ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2022 г. по делу N 28/06/105-3595/2022
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "АА" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлении закупок ФГБУ "Н" (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Министерством "З" (далее - Заказчик), ФГБУ "Н" (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, АО "АБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Реконструкция лечебного корпуса" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0372100021622000099) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Комиссии по осуществлению закупок:
1) Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок по детализирующему показателю "Качество товаров (работ, услуг)" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Качественные характеристики объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий) при осуществлении оценки первой части заявки Заявителя.
2) Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом сформирован протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в Конкурсе в электронной форме от 16.11.2022 N ПРОI1 (далее - Протокол).
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (в редакции от 30.10.2022) (далее - Извещение) о проведении, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 28.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 302 060 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 05609084730394009414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.11.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) победителем Конкурса признано ООО "Л" с предложением о цене контракта в размере 12 302 060 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок по Детализирующему показателю Критерия при осуществлении оценки первой части заявки Заявителя.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Характеристики объекта закупки".
В соответствии пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В силу пункта 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с пунктом 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно пункту 23 Положения в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (приложение N 4 к Извещению) (далее - Порядок оценки) по Детализирующему показателю Критерия установлено, в том числе следующее свойство объекта закупки, подлежащее оценке: "описание порядка контроля качества оказываемых услуг (процесс 2)".
Согласно Порядку оценки под описанием порядка контроля качества оказываемых услуг понимаются методы, направленные на контроль качества результата оказанных услуг, методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков).
Кроме того, согласно Порядку оценки соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям, установленным в Порядке оценки и инструкции по заполнению первой части заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений.
Так, в требованиях к содержанию, составу заявки и инструкции по заполнению заявки (приложение N 3 к Извещению) содержится инструкция по заполнению первой части заявки (далее - Инструкция).
Пунктом 2.1 Инструкции установлены, в том числе следующие требования к представляемым сведениям по Детализирующему показателю Критерия:
- в случае указания в столбце 2 формы "Качественные характеристики объекта закупки" контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком, участнику следует также указать в рамках этого же столбца и этой же строки функции и порядок осуществления такого контроля, минимальные и максимальные сроки устранения недостатков, минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится Конкурс;
- в случае указания в столбце 2 формы "Качественные характеристики объекта закупки" контроля за действиями непосредственных исполнителей, участнику следует не только перечислить сами способы, но и описать процесс их применения в отношении каждого специалиста (сотрудника) отдельно, а также описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения контракта, на право заключения которого проводится Конкурс, выявленных при контроле за действиями специалистов (сотрудников), которые будут задействованы при исполнении контракта, на право заключения которого проводится Конкурс, с описанием видов ответственности (санкций), случаев их применения и процесса их применения к каждому специалисту (сотруднику) отдельно из числа специалистов (сотрудников), которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится Конкурс.
В соответствии с Порядком оценки значение количества баллов по Детализирующему показателю Критерия присваивается по шкале оценки:
- предложение представлено и содержит предложения по организации оказания услуг по всем пунктам, подлежащим оценке - 100 баллов;
- предложение не представлено и/или содержит предложения по организации оказания услуг не по всем пунктам, подлежащим оценке - 0 баллов.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно Протоколу участнику закупки с идентификационным номером заявки "29137" (Заявитель) по Детализирующему показателю Критерия Комиссией по осуществлению закупок присвоено 0 баллов.
Комиссией установлено, что в заявке Заявителя в своем предложении по Детализирующему показателю Критерия в отношении методов контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком и методов контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков) представлены следующие сведения:
"Методы контроля за устранением недостатков при оказании услуг, указанных заказчиком:
1. Еженедельный отчет ответственного лица перед руководителем организации-исполнителя. Корректировка методов работ с учетом замечаний, полученных от Заказчика;
2. Ведение внутреннего журнала работ.
Методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков):
1. контроль наличия и комплектности, находящейся на объекте у Подрядчика актуализированной проектной документации, утвержденной "К производству работ РАЗРЕШЕНО" в установленном порядке;
2. входной контроль применяемых на объекте строительства материалов;
3. совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта и инженерных сетей;
4. совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта и инженерных сетей;
5. проверка и оценка (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных строительно-монтажных работ требованиям нормативно-технической и проектной документации, подписание актов освидетельствования скрытых работ, освидетельствования ответственных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранения нарушений, выполнения предписаний, приемки этапов работ;
6. контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем, выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов;
7. контроль наличия на объекте и правильности ведения общего и (или) специальных журналов работ, журнала входного контроля, журнала авторского надзора;
8. выдача предписаний, фиксация замечаний в общем журнале работ, контроль их устранения, учет, а также проверка своевременности и правильности документального подтверждения выполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний".
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что Заявителем в своем предложении по Детализирующему показателю Критерия не представлены сведения по всем пунктам, предусмотренным пунктом 2.1 Инструкции, в связи с чем в соответствии с установленной Заказчиком шкалой оценки Заявителю присваивается 0 баллов.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом сформирован Протокол, поскольку в Протоколе отсутствует обоснование присвоения заявке Заявителя по Детализирующему показателю Критерия 0 баллов.
В соответствии с частью 6 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений Закона о контрактной системе, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные первым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по каждому критерию оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае установления таких критериев в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке первых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой первой части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Законом о контрактной системе не предусмотрено указание в протоколе рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке обоснования начисления участникам закупки баллов по критериям, предусмотренными пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии также пояснил, что в приложении к Протоколу указано следующее обоснование присвоения заявке Заявителя по Детализирующему показателю Критерия 0 баллов:
"Участник закупки в своем предложении по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предложения по организации оказания услуг не по всем пунктам, подлежащим оценке, в соответствии с требованиями, установленными в порядке оценки, а именно отсутствуют указание следующих сведений: минимальные и максимальные сроки устранения недостатков, минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при оказании услуг по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, выявленных при контроле за действиями специалистов (сотрудников), которые будут задействованы при исполнении контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с описанием видов ответственности (санкций), случаев их применения и процесса их применения к каждому специалисту (сотруднику) отдельно из числа специалистов (сотрудников), которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, что признается как "предложение по организации оказания услуг не по всем пунктам, подлежащим оценке" и в соответствии с установленной Заказчиком шкалой оценки оценивается в 0 баллов".
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Решением Комиссии ФАС России от 28.11.2022 по делу N 22/44/99/246 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Комиссии об осуществлении закупок выявлены следующие нарушения:
- пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выразившееся в неисполнении предписания Комиссии ФАС России от 11.10.2022 по делу N 28/06/105-3126/2022;
- пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе, выразившееся в принятии решения о признании заявок участников закупки с идентификационными номерами "28954", "29137" (Заявитель) соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки выдано предписание от 28.11.2022 по делу N 22/44/99/246 (далее - Предписание) об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе. Срок исполнения Предписания - 16.12.2022.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "АА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии об осуществлении закупок нарушение пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 28.11.2022 по делу N 22/44/99/246, по данному решению предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 28.11.2022 по делу N 22/44/99/246 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.