Решение Центрального районного суда города Тюмени от 17.10.2019 по делу N 2А-9571/2019

"Об удовлетворении заявления: удовлетворив иск о ликвидации кредитного потребительского кооператива, суд исходил из того, что установленные фактические обстоятельства дела, не опровергнутые административными ответчиками, свидетельствуют о наличии правовых оснований для ликвидации кооператива по причине допущенного нарушения законодательства, а также возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей кооператива, что прямо предусмотрено действующим законодательством"
Редакция от 17.10.2019 — Действует

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ТЮМЕНИ

РЕШЕНИЕ
от 17 октября 2019 г. по делу N 2а-9571/2019

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Жижина А.А.,

при секретаре П.,

с участием:

представителя административного истца Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации Г.В.,

представителя административного ответчика кредитного потребительского кооператива "Капитолькредит" Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации к кредитному потребительскому кооперативу "Капитолькредит", Б., Г.Н., С., Ч., Обществу с ограниченной ответственностью "А1Девелопмент", Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр Лизинг", Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр Капитал" о ликвидации кредитного потребительского кооператива "Капитолькредит",

установил:

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к кредитному потребительскому кооперативу "Капитолькредит" (далее КПК "Капитолькредит"), Б., Г.Н., С., Ч., Обществу с ограниченной ответственностью "А1Девелопмент" (далее ООО "А1 Девелопмент"), Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр Лизинг" (далее ООО "Кедр Лизинг"), Обществу с ограниченной ответственностью "Кедр Капитал" (далее ООО "Кедр Капитал") о ликвидации кредитного потребительского кооператива "Капитолькредит", ссылаясь на то, что осуществляет регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями в сфере финансовых рынков; в нарушение пункта 2 части 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" КПК "Капитолькредит", являясь действующим юридическим лицом, зарегистрированным <...> МИФНС N по Тюменской области, не состоит ни в одной из саморегулируемых организаций.

Представитель административного истца Г.В., в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Ж., в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в его удовлетворении, по основаниям изложенным в возражениях.

Административные ответчики Б., Г.Н., С., Ч., представители административных ответчиков ООО "А1Девелопмент", ООО "Кедр Лизинг", ООО "Кедр Капитал", в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N по Тюменской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с пунктом 9.1 статьи 4, статьей 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.

Согласно пункту 12 статьи 76.1 названного Федерального закона, лица, осуществляющие деятельность кредитных потребительских кооперативов, признаются некредитными финансовыми организациями.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", статьи 6 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России, в рамках осуществления полномочий по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, обращается в суд с требованиями о ликвидации кредитного потребительского кооператива в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О кредитной кооперации".

Саморегулирование деятельности кредитных кооперативов осуществляется на условиях объединения в саморегулируемые организации кредитных кооперативов (далее - саморегулируемые организации), создаваемые в целях регулирования и контроля деятельности кредитных кооперативов, являющихся их членами, а также в целях представления и защиты интересов членов саморегулируемых организаций (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").

Кредитные кооперативы, за исключением кредитных кооперативов второго уровня, обязаны вступить в саморегулируемую организацию в течение трех месяцев со дня создания кредитных кооперативов. Кредитные кооперативы, обязанные быть членами саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом "О кредитной кооперации", прекратившие членство в саморегулируемой организации, обязаны в течение трех месяцев со дня прекращения своего членства в саморегулируемой организации вступить в другую саморегулируемую организацию. До вступления в саморегулируемую организацию кредитные кооперативы не имеют права привлекать денежные средства членов кредитного кооператива (пайщиков) и принимать в кредитный кооператив новых членов кредитного кооператива (часть 3 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").

Кредитный кооператив, обязанный быть членом саморегулируемой организации в соответствии с названным Федеральным законом "О кредитной кооперации", подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию Банка России в случае нарушения части 3 статьи 35 вышеназванного Федерального закона (часть 4 статьи 35 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации").

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией.

В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (статья 4 названного Федерального закона N 129-ФЗ).

Судом установлено, что КПК "Капитолькредит" по данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) был зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N по Тюменской области <...>; не является кредитным кооперативом второго уровня, критерии которого установлены пунктом 4 части 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации".

Согласно сведениям, предоставленным саморегулируемыми организациями кредитных кооперативов, внесенными в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка по мониторингу информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" Центральным банком РФ, КПК "Капитолькредит" не состоит ни в одной из таких саморегулируемых организаций кредитных кооперативов, внесенных в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.

Неисполнение кооперативом обязанности по вступлению в саморегулируемую организацию в силу закона является самостоятельным и достаточным основанием для ликвидации КПК "Капитолькредит".

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии со статьями 62 - 64 ГК РФ (назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации; принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кооператива; после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого кооператива, перечне требований, предъявленных кредиторами, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого кооператива в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц).

Согласно пункту 5 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" кредитный потребительский кооператив - добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 2 части 3 статьи 1); кредитный кооператив осуществляет свою деятельность на основе, в том числе принципа добровольности вступления в кредитный кооператив и свободы выхода из него независимо от согласия других членов кредитного кооператива (пайщиков) (пункт 3 части 3 статьи 3); при прекращении членства в кредитном кооперативе в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится соответствующая запись (часть 2 статьи 12); заявление о выходе из кредитного кооператива подается в письменной форме в правление кредитного кооператива; порядок выхода из кредитного кооператива определяется уставом кредитного кооператива и внутренними нормативными документами кредитного кооператива; выход из кредитного кооператива оформляется путем внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) (часть 2 статьи 14).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 10 ноября 2016 года N 2371-О, никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (часть 2 статьи 30 Конституции Российской Федерации). Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя, что потребительские кооперативы, к числу которых относятся кредитные кооперативы (пункт 3 статьи 50), являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями) (пункт 1 статьи 65.1), устанавливает правило, согласно которому в связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица (пункт 2 статьи 65.1). Одной из обязанностей членов кредитного потребительского кооператива является обязанность по осуществлению ликвидации юридического лица. Такое правовое регулирование, возлагающее на участников (членов) корпоративного юридического лица обязанности осуществить его ликвидацию служит достижению основной цели ликвидации любого юридического лица - завершению его деятельности и удовлетворению требований кредиторов - и направлено на защиту прав и интересов всех участников гражданского оборота.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ, учредителями КПК "Капитолькредит" значатся административные ответчики - Б., Г.Н., С., Ч., ООО "А1Девелопмент", ООО "Кедр Лизинг", ООО "Кедр Капитал".

При таких обстоятельствах ООО "Кедр Лизинг", ООО "Кедр Капитал" не могут быть исключены из числа административных соответчиков с связи с прекращением членства в КПК "Капитолькредит", поскольку согласно выписки из ЕГРЮЛ являются его учредителями.

Учитывая изложенное, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к выводу об удовлетворении административного иска, поскольку установленные фактические обстоятельства дела, не опровергнутые административными ответчиками, свидетельствуют о наличии правовых оснований для ликвидации КПК "Капитолькредит" по причине допущенного нарушения законодательства, а также возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей потребительского кооператива, что прямо предусмотрено действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4, 13, 14, 62, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Административный иск Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Тюменской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации о ликвидации кредитного потребительского кооператива "Капитолькредит" - удовлетворить.

Ликвидировать кредитный потребительский кооператив "Капитолькредит" (место нахождения: ул. Герцена, д. 64, офис 806, <...>, ОГРН <...> ИНН <...>.

Возложить обязанности по ликвидации на учредителей: Б., Г.Н., Сальникову К.А, Ч., Общество с ограниченной ответственностью "А1Девелопмент", Общество с ограниченной ответственностью "Кедр Лизинг", Общество с ограниченной ответственностью "Кедр Капитал", обязав в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить утвержденный ликвидационный баланс и завершения ликвидационной процедуры.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированной части решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.

Мотивированное решение составлено и подписано судьей 25 октября 2019 года.

Судья
А.А. ЖИЖИН