исполнения пункта 10.12 Проекта договора, стороны оформляют акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11.

Согласно графику оплаты выполненных работ (приложение N 5 к Проекту договора) (далее - График оплаты) окончательный расчет за выполненные на объекте работы - в течение 10 рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11).

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с Графиком оплаты окончательный расчет за выполненные на объекте работы осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11), что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

3. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, в том числе 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд.

Согласно Извещению НМЦК составляет 5 854 314 564,75 руб., источник финансирования закупки - федеральный бюджет Российской Федерации и собственные средства АО "Г".

Пунктом 7.1 Проекта договора установлено следующее: "Генподрядчик имеет право привлекать к выполнению работ по договору субподрядчиков/соисполнителей. Генподрядчик в течение 10 календарных дней с даты заключения соответствующего договора направляет Заказчику письменное уведомление, подтверждающее факт заключения договора между генподрядчиком и субподрядчиком/соисполнителем на выполнение определенных работ на объекте, а также представляет заверенные копии документов, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, подтверждающих право субподрядчика/соисполнителя выполнять эти работы. Генподрядчик несет ответственность за непредоставление информации в соответствии с пунктом 24 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ", что не соответствует части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего вышеназванное положение, нарушают часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "СА" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы от 04.07.2022 по делу N 28/06/105-2182/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.