Решение ФАС РФ от 23.08.2022 по делу N 28/06/105-2606/2022

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 23.08.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 23 августа 2022 г. по делу N 28/06/105-2606/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу ООО НПО "А" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ФКУ "У" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении ФКУ "У" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и реконструкции путепроводов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения (строительство путепровода через железную дорогу на км 18+412 автомобильной дороги Р-208 Тамбов - Пенза, Тамбовская область) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0364100001822000046) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом применившего оценку в отношении заявки Заявителя по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (квалификация участников закупки)" (далее - Критерий), предусмотренного порядком оценки заявок участников закупки извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение).

Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 19.08.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 23.08.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение размещено в ЕИС - 26.07.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 413 958 882 рубля;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 1080409241R62010F414, 1080409241R620100414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 11.08.2022;

6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 15.08.2022;

8) по результатам рассмотрения заявок, заявки 3 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;

9) победителем Конкурса признано ЗАО "Д" с предложением о цене контракта в размере 1 392 675 000 рублей.

1. По мнению Заявителя, Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применена оценка в отношении заявки Заявителя по Детализирующему показателю Критерия, в результате чего заявке Заявителя по Детализирующему показателю Критерия присвоено 0 баллов.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).

В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В силу подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, в том числе:

а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;

б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения.

е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

В соответствии с Извещением Критерий содержит Показатель.

При этом Показателем предусмотрен Детализирующий показатель, в рамках которого к оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на автомобильной дороге, который не относится к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривает выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу вышеуказанного объекта капитального строительства.

Документами, подтверждающими наличие у участника закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта, являются:

- исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на автомобильной дороге, который не относится к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривает выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу вышеуказанного объекта капитального строительства;

- акт (акты) выполненных работ, составленный (составленные) при исполнении договора (договоров) и подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ;

- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Кроме того, согласно порядку рассмотрения и оценки заявок участников закупки Извещения, документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов в соответствии с требованиями Положения и Закона о контрактной системе.

Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по строительству и реконструкции путепроводов на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 12.08.2022 N ПРОII1 заявке Заявителя по Критерию присвоено 0 баллов.

На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом осуществлена оценка в отношении заявки Заявителя по Детализирующему показателю Критерия, поскольку Комиссией по осуществлению закупок неправомерно не приняты к оценке исполненные Заявителем контракты, представленные в составе заявки Заявителя в виде номеров реестровых записей исполненных контрактов.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлено требование о предоставлении документов в качестве подтверждения опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 28 Положения, а именно в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов, что подтверждается на заседании Комиссии.

Вместе с тем Заявителем в составе заявки в качестве подтверждения опыта выполнения работ представлены номера реестровых записей исполненных контрактов, что не соответствует Положению, в связи с чем Комиссией по осуществлению закупок присвоено 0 баллов заявке Заявителя по Детализирующему показателю Критерия.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат Положению и Закону о контрактной системе.

Кроме того, на заседании Комиссии представителями Заявителя не представлено доказательств, свидетельствах об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

2. В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.

Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Приказ Минстроя N 336/пр) утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ.

Пунктом 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр установлено, что дополнительно под табличной частью графика выполнения работ до полей для подписания его сторонами контракта в графике выполнения работ должны быть отражены даты, не позднее которых должны состояться следующие события:

2.9.1. подписание сторонами акта о соответствии состояния земельного участка (объекта капитального строительства, подлежащего реконструкции) условиям контракта;

2.9.2. передача подрядчику копии разрешения на строительство, реконструкцию объекта; копии решения собственника имущества о его сносе (при необходимости); копии разрешения на вырубку зеленых и лесных насаждений; копии технических условий и разрешений на временное присоединение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с проектом организации строительства;

2.9.3. передача подрядчику копий документов, подтверждающих согласование производства отдельных работ, если необходимость такого согласования установлена законодательством Российской Федерации;

2.9.4. подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями, предусмотренными проектной документацией;

2.9.5. подписание акта о соответствии состояния земельного участка условиям контракта при завершении строительства, реконструкции объекта.

В соответствии с пунктом 1.2 проекта государственного контракта Извещения подрядчик обязуется выполнить все работы по строительству объекта, указанному в пункте 1.1 государственного контракта в соответствии с условиями государственного контракта, проекта, действующего законодательства. Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить на объекте работы по строительству в сроки, предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ, являющегося приложением N 1 к государственному контракту.

На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта Извещения содержит график выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 1 к государственному контракту), в котором, в том числе указаны события, предусмотренные пунктом 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр, вместе с тем в указанном графике отсутствуют даты, не позднее которых должны состоятся события, указанные в пункте 2.9 Приказа Минстроя N 336/пр, что не соответствует положениям Приказа Минстроя N 336/пр и Закона о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО НПО "А" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 23.08.2022 по делу N 28/06/105-2606/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.