Решение ФАС РФ от 30.01.2018 по делу N 18/44/105/86

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 30.01.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 30 января 2018 г. по делу N 18/44/105/86

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "ТД" (далее - Заявитель) на действия ГУП города Москвы "М" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган), при проведении Заказчиком, аукционной комиссии Заказчика (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченным органом, ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку городских электробусов и ультрабыстрых зарядных станций к ним с оказанием услуг по их последующему сервисному обслуживанию и ремонту в течение 15 лет для нужд ГУП "М" (номер извещения 0173200001417001532) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной комиссии, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе сокращен срок поставки электробусов, поскольку Заказчиком не учтен срок оформления (расширения) одобрения типа транспортного средства в связи с изготовлением электробусов по индивидуальному эскизу, согласованному с Заказчиком после заключения контракта;

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование о соответствии товара "Электробус" ГОСТ Р 50844-95 с исключением соблюдения пункта 4.4.2.4 указанного ГОСТ;

3. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено требование о соответствии конструкции зарядной станции несуществующим нормативным документам.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента рассмотрение жалобы перенесено с 26.01.2018 на 30.01.2018.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 787 039 085,72 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 16.02.2018;

1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе сокращен срок поставки электробусов, поскольку Заказчиком не учтен срок оформления (расширения) одобрения типа транспортного средства в связи с изготовлением электробусов по индивидуальному эскизу, согласованному с Заказчиком после заключения контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Пунктом 4 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Место поставки товаров: город Москва. Период поставки товаров с 01.06.2018 г. до 30.11.2033 г. Условия поставки товаров: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием".

Приложением N 2 к Техническому заданию установлен график поставки, в том числе: "Электробус городской, М3, кол-во: 1; сроки (периоды) поставки: с 01.06.2018 по 30.06.2018; адрес поставки: Москва, Ул. Дениса Давыдова, 2 (филиал Центральный)".

Пунктами 3.1 - 3.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Поставка товара и оказание услуг по Контракту осуществляются в сроки, установленные в Графике исполнения Контракта (Приложение N 2 к настоящему Контракту).

3.2 Общий срок поставки товара установлен: с "01" июня 2018 г. по "30" ноября 2018 г.

3.3 Исполнитель вправе досрочно осуществить поставку товара по согласованию с Заказчиком.

3.4 Общий срок оказания услуг по Контракту установлен: с момента поставки первой партии товара по "30" ноября 2033 г.".

Пунктом 7.1 Приложения N 3 к Техническому заданию "Технические требования на поставку электробусов" документации об Аукционе установлены следующие требования к дизайну кузова: "Дизайн утверждается Заказчиком. Поставщик направляет Заказчику на согласование эскиз экстерьера и интерьера автобуса в виде цветных альбомов формата А3 в количестве четырех экземпляров, содержащие: внешний вид автобуса в условиях дневного и ночного времени суток, экстерьер автобуса (не менее четырех ракурсов), интерьер автобуса (не менее четырех ракурсов), компоновку салона в части расположения сидений (вид сверху), интерьер кабины водителя (не менее тех ракурсов).

Эскизный проект предоставляется Заказчику на утверждение в срок не более двух месяцев со дня заключения государственного контракта. В случае возникновения у Заказчика необходимости корректировок, Поставщик предоставляет эскиз автобуса, доработанный с учетом замечаний Заказчика, в течение тридцати дней после предоставления эскиза впервые".

Пунктом 7.1.1 Приложения N 3 к Техническому заданию "Технические требования на поставку электробусов" документации об Аукционе установлены следующие требования к дизайну передней маски электробуса: "Внешний вид передней маски автобуса должен соответствовать визуализации дизайна маски в едином стиле подвижного состава Московского транспорта. Поставщик в соответствии с эскизом прорабатывает техническое исполнение передней маски на основе собственной компонентной базы и направляет Заказчику дизайн-проект маски электробуса. Дизайн утверждается Заказчиком".

Пунктом 17.2 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее требование к составу второй части заявки: "В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для подтверждения соответствия товара участник закупки обязан предоставить один из следующих документов: - копию специализированного инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта, - копию акта экспертизы, выданного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, - сертификат о происхождении товара по форме СТ-1".

В пунктах 19.17, 19.18 Приложения N 3 к Техническому заданию "Технические требования на поставку электробусов" документации об Аукционе установлены требования о наличии "копии "Одобрения типа транспортного средства" с оборудованием АСКП с приложением протоколов испытаний, копий сертификатов (протоколов), подтверждающих соответствие всем стандартам, упомянутым в настоящем техническом описании, сертификация по которым не является обязательной".

По мнению Заявителя, при изготовлении транспортных средств по индивидуальному эскизу Заказчика требуется производить дополнительные обязательные испытания транспортных средств и оформлять одобрение типа транспортного средства и сертификат безопасности, что составляет 6 - 10 месяцев и превышает срок поставки электробуса, установленный в Техническом задании документации об Аукционе, а именно: с 01.06.2018 по 30.06.2018.

Кроме того, представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что участники закупки также не смогут предоставить в составе второй части заявки акт экспертизы, сертификат по форме СТ-1, поскольку такие документы выдаются на основании ОТТС.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа представили запросы о коммерческих предложениях в адрес ООО "Н" (от 05.12.2017 N 99-38-71), ООО ПК "ТС" (от 05.12.2017 N 99-38-67), ОАО "У" (от 05.12.2017 N 99-38-68), ООО "Р" (от 05.12.2017 N 99-38-70), ПАО "К" (от 05.12.2017 N 99-38-69), в ответ на которые получены ответы от ООО "Н" (от 07.12.2017 N 11/12/17), ОАО "У" (от 11.12.2017 N 16-6/832), ООО "Р" (от 06.12.2017 N 1378/РА/12/2017), ПАО "К" (от 06.12.2017 N 06-25) о готовности к поставке городских электробусов М3 и зарядных станций на условиях, предусмотренных Техническим заданием документации об Аукционе, в том числе в срок с 01.06.2018 по 30.06.2018.

Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа дополнительно сообщили, что в случае, если транспортное средство не соответствует ряду требований, установленному в Техническом задании документации об Аукционе, победителю Аукциона необходимо получение расширения действующего ОТТС на модификацию, при этом получение нового ОТТС не требуется. При своевременном предоставлении документов и ведении работы по нескольким пересертифицируемым свойствам в параллельном режиме, а также обеспечении заводом соответствия конструкции нормативным документам, вышеуказанное ОТТС возможно получить в течение 1 - 2 месяцев, что подтверждается опытом Сокольнического вагоноремонтно-строительного завода "З" - филиала ГУП "М", занимающегося производством троллейбусов собственной конструкции, и представленным письмом в адрес Заказчика от 29.01.2018 N 70-01/250.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности поставки электробусов в срок, установленный в Техническом задании документации об Аукционе, а именно с 01.06.2018 по 30.06.2018.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлено требование о соответствии товара "Электробус" ГОСТ Р 50844-95 с исключением соблюдения пункта 4.4.2.4 указанного ГОСТ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Пунктом 8.9 Приложения N 3 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования на поставку электробусов в отношении обеспечения доступа инвалидов, а именно: "Электробус должен соответствовать требованиям Правилам N 107 ЕЭК ООН "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категорий М3 в отношении их общей конструкции"; ГОСТ Р 51090-97 "Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов"; ГОСТ Р 50844-95 "Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования" (за исключением пп. 4.4.2.4, об обязательном наличии боковой отбортовки высотой не менее 5 см во избежание соскальзывания). Допускается наличие отбортовок на аппарели при технической возможности их устройства изготовителем.

В соответствии с пунктом 4.4.2.4 ГОСТ Р 50844-95 "Автобусы для перевозки инвалидов. Общие технические требования" рампа должна иметь боковую отбортовку высотой не менее 5 см, предотвращающую боковое смещение КК во время ее движения, а также фиксирующие устройства, позволяющие сохранять неподвижность и устойчивость рампы во время движения инвалида в КК.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что Техническим заданием документации об Аукционе предусмотрено соответствие поставляемого товара обязательным требованиям Правил N 107 ЕЭК ООН, необходимым и достаточным для получения ОТТС категории М3 для осуществления внутригородских пассажирских перевозок. Вместе с тем, обязательность подтверждений вышеуказанных ГОСТ установлена Заказчиком исходя из собственных нужд, что не является нарушением действующего законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлено требование о соответствии конструкции зарядной станции несуществующим нормативным документам.

Пунктом 1.1 Приложения N 4 Технического задания "Технические требования на поставку ультрабыстрых зарядных станций" документации об Аукционе установлено в том числе следующее требование: "Конструкция зарядной станции должна соответствовать нормативным документам, установленным к данному типу объектов в Российской Федерации на момент заключения Договора в качестве обязательных".

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что ультрабыстрая зарядная станция с энергетической точки зрения является преобразовательно-регулирующим устройством, осуществляющим изменение выходных параметров тока по отношению к входным в части рода тока (переменный/постоянный) и напряжения (600/380). В Российской Федерации установлен действующий ряд требований и нормативных документов такие, например, как Правила устройства электроустановок, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок". В Техническом задании документации об Аукционе установлена необходимость соответствия конструкции зарядных станций действующим нормативным документам, что не является нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено доказательств, свидетельствующих об обратном.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

В соответствии с пунктом 17.1 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу первой части заявки, в том числе: "конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным аукционной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания, (при наличии) фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".

В документации об Аукционе предусмотрена форма 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме" (далее - Форма), содержащая таблицу, согласно которой установлены, в том числе следующие графы, которые требуется заполнить участнику закупки при подаче заявки на участие в Аукционе: "Наименование товара", "Указание на товарный знак (модель, производитель", "Страна происхождения товара", "Сведения о сертификации".

Согласно инструкции по заполнению указанной Формы установлено, что в столбце N 5 "Сведения о сертификации" Участник закупки указывает исчерпывающую информацию о сертификации предлагаемых товаров.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что заявку на участие в Аукционе требуется подавать по Форме.

Вместе с тем, Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки. Требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе сведений о сертификации предлагаемых товаров, не предусмотрено частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "ТД" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 30.01.2018 N 18/44/105/86 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.