ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 30 ноября 2022 г. по делу N 28/06/105-3666/2022
О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ИП Ю. (далее - Заявитель) на действия КУ Орловской области "О" (далее - Заказчик), Департамента "Э" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной, рабочей документации и строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства: "Завершение строительства многопрофильного медицинского центра БУЗ Орловской области "Орловская областная клиническая больница" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0154200000722001349) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не предусмотревшего в проекте государственного контракта извещения о проведении Конкурса (далее - Извещение) в соответствии с частью 61 статьи 112 Закона о контрактной системе отдельно стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 28.11.2022 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.11.2022.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при проведении Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 28.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 3 025 512 365 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 007090952209R1110414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 22.11.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе не подано ни одной заявки.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта Извещения не предусмотрена в соответствии с частью 61 статьи 112 Закона о контрактной системе отдельно стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В соответствии с частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
В силу части 57 статьи 112 Закона о контрактной системе в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования.
В части 61 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что контракт, указанный в части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, должен содержать раздельно:
1) стоимость работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
2) стоимость работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства, в случае, если поставка данного оборудования предусмотрена контрактом.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной, рабочей документации и строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства, в связи с чем Заказчик, Уполномоченный орган осуществляет закупку и заключают контракт в соответствии с частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС размещено разъяснение положений Извещения от 21.11.2022 N РИ4 (далее - Разъяснение), в котором содержится запрос от участника закупки о даче разъяснений положений Извещения в части неустановления в проекте государственного контракта Извещения раздельно стоимости поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования в соответствии с пунктом 3 части 61 статьи 112 Закона о контрактной системе.
При этом заказчиком даны следующие Разъяснения: "Исходя из требования ч. 61 ст. 112 Закона N 44-ФЗ стоимость поставки предусмотренного проектной документацией оборудования включается в контракт в случае, если поставка оборудования предусмотрена контрактом.
В данном случае поставка немонтируемого оборудования, в том числе медицинского, в предмет контракта не входит, предметом контракта является выполнение проектно-изыскательских работ и выполнение работ по строительству, в отношении которых в соответствии с ч. 61 ст. 112 Закона N 44-ФЗ в проекте контракта раздельно содержится их стоимость".
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 3 приложения N 1 к описанию объекта закупки Извещения предусмотрен перечень оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации построенного объекта капитального строительства.
При этом Комиссией установлено, что согласно пункту 2.4 проекта государственного контракта Извещения стоимость строительно-монтажных работ включает в себя, в том числе: стоимость приобретения, поставки и монтажа материалов, изделий, конструкций и оборудования, приобретаемых подрядчиком; стоимость всех работ согласно проектной документации и рабочей документации.
Вместе с тем положение части 61 статьи 112 Закона о контрактной системе в части указания в проекте контракта стоимости поставки оборудования, раздельно от работ по подготовке проектной документации и строительных работ, применяется в случае, если в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства.
Учитывая, что проектом государственного контракта Извещения предусмотрена поставка оборудования, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не применено положение об указании в проекте государственного контракта Извещения раздельно стоимости поставки оборудования, что нарушает часть 61 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена поставка исключительно монтируемого оборудования.
Вместе с тем в описании объекта закупки, проекте государственного контракта Извещения оборудование, необходимое к поставке в рамках исполнения государственного контракта, не разделено на монтируемое или немонтируемое.
При этом, исходя из Разъяснений, а также сведений, содержащихся в описании объекта закупки, отсутствует возможность определить какое именно оборудование необходимо поставить в рамках исполнения данного государственного контракта, что вводит в заблуждение участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не указавших в описании объекта закупки перечень конкретного оборудования, необходимого к поставке, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственности за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия устанавливает факт нарушения части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе в части размещения в ЕИС Разъяснения, изменяющего суть Извещения, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем предписание об устранении выявленных нарушений Комиссия не выдает, поскольку Заказчиком размещено в ЕИС по данному объекту закупки извещение о проведении новой закупочной процедуры от 23.11.2022 N 0154200000722001477.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ИП Ю. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 2, части 5 статьи 42, части 61 статьи 112 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по данному объекту закупки размещено новое извещение N 0154200000722001477, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы от 30.11.2022 по делу N 28/06/105-3666/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.