Приказ Минтруда РФ от 16.02.2001 N 21

"Об утверждении Положения о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета"
Редакция от 16.02.2001 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минтруда РФ от 20.12.2001 N 283»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 16 февраля 2001 г. N 21

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯХ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" и Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2001 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 828 (с изменениями от 22 июня 1999 года, 2 февраля, 11 апреля, 30 декабря 2000 года), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о реализации мероприятий по содействию занятости населения и направлениях расходования средств федерального бюджета.

2. Руководителям территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения при реализации мероприятий указанной программы руководствоваться Положением, утвержденным настоящим Приказом.

3. Признать утратившими силу:

Приказ ФСЗ России от 30 марта 1993 года N 37 "Об утверждении Положения о порядке работы органов службы занятости с безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, и условиях выдачи им субсидии";

Приказ ФСЗ России от 25 июля 1994 г. N 107 "Об утверждении Порядка оказания финансовой помощи работодателям на организацию дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости безработных граждан";

Приказ ФСЗ России от 22 ноября 1994 года N 150 "Об утверждении "Положения об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика";

Приказ ФСЗ России от 6 марта 1995 года N 44 "Об утверждении "Положения о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций";

Приказ ФСЗ России от 26 апреля 1995 года N 94 "Об утверждении "Положения о временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан";

Приказ ФСЗ России от 1 ноября 1995 года N 253 "Об утверждении "Временного положения о порядке и условиях выделения финансовых средств для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов";

Приказ ФСЗ России от 24 января 1996 года N 18 "Об изменении "Положения об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика";

указания ФСЗ России от 5 августа 1993 г. N П-2-8-31 "О создании Клубов ищущих работу".

4. Департаменту государственной службы занятости (Харламову А.С.), Управлению профессионального обучения и развития человеческих ресурсов (Бубнову М.В.) оказывать методическую помощь территориальным органам Минтруда России по вопросам занятости населения по реализации мероприятий по содействию занятости населения.

5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации В.П. Рожкова.

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.П.ПОЧИНОК

Утверждено
Приказом
Министерства труда
и социального развития
Российской Федерации
от 16 февраля 2001 г. N 21

ПОЛОЖЕНИЕ
О РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯХ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Общие положения

1. Настоящее Положение определяет основные направления деятельности территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения <*> и государственных учреждений - центров занятости населения <**> по реализации мероприятий Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2001 годы <***> и расходованию средств федерального бюджета на указанные мероприятия.

<*> Далее - органы по вопросам занятости.

<**> Далее - центр занятости.

<***> Далее - Программа.

2. Объемы средств, выделяемых из федерального бюджета, и направления их использования определяются соответствующим федеральным законом.

Министерство труда и социального развития Российской Федерации <*> как главный распорядитель бюджетных средств, направляемых на финансирование мероприятий Программы, распределяет средства федерального бюджета органам по вопросам занятости.

<*> Далее - Минтруд России.

Органы по вопросам занятости расходуют средства федерального бюджета на реализацию мероприятий Программы в соответствии с настоящим Положением и распределяют данные средства по указанным мероприятиям центрам занятости.

3. Получателями средств федерального бюджета для реализации мероприятий по содействию занятости населения являются органы по вопросам занятости, центры занятости, организации и физические лица.

4. Расходы федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию занятости населения отражаются по главному разделу 18 "Социальная политика", подразделу 06 "Прочие в области социальной политики", целевой статье "Прочие расходы на федеральные целевые программы" 516, виду расходов "Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов" 397, по коду 111040 "Прочие текущие расходы" Бюджетной классификации Российской Федерации.

5. К мероприятиям по содействию занятости населения в соответствии с настоящим Положением относятся следующие направления деятельности:

5.1. Организация профессиональной ориентации;

5.2. Организация профессионального обучения;

5.3. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

5.4. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и о гражданах, ищущих работу, возможностях профессионального обучения;

5.5. Организация общественных работ;

5.6. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан;

5.7. Организация трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

5.8. Социальная адаптация граждан на рынке труда (программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт");

5.9. Содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности;

5.10. Содействие в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости;

5.11. Оказание предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым работникам.

6. Мероприятия по содействию занятости населения реализуются для следующих категорий населения:

- работников, высвобождаемых из организаций в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата (далее - высвобождаемые работники);

- граждан, занятых и не занятых трудовой деятельностью, обратившихся в органы по вопросам занятости или центры занятости в целях поиска работы (далее - граждане, ищущие работу);

- граждан, зарегистрированных в органах по вопросам занятости или центрах занятости в установленном законодательством порядке в качестве безработных (далее - безработные граждане).

7. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения за счет средств федерального бюджета осуществляется в порядке, согласованном с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, и на основании договоров, заключаемых между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией и (или) физическими лицами.

Мероприятия по содействию занятости населения

8. Организация профессиональной ориентации

8.1. К услугам по профессиональной ориентации населения относятся следующие виды работ:

профессиональное информирование;

профессиональное консультирование, диагностика профессионально важных качеств, профессиональный подбор, профессиональный отбор;

психологическая поддержка, проведение мероприятий по социально - психологической адаптации;

профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан (консультирование перед направлением на профессиональное обучение, профессиональный отбор, психологическое сопровождение процесса обучения).

8.2. Услуги по профессиональной ориентации предоставляются высвобождаемым работникам, гражданам, ищущим работу, безработным гражданам, учащимся учреждений образования, организациям. Услуги безработным гражданам оказываются в приоритетном порядке.

8.3. За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие расходы на реализацию мероприятий по профессиональной ориентации:

расходы на оказание профориентационных услуг организациями;

расходы на организацию профессиональной информации (разработка и издание справочных материалов, профессиограмм, видеофильмов, подготовка материалов для размещения в средствах массовой информации);

расходы на методическое обеспечение профориентационной деятельности (разработка профориентационных методик и технологий работы; проведение социологических исследований), экспертизу профориентационных методик и технологий, приобретение методических материалов, специальной литературы и периодической печати, выпуск сборников материалов;

расходы на обучение и повышение квалификации специалистов по профессиональной ориентации, проведение аттестации, организацию и проведение методических семинаров и стажировок;

расходы на приобретение и содержание специального оборудования (психодиагностического, компьютерного, аудио-, видеоаппаратуры).

8.4. Финансирование мероприятий по организации профессиональной ориентации осуществляется на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), списков граждан, получивших услуги по профессиональной ориентации, других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.

8.5. Органы по вопросам занятости или центры занятости при реализации мероприятий по организации профессиональной ориентации имеют право производить предоплату работ (услуг) в размере до 50 процентов от общей стоимости работ по договору.

9. Организация профессионального обучения

9.1. Услуги по профессиональному обучению включают следующие направления деятельности:

определение (расчетно) потребности в профессиональном обучении безработных граждан в профессионально - квалификационном разрезе на основе анализа и прогноза рынка труда;

информирование о профессиях, специальностях, востребованных региональным рынком труда;

подбор профессий, специальностей для профессионального обучения с целью последующего трудоустройства;

проведение конкурсных отборов образовательных учреждений, организаций для профессионального обучения по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости;

организация профессионального обучения, заключение договоров на обучение с безработными гражданами и организациями, комплектование учебных групп, контроль за посещаемостью и выполнением учебных планов и программ, успеваемостью обучающихся по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости;

методическое обеспечение процесса обучения (учебно - программная документация, методические пособия, методики обучения, рекомендации);

приобретение учебно - методической, координационно - методической литературы, расходных материалов и других средств обучения;

разработка и внедрение в учебный процесс координационно - методических разработок по вопросам повышения качества и эффективности профессионального обучения безработных граждан;

подбор и внедрение в учебный процесс высокоэффективных технологий и методик обучения;

развитие учебно - производственной базы учебных центров органов по вопросам занятости, ее оснащение;

выплата стипендии безработным гражданам за весь период обучения;

другие услуги, непосредственно связанные с организацией и осуществлением профессионального обучения.

9.2. Услуги по профессиональному обучению предоставляются безработным гражданам, обратившимся в орган по вопросам занятости или центр занятости.

9.3. За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие расходы на реализацию мероприятий по профессиональному обучению безработных граждан:

расходы по оплате труда педагогических работников и лиц, осуществляющих теоретическое и производственное обучение (производственную практику), стажировку;

расходы по оплате труда членов комиссий по аттестации лиц, закончивших обучение;

расходы по оплате квалификационных экзаменов при получении поднадзорных профессий, а также, при необходимости, лицензии на право работ по полученной профессии, специальности;

расходы по оплате разработки, приобретения, изготовления, экспертизы учебных планов и программ, учебно - методических материалов, средств обучения;

расходы по оплате приобретения, аренды и содержания необходимых для обучения учебно - производственных площадей, оборудования, инструментов, приспособлений, сырья, других материальных ресурсов;

расходы по оплате, при необходимости, стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных органом по вопросам занятости или центром занятости на профессиональное обучение в другую местность;

расходы по оплате медицинского освидетельствования при направлении на обучение;

расходы по оплате, при необходимости, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также спецпитания в период профессионального обучения граждан по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости;

расходы на развитие учебно - производственной базы учебных центров органов по вопросам занятости, методическое обеспечение образовательного процесса, внедрение в образовательный процесс современных технологий и методик обучения;

иные расходы, связанные непосредственно с организацией и осуществлением профессионального обучения.

9.4. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о занятости населения безработным гражданам выплачиваются стипендии за весь период обучения.

9.5. По решению органа по вопросам занятости или центра занятости за счет средств федерального бюджета может осуществляться частичное или полное возмещение затрат организаций по профессиональному обучению высвобождаемых работников в порядке, установленном Постановлением Минтруда России от 17 февраля 2000 года N 18 "Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций в целях обеспечения их занятости" (в части, не противоречащей настоящему Положению).

9.6. Финансирование мероприятий по организации профессионального обучения осуществляется на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), списков граждан, получивших услуги по профессиональному обучению, других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.

9.7. Органы по вопросам занятости или центры занятости при реализации мероприятий по организации профессионального обучения имеют право производить предоплату работ (услуг) в размере до 100 процентов от общей стоимости работ по договору.

10. Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест

10.1. В целях расширения возможностей трудоустройства граждан и подбора работников для организаций, орган по вопросам занятости или центр занятости организует ярмарки вакансий и учебных рабочих мест, а также другие специализированные мероприятия по взаимодействию с работодателями (выставки, дни открытых дверей и др.).

Данные мероприятия предусматривают следующие основные направления деятельности органа по вопросам занятости или центра занятости:

информирование населения, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций о планируемых мероприятиях (издание справочно - информационных материалов, размещение рекламы в средствах массовой информации);

организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, а также других специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями (выставки, дни открытых дверей и др.);

осуществление подбора для граждан, ищущих работу, места работы или учебных рабочих мест, для работодателей - требуемых специалистов.

10.2. В мероприятиях принимают участие высвобождаемые работники, граждане, ищущие работу, и безработные граждане. Приоритетным правом участия в мероприятиях пользуются безработные граждане.

10.3. За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие затраты на организацию ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями:

расходы на подготовку и издание информационных материалов (оформление наглядной информации, изготовление рекламных щитов, услуги специалистов по дизайну, оформление помещения; тиражирование рекламно - информационных материалов и методических материалов, приобретение периодических изданий, видеофильмов, реклама в средствах массовой информации, оплата типографских расходов);

расходы на хозяйственные нужды (аренда помещения, оплата коммунальных услуг, хранение материалов и др.);

транспортные расходы (доставка специалистов до места проведения мероприятий и обратно, перевозка оборудования и информационных материалов);

прочие расходы (приобретение канцелярских товаров, услуги связи, почтовые отправления, электронная почта, использование локальных сетей, сети "Интернет" и др.).

10.4. Финансирование мероприятий по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями осуществляется на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.

10.5. Органы по вопросам занятости или центры занятости при реализации мероприятий по организации ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, специализированных мероприятий по взаимодействию с работодателями имеют право производить предоплату работ (услуг) в размере до 100 процентов от общей стоимости работ по договору.

11. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и об ищущих работу, о возможностях профессионального обучения

11.1. В целях обеспечения выполнения норм законодательства об информировании населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и гражданах, ищущих работу, возможностях профессионального обучения орган по вопросам занятости или центр занятости реализует следующие мероприятия:

разработка, издание и тиражирование справочно - информационных изданий, размещение информации в средствах массовой информации;

организация специализированных консультационных пунктов для населения и организаций.

11.2. За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие затраты по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и об ищущих работу, возможностях профессионального обучения:

расходы на подготовку информационных материалов, оформление наглядной информации, изготовление рекламных щитов, тиражирование рекламно - информационных материалов о положении на рынке труда, спросе на рабочую силу и ее предложении в средствах массовой информации, оплату типографских расходов и др.;

расходы на организацию специализированных консультационных пунктов (аренда помещений, оборудования, мебели, услуги связи, транспортные расходы, приобретение периодических изданий);

транспортные расходы (доставка печатной продукции, перевозка оборудования и информационных материалов);

прочие расходы (услуги связи, почтовые отправления, электронная почта, использование локальных сетей, сети "Интернет", хранение продукции и др.).

11.3. Финансирование мероприятий по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и об ищущих работу, возможностях профессионального обучения при содействии органа по вопросам занятости или центра занятости осуществляется на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.

11.4. Органы по вопросам занятости или центры занятости при реализации мероприятий по информированию населения и работодателей о положении на рынке труда, данных о потребности в работниках и об ищущих работу, о возможностях профессионального обучения при содействии органа по вопросам занятости или центра занятости имеют право производить предоплату работ (услуг) в размере до 100 процентов от общей стоимости работ по договору.

12. Организация общественных работ

12.1. В целях создания условий для материальной поддержки граждан, ищущих работу, и безработных граждан в период поиска работы, орган по вопросам занятости или центр занятости участвует в организации и проведении общественных работ.

12.2. Реализация мероприятий по организации и проведению общественных работ осуществляется в соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года N 875 с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 года N 1247.

При этом к основным направлениям деятельности органа по вопросам занятости или центра занятости при организации общественных работ относятся:

информирование населения о планируемых мерах по организации общественных работ;

участие в организации общественных работ;

направление граждан, ищущих работу, и безработных граждан в организации для участия в общественных работах.

12.3. Для участия в общественных работах орган по вопросам занятости или центр занятости направляет граждан, ищущих работу, и безработных граждан. Приоритетным правом участия в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах по вопросам занятости свыше шести месяцев.

12.4. За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие затраты на реализацию мероприятий по организации и проведению общественных работ:

расходы по информированию населения о планируемых мерах по организации общественных работ (размещение информации в средствах массовой информации, разработка и издание специальных информационных изданий, буклетов и др.);

расходы по частичной компенсации оплаты труда граждан, которые трудоустроены на общественные работы по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости. Указанные расходы не должны превышать 4-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом;

расходы на приобретение мелкого инвентаря, спецодежды и транспортные расходы по доставке граждан к месту проведения общественных работ и обратно. Указанные расходы не могут превышать 30 процентов от общей суммы затрат, запланированных по договору между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией на реализацию мероприятий по организации общественных работ.

12.5. Финансирование мероприятий по организации общественных работ осуществляется на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), списков граждан, принявших участие в общественных работах, других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.

Оплата затрат организации по указанным договорам осуществляется ежемесячно в соответствии с условиями данных договоров.

13. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан

13.1. В целях приобщения к труду несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 17 лет, получения профессиональных навыков и адаптации на рынке труда орган по вопросам занятости или центр занятости реализует мероприятия по организации временного трудоустройства данной категории граждан в период каникул и в свободное от учебы время в течение всего учебного года.

При этом к основным направлениям деятельности органа по вопросам занятости или центра занятости при организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан относятся:

изучение потребности несовершеннолетних граждан в трудоустройстве;

информирование несовершеннолетних граждан о планируемых мерах по организации их временного трудоустройства;

участие в организации временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан;

направление несовершеннолетних граждан для трудоустройства на временные рабочие места.

13.2. Приоритетным правом при трудоустройстве пользуются несовершеннолетние граждане:

из числа сирот и оставшихся без попечения родителей, а также лиц, их заменяющих;

из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей; семей беженцев и вынужденных переселенцев;

состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних; освобожденные из воспитательно - трудовых колоний или закончившие специальные учебно - воспитательные учреждения.

13.3. Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществляется в соответствии с нормами законодательства, предусмотренными для данной категории граждан.

13.4. Финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям:

расходы по информированию населения о планируемых мерах по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан: размещение информации в средствах массовой информации, разработка и издание специальных информационных изданий, буклетов и др.;

расходы по частичной компенсации оплаты труда граждан, участвующих в мероприятиях. Указанные расходы не должны превышать 4-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом;

расходы на приобретение мелкого инвентаря, спецодежды и транспортные расходы по доставке граждан к месту работы и обратно. Указанные расходы не могут превышать 30 процентов от общей суммы затрат, запланированных по договору между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией на реализацию мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан.

13.5. Для реализации мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан орган по вопросам занятости или центр занятости может привлекать из числа безработных граждан лиц для работы руководителями групп (при количестве участников работ в группе не менее 10 человек). Размер компенсации ежемесячной оплаты труда руководителей указанных групп за счет средств федерального бюджета не может превышать 5-кратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

13.6. Финансирование мероприятий по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан осуществляется на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), списков граждан, принявших участие во временных работах, других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.

Оплата затрат организации по указанным договорам осуществляется ежемесячно в соответствии с условиями данных договоров.

14. Организация трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

14.1. В целях обеспечения дополнительных гарантий занятости для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, орган по вопросам занятости или центр занятости реализует мероприятия по организации трудоустройства указанной категории граждан.

При этом к основным направлениям деятельности органа по вопросам занятости или центра занятости при организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, относятся:

информирование населения о планируемых мерах по организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

отбор безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

направление данных граждан для трудоустройства в организации.

14.2. Для участия в мероприятиях по организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, направляются следующие категории граждан:

молодежь - выпускники <*> образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в возрасте от 16 до 26 лет (программа "Молодежная практика");

<*> Безработные граждане, окончившие образовательные учреждения в 12-месячный период, предшествующий дате признания их безработными.

многодетные и одинокие родители;

граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей;

инвалиды;

лица предпенсионного возраста <*>;

<*> За два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию по старости (по возрасту).

лица, освобожденные из мест лишения свободы;

длительно безработные граждане (шесть месяцев и более).

14.3. С организацией, в которой будут трудоустроены безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите, заключается договор с указанием в нем численности принимаемых на работу безработных граждан, перечня профессий (специальностей), по которым указанные граждане будут трудоустроены, условий финансирования данных мероприятий.

14.4. Финансирование мероприятий по трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, за счет средств федерального бюджета может осуществляться по следующим направлениям:

расходы по информированию населения о планируемых мерах по организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите (размещение информации в средствах массовой информации, разработка и издание специальных информационных изданий, буклетов и др.);

расходы по частичной компенсации оплаты труда граждан, участвующих в мероприятиях. Период предоставления компенсаций составляет не более 12 месяцев;

расходы на приобретение мелкого инвентаря, спецодежды и транспортные расходы по доставке граждан к месту работы и обратно. Указанные расходы не могут превышать 30 процентов от общей суммы затрат, запланированных по договору между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией на реализацию мероприятий по организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

14.5. Ежемесячный размер финансовых средств, выделяемых на компенсацию по оплате труда одного безработного гражданина, определяется в следующем порядке:

при трудоустройстве: молодежи (в рамках программы "Молодежная практика"); многодетных и одиноких родителей; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - до 50 процентов средней заработной платы, сложившейся в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе;

при трудоустройстве: инвалидов; лиц предпенсионного возраста; лиц, освобожденных из мест лишения свободы; длительно безработных граждан (шесть месяцев и более) - до 100 процентов средней заработной платы, сложившейся в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе.

14.6. Предоставление финансовых средств при организации мероприятий по трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется при условии обеспечения организациями гарантий занятости данных граждан в течение периода действия соответствующего договора.

14.7. Финансирование мероприятий по организации трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, осуществляется ежемесячно на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), списков граждан, трудоустроенных из числа безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.

15. Социальная адаптация граждан на рынке труда (программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт")

15.1. В целях приобретения навыков, сокращения сроков поиска подходящей работы гражданами, ищущими работу, и безработными гражданами, смягчения последствий длительной безработицы орган по вопросам занятости или центр занятости осуществляет работу по социальной адаптации граждан на рынке труда путем реализации программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт".

Реализация данных программ предусматривает следующие основные направления деятельности:

разработка и издание информационно - справочных материалов, обеспечение граждан периодическими изданиями;

оборудование помещений (информационные стенды, компьютеры, аудио- и видеотехника, телефоны и др.);

обучение навыкам поиска работы с привлечением необходимых организаций, специалистов.

15.2. В программе "Клуб ищущих работу" участвуют граждане, ищущие работу, и безработные граждане, в программе "Новый старт" - граждане, ищущие работу, и безработные граждане, имеющие перерыв в трудовой деятельности шесть и более месяцев.

При этом преимущественным правом участия в указанных программах пользуются безработные граждане, особо нуждающиеся в социальной защите.

15.3. За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие затраты на реализацию программ "Клуб ищущих работу" и "Новый старт":

расходы на подготовку и издание информационных и методических материалов, изготовление наглядной информации, приобретение учебных пособий, периодических изданий, видеофильмов, рекламу в средствах массовой информации и др.;

расходы на канцелярские товары (писчая бумага, конверты, пишущие принадлежности и др.) и оборудование (компьютеры, программное обеспечение, использование локальных и информационных сетей, в том числе сети "Интернет", телефонные аппараты, аудио- и видеотехника, и др.);

расходы по оплате труда руководителя программы и подготовке данных руководителей, расходы на оплату труда привлекаемых специалистов (психолога, юриста и других специалистов);

расходы на хозяйственные нужды (аренда помещения, оборудования, мебели, информационных стендов, каналов связи, оплата коммунальных услуг);

прочие расходы (услуги связи, почтовые отправления, электронная почта и т.д.).

15.4. Финансирование мероприятий по социальной адаптации граждан на рынке труда осуществляется ежемесячно на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), списков граждан, принявших участие в мероприятиях по социальной адаптации граждан на рынке труда, других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.

16. Содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности

16.1. В целях расширения возможностей обеспечения занятости населения орган по вопросам занятости или центр занятости осуществляет мероприятия по содействию в организации предпринимательской деятельности граждан, ищущих работу, и безработных граждан.

16.2. Мероприятия по содействию гражданам в организации предпринимательской деятельности включают в себя следующие направления деятельности:

информирование о возможности заняться предпринимательской деятельностью, включая ознакомление с законодательством, предоставление информации об организациях, занимающихся вопросами развития предпринимательства (союзы малых предприятий, ассоциации фермеров, центры или агентства поддержки предпринимательства и др.), видах и условиях оказываемых ими услуг;

взаимодействие с организациями, оказывающими услуги населению в организации предпринимательской деятельности (бизнес - инкубаторы, социально - деловые центры и др.);

содействие в разработке и экспертизе бизнес - планов;

информирование о возможностях и условиях обучения основам малого бизнеса и профессиям, необходимым для организации предпринимательской деятельности;

организация обучения безработных граждан в целях подготовки к предпринимательской деятельности;

ознакомление безработных граждан с порядком и условиями предоставления финансовых средств для организации предпринимательской деятельности.

16.3. Услуги по содействию в организации предпринимательской деятельности оказываются гражданам, ищущим работу, и безработным гражданам. Приоритетное право на получение помощи в организации предпринимательской деятельности имеют безработные граждане.

16.4. С гражданами, желающими организовать предпринимательскую деятельность, орган по вопросам занятости или центр занятости проводит работу по выявлению возможностей и способностей к предпринимательской деятельности. Данной категории граждан оказывается комплекс консультационных, организационных и методических услуг по вопросам организации предпринимательской деятельности.

16.5. При недостатке у безработного гражданина, желающего организовать предпринимательскую деятельность, необходимых знаний он может быть направлен на профессиональное обучение (направление безработных граждан на профессиональное обучение производится в порядке и на условиях, предусмотренных п. 9 настоящего Положения).

16.6. Финансирование мероприятий по оказанию содействия в организации предпринимательской деятельности за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям:

16.6.1. Расходы на разработку и издание справочно - информационных материалов для информирования населения о возможностях организации предпринимательской деятельности, в том числе путем размещения материалов в средствах массовой информации;

16.6.2. Расходы на предоставление организационно - консультационных услуг населению по вопросам организации предпринимательской деятельности (предоставление помещений для начинающих предпринимателей, каналов связи и др.), подготовку и экспертизу бизнес - планов; проведение тестирования граждан по вопросам организации предпринимательской деятельности;

16.6.3. Расходы на компенсационные выплаты по организации предпринимательской деятельности (приобретение примерных или подготовку учредительных документов, оплата государственной пошлины за регистрацию малого предприятия, получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицензии, бланочной и отчетной документации, изготовление печатей и штампов и др.);

16.6.4. Расходы на оказание финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности (выдача субсидии).

16.7. Компенсационные выплаты по организации предпринимательской деятельности, указанные в п. 16.6.3 настоящего Положения, предоставляются безработным гражданам, достигшим 18-ти лет.

Предоставление компенсационных выплат безработным гражданам производится по безналичному расчету на основании договора между органом по вопросам занятости или центром занятости и безработным гражданином после государственной регистрации гражданином предпринимательской деятельности в установленном порядке. Указанный порядок предоставления компенсационных выплат по организации предпринимательской деятельности предусматривается в договоре между органом по вопросам занятости или центром занятости и гражданином.

Размер компенсационных выплат по организации предпринимательской деятельности устанавливается в сумме, не превышающей 1000 рублей.

16.8. Финансовая помощь (субсидия) предоставляется безработным гражданам, достигшим 18-ти лет, имеющим право на получение пособия по безработице и изъявившим желание организовать предпринимательскую деятельность в течение 16 недель со дня признания их безработными.

Предоставление указанной финансовой помощи (субсидии) производится по безналичному расчету на основании договора между органом по вопросам занятости или центром занятости и безработным гражданином после государственной регистрации гражданином предпринимательской деятельности в установленном порядке.

Размер финансовой помощи (субсидии) на организацию предпринимательской деятельности устанавливается в сумме, не превышающей 12-кратного размера средней заработной платы, сложившейся в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт - Петербурге, автономной области, автономном округе на момент заключения договора.

16.9. С безработными гражданами, имеющими право на получение финансовой помощи и (или) компенсационных выплат, при их направлении на обучение предпринимательской деятельности, орган по вопросам занятости или центр занятости заключает один договор, в котором предусматриваются обязательства гражданина о регистрации за время обучения предпринимательской деятельности и обязательства органа по вопросам занятости или центра занятости о предоставлении гражданину финансовой помощи (субсидии) или компенсационных выплат.

16.10. Безработным гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, финансовая помощь (субсидия) на организацию предпринимательской деятельности предоставляется в порядке, предусмотренном п. 16.8 настоящего Положения, в течение 28 недель со дня признания их безработными.

16.11. Гражданам, которым ранее предоставлялись финансовая помощь или компенсационные выплаты на организацию предпринимательской деятельности за счет Государственного фонда занятости населения Российской Федерации и федерального бюджета, вторично данные выплаты не производятся.

16.12. Финансирование мероприятий по содействию гражданам в организации предпринимательской деятельности осуществляется на основании:

договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), списков граждан, получивших консультационные услуги по организации предпринимательской деятельности, других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями;

договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и физическим лицом, планирующим осуществлять предпринимательскую деятельность, документов, подтверждающих государственную регистрацию предпринимательской деятельности, документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.

17. Содействие в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости

17.1. Мероприятия по содействию в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости реализуются для граждан, ищущих работу, и безработных граждан. Приоритетным правом участия в мероприятиях пользуются безработные граждане.

17.2. За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие затраты по переезду безработных граждан и членов их семей для трудоустройства в другой местности:

расходы по выплате единовременного денежного пособия на каждого члена семьи гражданина, переезжающего для трудоустройства в другую местность, в размере до 1000 рублей;

расходы на оплату стоимости проезда каждого члена семьи гражданина, переезжающего для трудоустройства в другую местность, железнодорожным транспортом, а в местностях, не имеющих этого вида сообщения, - другими видами транспорта (воздушный, морской, речной, автомобильный);

расходы на оплату провоза домашнего имущества весом до 5 тонн на семью от прежнего места жительства до места вселения.

При этом данные компенсационные выплаты гражданам не производятся, если переезд осуществляется из одного района в другой в городах с районным делением.

17.3. Финансирование мероприятий по содействию в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости осуществляется на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости или центром занятости и физическим лицом, планирующим переезд для трудоустройства в другой местности по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости.

Гражданин для получения указанных компенсационных выплат представляет документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов по переезду, и трудовой договор, заключенный с организацией.

17.4. Реализация мероприятий по содействию в переезде граждан для их трудоустройства в другой местности по направлению органа по вопросам занятости или центра занятости осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1994 года N 533 "О льготах для граждан, переселяющихся для работы в сельскую местность".

18. Оказание предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым работникам

18.1. По инициативе работодателей в целях предотвращения массовых высвобождений и содействия занятости высвобождаемых работников орган по вопросам занятости или центр занятости проводит предувольнительные консультации для данной категории граждан, которые включают следующие виды работ:

ознакомление с нормами законодательства, регламентирующими вопросы высвобождения работников;

содействие в организации профессионального обучения;

подбор подходящей работы, в том числе путем переезда в другую местность;

подготовка справочно - информационных материалов по вопросам содействия трудоустройству и профессионального обучения высвобождаемых работников.

В случаях проведения массовых высвобождений оказание предувольнительных консультаций может осуществляться путем создания органом по вопросам занятости или центром занятости временных консультационных пунктов в организациях, которые планируют проводить высвобождение работников.

18.2. За счет средств федерального бюджета могут быть профинансированы следующие затраты на реализацию мероприятий по проведению предувольнительных консультаций:

расходы по оплате труда специалистов, осуществляющих проведение консультаций по трудоустройству, профориентации и психологической поддержке;

расходы на разработку и издание справочно - информационных материалов по вопросам содействия трудоустройству и профессионального обучения высвобождаемых работников, в том числе оформление наглядной информации, информационных материалов о законодательстве, приобретение периодической печати, видеофильмов, размещение рекламы в средствах массовой информации и др.;

расходы на разработку мероприятий по консультированию с учетом особенностей организаций, проводящих высвобождение, приобретение тестов для профессиональной ориентации;

расходы на организацию временных консультационных пунктов, включая расходы на аренду и подготовку помещения, оборудования, мебели; приобретение и оформление информационных стендов, компьютерного и иного оборудования, программного обеспечения, использование локальных и информационных сетей, в том числе оплату услуг сети "Интернет";

транспортные расходы (доставка печатной продукции, оборудования и информационных материалов, оплата проезда специалистов для проведения консультаций);

прочие расходы (приобретение канцелярских товаров, услуги связи, почтовые отправления, электронная почта и т.д.).

18.3. Финансирование мероприятий по оказанию предувольнительных консультационных услуг высвобождаемым работникам осуществляется по факту выполненных работ на основании договоров, заключенных между органом по вопросам занятости (или центром занятости) и организацией, актов о сдаче - приемке работ (услуг), списков высвобождаемых работников, для которых были оказаны консультационные услуги, других документов, подтверждающих обоснованность произведенных расходов, предусмотренных данными мероприятиями.