ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2022 г. по делу N 28/06/105-3168/2022
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия ФБУ "Г" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок ФБУ "Г" (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "Е" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Техническое перевооружение ФБУ "ГИЛС и НП" со строительством здания Государственного института лекарственных средств и надлежащих практик Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на месте строений N 5, 9, 10, 11, 15, 17, 18, 19, 20, 26 по адресу: <...>" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0373100033222000011) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки выписки из реестра членов саморегулируемой организации (далее - СРО).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 13.10.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.10.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 24.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 568 725 650,41 руб.;
4) источник финансирования - собственные средства организации;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.10.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 12.10.2022;
8) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан не состоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе Комиссия по осуществлению закупок отклонила все заявки, поданные на участие в Конкурсе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено в Извещении требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки выписки из реестра членов СРО.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Кроме того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 3 статьи 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
В силу части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 4 Извещения установлено, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с требованиями к содержанию и составу заявки на участие в закупке документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является действующая выписка из реестра членов саморегулируемой организации или копия такой выписки.
Вместе с тем Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 55.17 ГрК РФ в соответствии с которыми положения об обязанности саморегулируемой организации представлять по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации по состоянию на 01.09.2022 утратили силу.
С учетом изложенного, при проведении закупки в извещении об осуществлении которой установлено требование к участникам закупки о наличии членства в соответствующей саморегулируемой организации требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки не устанавливается.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего требования к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Решением комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 17.10.2022 по делу N 28/06/105-3167/2022 (далее - Решение) в действиях Заказчика при проведении Конкурса выявлены следующие нарушения:
- пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Извещении ненадлежащего порядка оценки заявок участников Конкурса;
- пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте контракта Извещения положение о необходимости согласования с Заказчиком всех закупаемых материалов, оборудования, товаров;
- пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в Извещении требования к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе к подтверждающему документу.
Кроме того, на основании принятого Решения комиссией ФАС России Заказчику, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе от 17.10.2022 по делу N 28/06/105-3167/2022, согласно которому Заказчику необходимо, в том числе привести Извещение в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 3 части 2 статьи 42, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как ранее выдано по делу от 17.10.2022 N 28/06/105-3167/2022.
4. Должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 17.10.2022 по делу N 28/06/105-3168/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать, поскольку ранее передано по делу от 17.10.2022 N 28/06/105-3167/2022.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.