Решение ФАС РФ от 13.02.2018 N КГОЗ-019/18

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 13.02.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2018 г. N КГОЗ-019/18

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "1 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации (войсковая часть 6888, г. Москва)" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Национальной электронной площадкой (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ "Строительство детского сада на 180 мест" по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Ашукино, территория войсковой части 3641 (завершение строительно-монтажных работ) (номер извещения 0373100047317000026) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:

1) не продлившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе при внесении изменений в документацию об Аукционе;

2) не приложившего к документации об Аукционе обязательный файл с внесенными изменениями от 23.01.2018;

3) не установившего в документации об Аукционе группу работ строительных, относящихся к той же группе работ на выполнение которых заключается контракт, для подтверждения опыта участника закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99);

4) установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе;

5) не включившего в проект государственного контракта условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 12.02.2018 на 13.02.2018.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение) размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 35 805 665 руб.;

3) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;

4) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе.

1. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

Заказчиком размещено Извещение в ЕИС - 29.12.2017.

24.01.2018 в ЕИС размещены изменения положений документации об Аукционе. При этом срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе Заказчиком установлен - 08.02.2018.

Комиссией установлено, что срок подачи заявок на участие в Аукционе составляет менее 15 дней.

Таким образом, действия Заказчика, не продлившего срок подачи заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

24.01.2018 в ЕИС размещены изменения положений документации об Аукционе.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком в ЕИС размещена документация об Аукционе с внесенными изменениями (файл "ДАЭ Детский Сад 180 (завершение)_Изменения_23.01.18").

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном.

Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к опыту работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В приложении N 1 к Постановлению N 99 установлено, что в случае осуществления закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., Заказчик устанавливает дополнительные требования к участникам закупки, а именно: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".

При этом, согласно сноске <*> в приложении N 1 Постановления N 99 установлено, что наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

В подпункте 1.6.4. части I "Дополнительные требования к участникам закупки" часть II "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства".

Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что Заказчиком не установлена группа работ строительных, относящихся к той же группе работ на выполнение которых заключается контракт, для подтверждения опыта участника закупки в соответствии с Постановлением N 99, не нашел своего подтверждения.

4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчик установил в документации об Аукционе требование к решетке вентиляционной пластмассовой "Расстояние от края до середины отверстия для крепления должен быть 25 мм", приводит к ограничению количества участников закупки, поскольку на момент подачи заявки на участие в Аукционе участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В приложении N 4 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре (далее - Приложение N 4), в том числе в п. 21 "Решетка вентиляционная пластмассовая ГОСТ 13448 "Решетки вентиляционные пластмассовые. Технические условия": "Расстояние от края до середины отверстия для крепления должен быть 25 мм".

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе, установленной в документации об Аукционе, предложение участника (сведения о предлагаемом товаре (материале)) не должно содержать двойных предложений, неоднозначных предложений, слов и словосочетаний: "необходимо", "следует", "допускается", "не допускается", "допустимо", "недопустимо", "должно", "должна", "должны", "должен", "или эквивалент", "не менее", "менее", "не более", "более", союзов "или", "либо", "и/или", "может быть", "требуется", "около".

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к решетке вентиляционной пластмассовой установлены исходя из потребностей Заказчика для недопущения поставки некачественных товаров.

Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что указанное требование к решетке вентиляционной пластмассовой противоречит положениям Закона о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Также согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлены излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ по контракту, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно: п. 7 Винты самонарезающиеся: "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц <=3,0 мм", п. 22 Болты строительные с гайками и шайбами (тип 1): "Длина ненарезанного стержня мин. не должна быть менее 21,5 мм". Таким образом, указанные требования к товарам ограничивают количество участников закупки.

В Приложении N 4 установлено следующее: п. 7 Винты самонарезающиеся ГОСТ 10618 "Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия", ГОСТ 11652 "Винты самонарезающие с потайной головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры": "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц <=3,0 мм", п. 22 Болты строительные с гайками и шайбами (тип 1) ГОСТ 11371 "Шайбы. Технические условия", ГОСТ Р ИСО 4014 "Болты с шестигранной головкой. Классы точности А и В": "Длина ненарезанного стержня мин. не должна быть менее 21,5 мм".

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, установленной в документации об Аукционе, указано, что "в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо поставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует", либо указать "не используется". Также Заказчиком 01.02.2018 в ЕИС размещены разъяснения от 01.02.2018 N РД3, в которых Заказчиком в том числе дан ответ как в заявке заполнять значения по указанным показателям.

Изучив документацию об Аукционе, Комиссией установлено, что в инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе указано: "в случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" необходимо поставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует", либо указать "не используется".

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

На заседании Комиссии установлено, что в Приложении N 4 установлены требования, в том числе к товарам: п. 5 Гвозди строительные, п. 11. Шкурка шлифовальная двухслойная, п. 20 Шурупы латунные с потайной головкой, п. 22 Болты строительные с гайками и шайбами (тип 1), п. 25 Электроды и другие.

В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ "Строительство детского сада на 180 мест" по адресу: Московская область, Пушкинский район, п. Ашукино, территория войсковой части 3641 (завершение строительно-монтажных работ).

Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к материалам, ресурсам не являющимся объектом закупки, не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе в проект государственного контракта не включено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанная закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.

Согласно части 3 статьи 1 Закона о контрактной системе особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены, в том числе, Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.

Учитывая изложенное, действия Заказчика, не включившего в проект государственного контракта документации об Аукционе условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "И" обоснованной в части действий Заказчика, не продлившего срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе при внесении изменений в документацию об Аукционе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 13.02.2018 N КГОЗ-018/18, по данному решению предписание не выдавать.

4. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 13.02.2018 N КГОЗ-018/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России, сведения по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.