ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2022 г. по делу N 28/06/105-3202/2022
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу АО "ДА" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "У" (далее - Заказчик), "Р" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Улан-Удэ - Романовка - Чита, км 200 - км 234 в Еравнинском районе Республики Бурятия" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0102200001622004114) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) ненадлежащим образом установивших начальную (максимальную) цену контракта;
2) установивших в проекте контракта извещения о проведении Аукциона (далее - Извещение) неисполнимые сроки выполнения работ.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 17.10.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.10.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Извещение размещено в ЕИС - 30.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 1 908 011 460 руб.;
4) источник финансирования - Республиканский бюджет, КБК - 801040963301801Д0244, 8010409633R153940244, 8010409633R1805Д0244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.10.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана только одна заявка (ООО "ДБ") (ИНН: <...>), признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлена начальная (максимальная) цена контракта.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в приложении N 2 к проекту контракта Извещения установлены неисполнимые сроки выполнения работ.
Пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроках исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с приложением N 2 к проекту контракта Извещения в период с даты подписания контракта по декабрь 2022 года подрядчику необходимо исполнить обязательства по контракту на сумму 223 451 100 руб.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что вышеуказанные сроки выполнения работ установлены исходя из потребности Заказчика.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные сроки исполнения обязательств по контракту являются неисполнимыми, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по объекту: "Ремонт автомобильной дороги Улан-Удэ - Романовка - Чита, км 200 - км 234 в Еравнинском районе Республики Бурятия".
В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в Российской Федерации ФАС России письмом от 24.04.2020 N ИА/35241/20 изложена позиция по вопросу формирования лота при проведении таких закупок, в соответствии с которой для автомобильных дорог в субъекте Российской Федерации I - III климатической зоны начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что выполнение работ по ремонту автомобильной дороги субъекта Российской Федерации осуществляется в третьей климатической зоне.
Вместе с тем согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 908 011 460 руб.
Комиссия приходит к выводу, что формирование лота Аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 908 011 460 руб., обеспечением заявки на участие в Аукционе в размере 95 400 573 руб., а также с размером обеспечения исполнения контракта 572 403 438 руб., налагает на участников закупки дополнительные финансовые обязательства и приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком лота на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги с начальной (максимальной) ценой контракта в размере 1 908 011 460 руб. в третьей климатической зоне не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в Аукционе, а именно 1 заявка.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом сформировавшего лот закупки, ограничивают число участников закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрено частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
1. Признать жалобу АО "ДА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод в отношении ненадлежащего установления начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
5. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 19.10.2022 по делу N 28/06/105-3202/2022 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.