Решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.04.2022 по делу N А29-655/2022

"Об отказе в удовлетворении заявления: отказав в иске о взыскании финансовых санкций, суд исходил из того, что оснований для взыскания с ответчика штрафных санкций за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не имеется"
Редакция от 20.04.2022 — Действует

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2022 г. Дело N А29-655/2022

Решение в виде резолютивной части вынесено 28.03.2022, мотивированное решение изготовлено 20.04.2022.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело N А29-655/2022 по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471400, ОГРН: 1021100513774) к обществу с ограниченной ответственностью "ННК-Северная нефть" (ИНН: 1106019518, ОГРН: 1051100788045) о взыскании финансовых санкций,

без вызова сторон,

установил:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми (далее - ОПФР по Республике Коми, Пенсионный фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ННК-Северная нефть" (далее - ООО "ННК-Северная нефть", общество, ответчик) о взыскании финансовой санкции в размере 3000 руб. за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ (далее - Закон N 27-ФЗ), начисленных на основании решения от 12.08.2021 N 007S19210004199.

Поскольку заявитель обращался с аналогичным заявлением в Арбитражный суд Республики Коми о взыскании штрафных санкций в порядке приказного производства и выданный по делу N А29-15356/2021 судебный приказ от 15.12.2021 был отменен согласно определению арбитражного суда от 11.01.2022, в данном случае заявление полежит рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Определением суда от 27.01.2022 заявление ОПФР по Республике Коми принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. О возбуждении производства по делу стороны извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

ООО "ННК-Северная нефть" с заявленными требованиями не согласно, указывает, что в связи с отсутствие возможности направления документов с помощью электронного документооборота по объективным и независящим от общества причинам, необходимые сведения своевременно представлены нарочно в УПФР в г. Усинске Республики Коми на бумажном носителе.

Согласно части 1 статьи 229 АПК РФ решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принято путем подписания судьей резолютивной части решения 28.03.2022.

ОПФР по Республике Коми подана апелляционная жалоба на решение по делу N А29-655/2022.

В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Учитывая, что ОПФР по Республике Коми подана апелляционная жалоба на решение по делу N А29-655/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, суд составляет мотивированное решение.

По результатам изучения материалов дела судом установлено следующее.

ООО "ННК-Северная нефть" является страхователем с соответствующей обязанностью представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, в том числе, сведения, предусмотренные статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).

Как следует из материалов дела, заявителем проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования страхователя на основе сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года.

Пенсионным фондом установлено, что численность работников ООО "ННК-Северная нефть" за март 2021 года ставила 1894 застрахованных лица, в связи с чем, сведения о трудовой деятельность зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года должны быть представлены в формате электронных документов.

Страхователь ООО "ННК-Северная нефть" указанную обязанность не исполнил, представив необходимые сведения о трудовой деятельности 3 зарегистрированных лиц за отчетный период апрель 2021 года лично 08.04.2021 на бумажном носителе, что подтверждается регистрационным штампом.

В связи с обнаружением факта, свидетельствующего о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, заявителем 05.07.2021 составлен акт N 007S18210003675, на основании которого 12.08.2021 вынесено решение N 007S19210004199 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 3000 руб., предусмотренного частью 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом N 27-ФЗ.

С целью досудебного урегулирования спора обществу направлено требование от 14.09.2021 N 007S01210005555 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования.

Поскольку требование обществом не исполнено, ОПФР по Республике Коми обратилось в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.

Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению и руководствуется следующим.

Согласно части 2 статьи 212 АПК РФ производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций принимается по правилам, установленным в главе 20 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 216 АПК РФ).

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, указанного Федерального закона, Федерального закона от 19.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.

В силу статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а так же для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

На основании статьи 1 Закона N 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона N 27-ФЗ целями индивидуального (персонифицированного) учета является, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица.

В силу части 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В соответствии с частью 2.4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2.5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются с 1 января 2021 года

- в случаях перевода на другую постоянную работу, подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем ему сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления;

- в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

В силу части 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц превышает 10 человек, представляет сведения, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке страхователем могут представляться сведения в отношении 10 и менее работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц.

Статьей 16 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в том числе, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно абзацу 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Численность работников ООО "ННК-Северная нефть" за март 2021 года составила 1894 застрахованных лица, в связи с чем, сведения о трудовой деятельность зарегистрированного лица по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года должны быть представлены в формате электронных документов.

Установив, что страхователем ООО "ННК-Северная нефть" необходимые сведения о трудовой деятельности в отношении 3 зарегистрированных лиц за отчетный период апрель 2021 года представлены лично 08.04.2021 на бумажном носителе, орган пенсионного фонда пришел к выводу о несоблюдении страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом N 27-ФЗ.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно приказам ООО "РН-Северная нефть" (с 01.11.2022 переименовано на ООО "ННК-Северная нефть") от 07.04.2021 N 61, N 62 трудовые договоры с Балашовым А.В., Кузнецовым Н.А. прекращены, приказом общества от 07.04.2021 N 60 на работу принят Зеленский А.В.

В соответствии частью 2.5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ указанные сведения о трудовой деятельность зарегистрированных лиц обществом необходимо представить в органы Пенсионного фонда не позднее 08.04.2021.

В период с 14 час. 30 мин. 07.04.2021 по 21 час. 11 мин. 08.04.2021 вследствие обрыва ВОЛС АО "Компания ТрансТелеКом" на участке Сыня-Усинск в результате проведения сторонней организацией несанкционированных земляных работ в охранной зоне кабеля произошла авария, в связи с чем, отсутствовало подключение к сети интернет, а у ООО "ННК-Северная нефть" техническая возможность отправить документы с помощью электронного документооборота "Контур-Экстерн", что подтверждается письмами от 29.07.2021 N 000013 ООО "Усинск-Информ", от 29.07.2021 N 1599/МСВР Филиала АО "Компания ТрансТелеКом".

В связи с отсутствием возможности направления документов с помощью электронного документооборота по объективной и не зависящей от общества причине, ООО "ННК-Северная нефть" представило сведения нарочно в УПФР в г. Усинске Республики Коми на бумажном носителе, принятие документов подтверждается штампом УПФР в г. Усинске Республики Коми, сведения приняты 08.04.2021 (л.д. 69).

Привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный фонд должен не только установить факт предоставления сведений в нарушение утвержденного порядка предоставления сведений, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.

Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена абзацем 4 статьи 17, составляют действия, направленные на несоблюдение порядка представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В рассматриваемой ситуации основанием для привлечения общества к ответственности по решению Пенсионного фонда явилось несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов, предусмотренных пунктом 2.6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-ТД за апрель 2021 года были представлены в Пенсионный фонд лично на бумажном носителе в установленный законом срок.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей и обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом, к отношениям, связанным с взысканием штрафов, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, в отсутствие иного специального правового регулирования подлежат применению положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В силу статьи 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Пунктом 1 статьи 108 НК РФ установлено, что никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 НК РФ).

Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения, либо при отсутствии его вины в совершении налогового правонарушения (статья 109 НК РФ).

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются иные, не предусмотренные подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении правонарушения.

Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд обязан установить наличие в его действиях (бездействии) вины как обязательного элемента состава правонарушения.

С учетом изложенного, привлекая общество к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, Пенсионный фонд должен не только констатировать факт несоблюдения страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, но и обязан установить все элементы состава данного правонарушения, в том числе наличие вины страхователя.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку ответчик по объективной и не зависящей от него причине, вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (отсутствием технической возможности) не мог отправить документы с помощью электронного документооборота.

Между тем, в установленный законом срок ООО "ННК-Северная нефть" представило сведения нарочно в УПФР в г. Усинске Республики Коми на бумажном носителе, принятие документов подтверждается штампом УПФР в г. Усинске Республики Коми, сведения приняты 08.04.2021 (л.д. 69).

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей к последующему контролю своей отчетности, самостоятельному и своевременному представлению сведений, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению дополнительных гарантий защиты прав и интересов застрахованных лиц.

На основании изложенного, оснований для взыскания с ответчика штрафных санкций за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных Законом N 27-ФЗ, не имеется, заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 180 - 181, 216, 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд с заявлением об изготовлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения решения (резолютивной части) на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/).

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (резолютивной части решения), а в случае составления мотивированного решения - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья
С.С. ПАНИОТОВ