ПЯТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2021 г. по делу N 66а-1059/2021
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 07 июня 2021 года
по административному делу N 3а-409/2021 по административному исковому заявлению Н. о признании не действующим в части приказа министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04 декабря 2020 года N 14-37н "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края".
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в котором просила признать недействующим приказ от 04 декабря 2020 года N 14-37н "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края" (далее - Приказ N 14-37н) в части установления норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирных и жилых домах с привозной водой в размере 1,20 куб. м в месяц на человека как не соответствующего законодательству Российской Федерации.
В обоснование административных исковых требований указано, что Приказ N 14-37н противоречит части 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", части 9 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), пункту 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 (далее - Правила N 644), так как оспариваемым нормативным правовым актом установлен норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирных и жилых домах с привозной водой в размере меньше минимальных норм водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды, что нарушает прав и интересы административного истца на обеспечение питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Решением Красноярского краевого суда от 07 июня 2021 года административный иск удовлетворен, признан не действующим с даты вступления в силу пункт 47 приложения N 1 к Приказу N 14-37н в части установления норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирных и жилых домах с привозной водой в размере 1,20 куб. м в месяц на человека. На министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом не действующим в части установления норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирных и жилых домах с привозной водой в размере 1,20 куб. м в месяц на человека.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 15 июля 2021 года исправлена описка, допущенная в мотивировочной части решения Красноярского краевого суда от 07 июня 2021 года, и указан адрес жилого дома вместо "<...>" - "<...>".
В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права. Так, суд пришел к неправомерному выводу о том, что услуга по подвозу холодной воды является коммунальной. Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306) не предусматривают установление норматива по подвозу холодной воды. Кроме того, решение суда является неисполнимым в части принятия нормативного правового акта, заменяющего пункт 47 Приказа N 14-37н, поскольку он должен распространяться на правоотношения с 01 января 2021 года, что приведет к нарушению прав и законных интересов потребителей, а также в части сроков принятия такого акта. Судом сделан неправомерный вывод об обязанности министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края принять заменяющий нормативный правовой акт.
В письменных возражениях прокурор, участвовавший в деле, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании части 3 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
При рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что Приказ N 14-37н отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", поскольку он содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере оказания коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на территории Красноярского края.
В связи с тем, что указанный нормативный правовой акт устанавливает нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Красноярского края, а административный истец является плательщиком услуги по водоснабжению путем подвоза воды как член семьи собственника жилого дома, расположенного по адресу: <...>, суд первой инстанции пришел к правильному заключению о том, что Н. была вправе обратиться в Красноярский краевой суд с требованиями о признании не действующим в части Приказа N 14-37н.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 306, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию (пункт 1 Правил N 306).
В силу пункта "а" статьи 1 закона Красноярского края от 11 октября 2012 года N 3-551 "Об отдельных полномочиях Правительства Красноярского края в области предоставления коммунальных услуг и снабжения коммунальными ресурсами" в области предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов Правительство Красноярского края определяет уполномоченные органы исполнительной власти Красноярского края, осуществляющие расчет и утверждение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях по холодному и горячему водоснабжению.
Положением о министерстве промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 18 мая 2010 года N 270-п, в подпункте 15 пункта 3.1 и пункте 3.60 определено, что к компетенции министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края относится осуществление нормативного правового регулирования по вопросу утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях по холодному и горячему водоснабжению. По вопросам, входящим в компетенцию административного ответчика, он издает приказы.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом - министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в установленной форме - приказа, с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования. При этом по данным основаниям нормативный правовой акт административным истцом не оспаривается.
Согласно частям 3 и 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к Правилам N 306. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены (пункт 11 Правил N 306).
Поскольку формами 1 - 3 приложения N 2 к Правилам N 306 не предусмотрены многоквартирные и жилые дома с водоснабжением путем подвоза воды, судом первой инстанции сделан верный вывод о возможности дополнения данной категории многоквартирных и жилых домов.
Как установлено Красноярским краевым судом и следует из материалов административного дела, министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края принят Приказ N 14-37н, согласно пункту 47 приложения N 1 к которому для многоквартирных и жилых домов с привозной водой утвержден норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения в размере 1,20 куб. м в месяц на человека.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что расчет указанного норматива осуществлялся не по формулам, изложенным в приложении N 1 к Правилам N 306, а был взят из таблицы N 1 к Ведомственным нормам технологического проектирования. Нормам расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения. ВНТП-Н-97, утвержденным протоколом Минсельхозпрода Российской Федерации от 14 февраля 1995 года N 1, где в пункте 2.1 определено, что при проектировании систем водоснабжения, сельских населенных пунктов, фермерских и крестьянских хозяйств удельное среднесуточное (за год) водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды населения должно приниматься по таблице N 1.
Частью 9 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ установлено, что в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила N 644 регулируют отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение). К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения Правил N 644 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством (пункт 1 Правил N 644).
В соответствии с пунктом 71 Правил N 644 в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с Правилами N 644 и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 74 Правил N 644 при отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории по минимальным нормам согласно приложению N 3, которым минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды для климатической зоны III - IV установлены в объеме 57 куб. дм в сутки для детей от 1 года до 14 лет и кормящих женщин, 54 куб. дм в сутки для взрослого населения и подростков.
Следовательно, установленные приложением N 3 минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды для климатической зоны III - IV в расчете на один месяц составляют 1,71 куб. м для детей от 1 года до 14 лет и кормящих женщин, 1,62 куб. м для взрослого населения и подростков.
На основании строительных норм и правил территория Красноярского края находится в III и IV климатических зонах.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административный ответчик при принятии оспариваемой нормы должен был руководствоваться Правилами N 644, в связи с чем норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения для многоквартирных и жилых домов с привозной водой не мог быть установлен в размере меньше минимальных норм водообеспечения граждан путем подвоза воды, утвержденных приведенными правилами.
Доводы апелляционной жалобы о том, что подвоз воды не является коммунальной услугой, а Правила N 306 не предусматривают установление норматива по подвозу холодной воды, выводы краевого суда о необходимости при установлении норматива потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения для многоквартирных и жилых домов с привозной водой руководствоваться Правилами N 644, не опровергают.
Ведомственные нормы технологического проектирования. Нормы расходов воды потребителей систем сельскохозяйственного водоснабжения. ВНТП-Н-97, утвержденные протоколом Минсельхозпрода Российской Федерации от 14 февраля 1995 года N 1, согласно пункту 1.1 предназначены для использования при разработке проектной документации, проектов наружных сетей и сооружений систем водоснабжения сельских населенных пунктов, объектов агропромышленного комплекса и фермерских хозяйств. Их применение для установления нормативов водоснабжения не предусмотрено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости признания недействующим пункта 47 приложения N 1 к Приказу N 14-37н.
Между тем, определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт частично должен быть признан недействующим, краевой суд, учитывая факты применения Приказа N 14-37н до разрешения административно-правового спора по существу и реализации на его основании прав граждан и организаций, а также по рождения им правовых последствий пришел к выводу о признании оспариваемых положений не действующими со дня вступления приказа в силу. Суд апелляционной инстанции полагает его неправильным.
Исходя из предписаний пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно абзацу 3 пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
В рассматриваемом случае ввиду того, что приложением N 3 Правил N 644 установлены минимальные нормы водообеспечения при водоснабжении населения путем подвоза воды, наличие которых исключает соответствующую правовую неурегулированность, а пункт 47 приложения N 1 Приказа N 14-37н до принятия решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан, оснований для признания нормативного правового акта не действующим со дня вступления приказа в силу и возложения на министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края обязанности принять заменяющий нормативный акт у суда не имелось, следовательно, постановленное по делу решение в части определения момента, с которого подлежит признанию недействующим нормативный правовой акт, подлежит изменению, а в части возложения обязанности принять заменяющий акт - отмене.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решение Красноярского краевого суда от 07 июня 2021 года изменить.
Признать не действующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 47 приложения N 1 к Приказу министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04 декабря 2020 года N 14-37н "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края" в части установления норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирных и жилых домах с привозной водой в размере 1,20 кубических метра в месяц на человека.
Решение Красноярского краевого суда от 07 июня 2021 года в части возложения обязанности на министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом не действующим пункт 47 приложения N 1 к Приказу министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04 декабря 2020 года N 14-37н "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (нормативов потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Красноярского края" в части установления норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в многоквартирных и жилых домах с привозной водой в размере 1,20 кубических метра в месяц на человека - отменить.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 08 октября 2021 года.