Решение ФАС РФ от 27.09.2022 по делу N 28/06/105-2961/2022

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 27.09.2022 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2022 г. по делу N 28/06/105-2961/2022

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу АО "К" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок "Д" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Муниципальным казенным учреждением "У" (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, "Д" (далее - Уполномоченный орган), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта "Участок набережной протоки Кривуля в г. Сургуте" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0187200001722000831) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями:

1. Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки ООО "С" (далее - Победитель) соответствующей дополнительным требованиям, установленным позицией 8 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).

2. Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, в связи с представлением в составе заявки на участие в Конкурсе решения об одобрении крупной сделки с истекшим сроком давности, а также без нотариального удостоверения.

3. Комиссия по осуществлению закупок не обладает специальной компетенцией в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Комиссия по осуществлению закупок, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.

В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок 23.09.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.09.2022.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

1) Извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 26.08.2022;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;

3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 3 769 239 945,50 руб.;

4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 04606053610198014414;

5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.09.2022;

6) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;

7) по результатам рассмотрения 2 заявки признаны несоответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе;

8) победителем Конкурса признано ООО "С" с предложением о цене контракта 3 740 000 000 руб.

1. Согласно доводу жалобы Комиссия по осуществлению закупок неправомерно приняла решение о признании заявки Победителя соответствующей дополнительному требованию, установленному позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.

Пунктом 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции приложения к Постановлению N 2571 применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13 и 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. руб.

В соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением предусмотренных позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ, в том числе опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.

Так, цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. руб.

Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571 в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" являются:

1. исполненный договор;

2. акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;

3. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.

Согласно Извещению объектом закупки является строительство участка набережной протоки Кривуля в г. Сургуте, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 8 приложения к Постановлению N 2571.

Вместе с тем Комиссией установлено, что Победителем в качестве подтверждения наличия опыта по позиции 8 приложения к Постановлению N 2571 представлен договор генерального подряда от 15.06.2020 N ВОД/АК/06/15, заключенный между Победителем и АО СЗ "Р" на сумму в размере 1 599 996 165,20 руб. на выполнение работ по строительству линейного объекта капитального строительства "Сети водоснабжения Д400 от ВК23/1 до ВК2-16/1 и Д500 от ВК23/2 до ВК2-11/5 квартала 11 в планировочном районе "Академический" города Екатеринбурга", а также акты выполненных работ, акт приемки законченного строительства от 21.07.2021 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 21.07.2021 N RU 66302000-1893-2018.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Комиссией по осуществлению правомерно принято решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.

2. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, в связи с предоставлением в составе заявки Победителя решения об одобрении крупной сделки с истекшим сроком давности, а также без нотариального удостоверения.

Согласно подпункту "м" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, а именно решение о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки, если требование о наличии такого решения установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключение контракта на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся объектом закупки, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

В силу части 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" в решении о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки может быть указан срок, в течение которого действительно такое решение. Если такой срок в решении не указан, согласие считается действующим в течение одного года с даты его принятия, за исключением случаев, если иной срок вытекает из существа и условий сделки, на совершение которой было дано согласие, либо обстоятельств, в которых давалось согласие.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения на заседании и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Так, Комиссией установлено, что в составе заявки Победителя представлен протокол внеочередного общего собрания участников Победителя о принятии решения об одобрении совершения крупной сделки, подписанный всеми учредителями организации единогласно 09.09.2022.

В связи с чем Комиссией по осуществлению правомерно принято решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя члены Комиссии по осуществлению закупок не обладают специальной компетенцией в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

Пунктом 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующей особенности: жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В связи с изложенным, Комиссии приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не подлежит рассмотрению в связи с тем, что указанный довод не содержит сведений о нарушениях в действиях (бездействии) субъектов контроля.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

4. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Так, Постановлением N 570 установлен перечень, состоящий из 34 видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному или муниципальному контракту.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570 , которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).

Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25% от цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.

На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 4.1.9 проекта государственного контракта приложения к Извещению: "Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту виды и объемы работ согласно Постановлению Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570, в совокупном стоимостном выражении в объеме 25 (двадцати пяти) процентов цены контракта".

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом, в проекте государственного контракта Извещения ненадлежащим образом установлен объем работ, который подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "К" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 27.09.2022 по делу N 28/06/105-2961/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.