ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 19 июля 2022 г. по делу N 28/06/105-2374/2022
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Р" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Ц" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок ФКУ "Ц" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного конкурса на выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (планово-предупредительные работы). Мост через р. Северка на км 96+498 (левый) Автомобильная дорога М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, Московская область; Мост через р. Северка на км 96+498 (правый) Автомобильная дорога М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск, Московская область; Мост через р. Москва на км 19+500 (левый) Автомобильная дорога М-9 "Балтия" Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой, Московская область; Мост через р. Москва на км 19+500 (правый) Автомобильная дорога М-9 "Балтия" Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой, Московская область (Лот 65) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100042422000054) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего в извещении о проведении Конкурса порядок оценки заявок участников по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 15.07.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.07.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 21.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 301 677 800,20 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10804092440692058244.
5) дата окончания подачи заявок на участие в закупке - 12.07.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
7) согласно протоколу подведения итогов от 15.07.2022 N ИЭОК1 победителем признано ООО "С" с предложением о цене контракта в размере 1 221 677 800,20 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен в Извещении порядок оценки заявок участников по Детализирующему показателю Критерия, поскольку согласно установленному порядку оценки заявок Заказчиком принимаются к оценке контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ исключительно по ремонту, содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться в том числе показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Согласно подпункту "в" пункта 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Таким образом, мост размещенный на автомобильной дороге - дорожное сооружение, являющееся техническим продолжением автомобильной дороги.
Поскольку согласно Извещению и проектной документации объектом закупки является выполнение работ по содержанию искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, Заказчик должен руководствоваться пунктом 32 Положения.
В связи с изложенным, в целях подтверждения наличия соответствующего предмету закупки опыта Заказчику необходимо учитывать контракты (договоры) по выполнению работ как по ремонту, содержанию, так и по капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Иное толкование подпункта "в" пункта 32 Положения приведет к противоречивому выводу о том, что организация, имеющая опыт, выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги, не обладает опытом выполнения работ по ремонту, содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах.
Комиссией установлено, что порядком оценки заявок, предусмотренным в Извещении, по Детализирующему показателю Критерия установлено, что к оценке принимаются контракты (договоры) исключительно по ремонту и содержанию искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.
В связи с изложенным, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
- рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
- осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с позицией 18 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) при осуществлении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги к участникам закупки устанавливаются требования наличия у участника опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги.
В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги установлено дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ (далее - Дополнительные требования):
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки Дополнительным требованиям по пункту 1 или 2 позиции 18 приложения к Постановлению N 2571, относятся:
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571:
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 18 приложения к Постановлению N 2571:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно протоколу подведения итогов от 15.07.2022 N ИЭОК1 Заказчиком принято решение о признании участника закупки ООО "И" соответствующим требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
В подтверждение соответствия участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 18 приложения к Постановлению N 2571, в составе заявки ООО "И" представлен государственный контракт от 06.11.2019 N 1771412589719000095, заключенный между ООО "И" и ФКУ "Ц" на сумму 254 930 223 руб., на ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Вместе с тем 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта составляет 260 335 560,04 рублей.
Таким образом, ООО "И" в составе заявки представлен договор, цена которого составляет менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика, что не соответствует части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки ООО "И" соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают часть 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно описанию объекта закупки, установленному в Извещении, в рамках исполнения обязательств по государственному контракту, заключаемого по итогам проведения Конкурса, подрядчику необходимо выполнить работы по содержанию искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-5 и М-9.
Комиссия, изучив описание объекта закупки, приходит к выводу, что объединение Заказчиком в один лот работ по содержанию искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения М-5 и М-9, не имеющих общих границ, технологически и функционально не связанных между собой, приводит к увеличению объема выполняемых работ, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения контракта, и, следовательно, приводит к необоснованному сокращению числа участников Конкурса.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ООО "Р" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 19.07.2022 по делу N 28/06/105-2374/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.