Решение ФАС РФ от 05.07.2022 по делу N 28/06/105-2157/2022

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 05.07.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 5 июля 2022 г. по делу N 28/06/105-2157/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО "М" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок КУ Омской области "У" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении КУ Омской области "У" (далее - Заказчик), Главным управлением контрактной системы омской области (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта: "Строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Завершение строительства. Пусковой комплекс (1 этап строительства)" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0152200004722000905) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводу жалобы Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, принявшей неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 01.07.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 05.07.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при проведении Аукциона:

1) извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 02.06.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 4 606 166 856 рублей;

4) источник финансирования - бюджет Омской области, КБК - 014040612401М0652414, 014040612401R0652414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.06.2022;

6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только 1 заявка, которая отклонена от участия в Аукционе.

1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок принято неправомерное решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе по причине непредставления опыта выполнения работ для подтверждения соответствия дополнительному требованию, установленному в Извещении.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Согласно пунктам 2, 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а также несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В силу подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

В соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, установлено дополнительное требование, а именно, наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:

1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства;

2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства.

При этом информацией и документом, подтверждающим соответствие участников закупки указанному дополнительному требованию является: исполненный договор; акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 позиции 13 приложения к Постановлению N 2571, представляется разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации, а также раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации.

Кроме того, цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от НМЦК, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно Извещению Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.06.2022 N ИЭА1 Комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки Заявителя на основании пунктов 2, 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с:

"1) непредставлением документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ и извещением о проведении электронного аукциона, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (отсутствует разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации), подпунктом "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2021 N 2571 предусматривающим предоставление информации и документов в полном объеме и со всеми приложениями (отсутствует Приложение N 34.2 Реестр передачи оригиналов технической документации на Объект (Образец));

2) несоответствием участника дополнительным требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с позицией 13 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 N 2571 (цена выполненных работ по договору генподряда N СМР550-63740 от 12.02.2016 составляет менее 20% начальной (максимальной) цены заключаемого контракта)".

Представители Заявителя пояснили, что Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе по причине несоответствия дополнительному требованию по позиции 13 приложения к Постановлению N 2571, поскольку представленный договор является одним из 43 договоров, в рамках которых выполнены работы по строительству одного объекта, а также представлен единый акт приемки законченного строительства объекта капитального строительства, который подписан 4 генеральными подрядчиками (в том числе Заявителем).

На заседании Комиссии установлено, что в составе документов, подтверждающих соответствие дополнительному требованию по позиции 13 приложения к Постановлению N 2571, представлен договор генподряда от 12.02.2016 N СМР550-63740 на сумму в размере 150 259 588,12 рублей на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ по строительству: "Конденсатопровод Уренгой - Сургут (2 нитка). Участок км 107 - км 288" в составе стройки "Конденсатопровод Уренгой - Сургут (2 нитка). Участок км 107 - км 288" "Линейная задвижка ЛЗ 15 км 222. Узел запуска очистных устройств УЗОУ 3. Перемычка П 11 км 223", акты выполненных работ, справки о стоимости выполненных работ, а также единый акт приемки законченного строительства объекта капитального строительства от 29.12.2018 N 461 с указанной суммой выполненных работ в размере 33 511 188 588,24 рублей (Далее - Акт приемки законченного строительства).

Кроме того, Комиссией установлено, что Акт приемки законченного строительства подписан 4 генеральными подрядчиками (в том числе Заявителем), в связи с чем отсутствует возможность определить, на какую сумму выполнены Заявителем работы.

При этом на заседании Комиссии представители Заявителя настаивали на исполненном опыте в размере 8 млрд рублей, который получен путем суммирования опыта выполнения договоров, заключенных по результатам разных 43 закупочных процедур.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что Заявителем для подтверждения соответствия вышеуказанному дополнительному требованию представлен исключительно 1 договор, стоимость работ которого - 150 млн рублей, что составляет менее 20% от НМЦК.

Кроме того, Комиссией установлено, что к построенному объекту капитального строительства получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 27.12.2018 N 00-000-0842-2018МС, вместе с тем Заявителем для подтверждения соответствия опыта выполнения работ не представлено данное разрешение.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение об отклонении заявки Заявителя от участия в Аукционе, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

При этом на заседании Комиссии представителями Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих наличие нарушения в действиях Комиссии по осуществлению закупок, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе, о казначейском сопровождении (если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению).

В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются, в том числе обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 242.23 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные контракты, договоры (соглашения), контракты (договоры), указанные в пункте 1 статьи 242.23 БК РФ, должны содержать в том числе положения об открытии в Федеральном казначействе участниками казначейского сопровождения лицевых счетов для осуществления и отражения операций со средствами участников казначейского сопровождения в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным казначейством.

В соответствии с пунктом 2.3 проекта государственного контракта Извещения "Размер аванса составляет 30% от цены контракта, что составляет __________ рублей, размер аванса по каждому этапу указан в графике оплаты выполненных работ (Приложение N 3 к настоящему контракту) (далее - график оплаты выполненных работ). Выплата аванса осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 45 дней со дня получения Заказчиком счета, выставленного Подрядчиком".

Вместе с тем пунктом 12.3.1 проекта государственного контракта Извещения установлено, что при казначейском сопровождении подрядчик обязан открыть в срок не более 30 рабочих дней с момента заключения контракта лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства в целях осуществления операций с целевыми средствами.

При этом, учитывая, что положениями БК РФ при казначейском сопровождении установлено требование об открытии лицевого счета в территориальном органе Федерального казначейства, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта Извещения установлены противоречивые требования в отношении счета подрядчика, на который будут перечисляться денежные средства при выплате аванса или исполнении государственного контракта.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, свидетельствующие о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что подана только 1 заявка на участие в Аукционе, которая отклонена от участия в Аукционе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "М" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что Аукцион признан несостоявшимся, предписание об устранении выявленного нарушения по настоящему делу не выдавать.

4. Передать материалы дела от 05.07.2022 N 28/06/105-2157/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.