Решение ФАС РФ от 19.07.2022 по делу N 28/06/105-2383/2022

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 13 ст. 34, п. 11 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 19.07.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2022 г. по делу N 28/06/105-2383/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП М. (далее - Заявитель) на действия "М" (далее - Заказчик), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на разработку проектной документации для проведения реставрационных работ по сохранению и приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия: "Кинотеатр "Центральный", расположенный по адресу: Тульская область, город Тула, Центральный район, пр. Ленина, д. 34 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007722000160) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1) ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) порядок оценки заявок по детализирующим показателям "Общее количество исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 1), "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2), "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 3) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законом основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), в соответствии с которым к оценке не принимаются гражданско-правовые договоры, исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа);

2) неправомерно установившего в проекте государственного контракта Извещения требование о предоставлении исполнителем счета-фактуры;

3) не установившего в Извещении требование о запрете на совершение сделок (операций) с лицами, в отношении которых применяются специальные экономические меры.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 18.07.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.07.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 24.06.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 48 033 136,28 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05408011140196486243;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.07.2022;

6) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;

7) по итогам рассмотрения 6 заявок, поданных участниками закупки на участие в Конкурсе, заявки 5 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

8) победителем Конкурса признано ООО "И" с предложением о цене контракта в размере 41 000 000 руб.

1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Детализирующим показателям N 1, 2, 3 Критерия.

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе Извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному, подпунктом "г" пункта 3 Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".

В силу подпункта "д" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что в порядке рассмотрения и оценки заявок Извещения Заказчиком установлено, что по Детализирующим показателям N 1, 2, 3 Показателя Критерия учитываются контракты, договоры (государственные/коммерческие), в составе обязательных приложений которых присутствует:

- акт выполненных работ (или любой другой окончательный документ закрытия, подтверждающий выполнение работ с указанием стоимости);

- согласование проектной документации с органом охраны объектов культурного наследия, акт государственной историко-культурной экспертизы.

При этом Комиссией установлено, что порядок оценки заявок Извещения не содержит условия об оценке гражданско-правовых договоров с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), что не соответствует подпункту "д" пункта 28 Положения.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в Извещении порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП).

2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта Извещения неправомерно установлено требование о предоставлении исполнителем счета-фактуры.

Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт обязательно включается условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 169 части II Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.

Пунктом 2.1 проекта государственного контракта Извещения установлено, что в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 части II НК РФ контракт не облагается НДС.

В соответствии с пунктом 5.1 проекта государственного контракта Извещения: "подрядчик после завершения выполнения комплекса работ, входящих в "Предварительные работы" и "Комплексные научные исследования" в соответствии с графиком исполнения контракта (приложение N 3 к контракту), предоставляет государственному заказчику электронный документ о приемке, подписанный подрядчиком (п. 5.1.1 контракта). Одновременно, в день направления электронного документа о приемке, подрядчик обязан обеспечить поступление в адрес государственного заказчика с сопроводительным письмом по акту приема-передачи документации (приложение N 6 к контракту) следующую документацию:

- 1 экземпляр разработанной документации по результатам комплексных научных исследований на электронном носителе (формат носителя и программное обеспечение должно быть согласовано с государственным Заказчиком);

- акт о выполнении обязательств (приложение N 5 к контракту);

- счет;

- счет-фактуру".

На заседании Комиссии установлено, что требование Заказчика о предоставлении подрядчиком счета и счет-фактуры, является неправомерным, так как согласно части 3 статьи 169 НК РФ на организации и индивидуальных предпринимателей, которые не являются налогоплательщиками НДС, не возложена обязанность по предоставлению, в ходе осуществления хозяйственных операций, счета-фактуры.

При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в пункте 5.1 проекта государственного контракта Извещения требование о предоставлении исполнителем государственного контракта счета-фактуры, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении не установлен запрет на совершение сделок (операций) с лицами, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ Президента N 252).

В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31, частью 2 статьи 31, частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

Указом Президента N 252 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также установлен запрет на совершение действий в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента N 252 с лицами, указанными в таком перечне и находящимися под их контролем организациями.

При этом соответствие участника закупки установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям Указа Президента N 252, подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).

Представление указанных документов участником закупки при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уже предусмотрено нормами Закона о контрактной системе в составе заявки.

На заседании Комиссии установлено, что в Извещении содержатся требование к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Кроме того, Извещение о проведении Конкурса содержит требование в соответствии с Указом Президента N 252.

Учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено требование об установлении в Извещении о проведении Конкурса запрета, установленного Указом Президента N 252, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 47 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено статьей 47 ГрК РФ. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В приложении N 5 к Извещению установлено следующее: "Участник должен быть членом СРО в области архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий. Членство СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ. СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника закупки по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен соответствовать требованиям части 10 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен соответствовать требованиям части 11 статьи 55.16 ГрК РФ".

В соответствии с Извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации для проведения реставрационных работ по сохранению и приспособлению к современному использованию объекта культурного наследия: "Кинотеатр "Центральный", расположенный по адресу: Тульская область, город Тула, Центральный район, пр. Ленина, д. 34.

При этом результатом выполнения работ по контракту является разработанная проектная документация. В связи с этим содержащееся в Извещении требование к участникам закупки о членстве в СРО в области инженерных изысканий и предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, является неправомерным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Извещении о проведении Конкурса ненадлежащее требование к участникам Конкурса, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

5. Подпунктом "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в Извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения о проведении закупки об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.07.2022 N ПРОII1 (далее - Протокол) заявка участника "2" (далее - Участник) признана не соответствующей требованиям Извещения о проведении Конкурса по следующим основаниям: "п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - отсутствует действующая выписка из реестра СРО в области инженерных изысканий".

Учитывая, что Заказчиком установлено неправомерное требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, отклонение заявки по указанному основанию является неправомерным.

При этом Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлена в том числе выписка из реестра саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования.

Таким образом, действия Комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение о признании заявки Участника не соответствующей требованиям Извещения, нарушают подпункт "а" части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

решила:

1. Признать жалобу ИП М. обоснованной в части установления Заказчиком ненадлежащим образом порядка оценки по Детализирующему показателю Критерия, а также неправомерного требования о предоставлении исполнителем счета-фактуры.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 13 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

5. Передать материалы от 19.07.2022 по делу N 28/06/105-2383/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.