АПШЕРОНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2020 г. Дело N 12-89/2020
Судья Апшеронского районного суда Краснодарского края Баранов С.Н., с участием представителя - АО ПДК "Апшеронск" Типикина Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу АО ПДК "Апшеронск" на постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) ФФФ N от 27 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41.1 КоАП РФ,
Постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) ФФФ N от 27 августа 2020 года АО ПДК "Апшеронск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель АО ПДК "Апшеронск" обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41.1 КоАП РФ прекратить, применив ст. 2.9 КоАП РФ в виду малозначительности, поскольку данное административное правонарушение не было умышленным, не повлекло причинения вреда окружающей среде и третьим лицам, ранее Обществом аналогичные правонарушения не совершались.
Представитель АО ПДК "Апшеронск" Типикин Д.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить.
Выслушав представителя АО ПДК "Апшеронск", исследовав материалы дела, считаю, что постановление государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) ФФФ от 27 августа 2020 года подлежит изменению и назначению АО ПДК "Апшеронск" административного наказания в виде предупреждения по следующим основаниям.
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районный суд по месту рассмотрения дела, а военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) - в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ). При определении территориальной подсудности дел по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные должностными лицами, необходимо исходить из территории, на которую распространяется юрисдикция должностных лиц, а не из места расположения органа, от имени которого должностным лицом составлен протокол или вынесено постановление по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 28.6 и статьей 29.10 КоАП РФ. То есть в таких ситуациях территориальная подсудность рассмотрения жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях должна определяться местом совершения правонарушения, а не местом нахождения соответствующего органа.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу положений статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП РФ).
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Как установлено в судебном заседании, постановлением старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) ФФФ N от 27 августа 2020 года АО ПДК "Апшеронск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
По факту выявленных нарушений 19 августа 2020 года уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении АО ПДК "Апшеронск" составлен протокол N об административном правонарушении, предусмотренном по ст. 8.41.1 КоАП РФ.
27 августа 2020 года по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) ФФФ вынесено постановление N, которым юридическое лицо - АО ПДК "Апшеронск" привлечено к административной ответственности.
Старший государственный инспектор Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) ФФФ, принимая решение о привлечении юридического лица - АО ПДК "Апшеронск" к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ, мотивировал свое решение тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 года N 2970-р, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. На основании разъяснения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 апреля 2020 года N АА-03-02-31/12361, за несоблюдение установленных законодательством сроков уплаты платежей, с учетом особенностей введения нерабочих дней в период с 6 апреля 2020 года по 30 апреля 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемилогического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - Указ, нерабочие дни). Таким образом, если срок обязанности по уплате платежей выпадает на нерабочие дни введенные Указом, то указанную обязанность по внесению платежей, правомерно будет исполнить в первый рабочий день после их истечения, то есть крайний срок уплаты экологического сбора приходится на 12 мая 2020 года.
По результатам проведенного <...>
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ).
Ст. 8.41.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, на юридических лиц - в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей.
Между тем, как следует из материалов дела, в соответствии с приказом генерального директора ООО ПДК "Апшеронск" ЗЗЗ от 1 ноября 2017 года в связи с временным отсутствием древесно-хвойного сырья у поставщиков предприятия, отсутствием необходимых объемов работы и невозможностью обеспечения технологического процесса на нормативном уровне работники предприятия направлены в простой без необходимости нахождения на рабочих местах.
В декабре 2017 года оборудование завода по производству плит МДФ было остановлено, в январе 2018 года, осуществлялась упаковка остатков продукции, произведенной в процессе пуско-наладочных работ производившихся в 2017 году.
В марте 2019 года, в установленные законодательством сроки, в Межмуниципальное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея были сданы: Декларация о количестве выпущенных в обращение готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации, за 2018 год, Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за 2018 год. За 2018 год был сделан расчет суммы экологического сбора и уплачен в бюджет. С 1 января 2018 года по настоящее время, по причине экономического и технологического характера производственная деятельность предприятия временно приостановлена, оборудование законсервировано, обслуживающий персонал находится в простое по независящим от сторон обстоятельствам. В 2018-2019 годах предприятие ничего не производило, в связи с чем, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов не была сдана. В связи с поступлением требования надзорного органа была сдана нулевая декларация и нулевая отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов за 2019 года, сумма экологического сбора за 2019 год составила 270 рублей, которая была оплачена в бюджет.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно ст. 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 Кодекса, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
Имеющиеся в деле доказательства являются допустимыми, достоверными и достаточными, чтобы прийти к выводу о доказанности события административного правонарушения и виновности АО ПДК "Апшеронск" в его совершении.
При назначении наказания суд учитывает следующее.
Вступившим в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 316-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1.
В силу ч. 1 указанной статьи, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи.
На основании ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии ч.ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, АО ПДК "Апшеронск" в 2018-2019 годах производством МДФ плит не занималось и их не производило, административное правонарушение, в виде не сдачи нулевой отчетности предприятия не было умышленным, и не повлекло причинения вреда окружающей среде и третьим лицам, негативные последствия не возникли, ранее аналогичное правонарушение Обществом не совершалось, 30 июня 2020 года в управление Росприроднадзора Обществом направлена "нулевая" отчетность.
Как установлено в ходе судебного заседания срок давности привлечения к административной ответственности, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств не имеется.
Смягчающим вину обстоятельством надлежит признать добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор).
Учитывая приведенные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, суд, полагает возможным назначить АО ПДК "Апшеронск" административное наказание в виде официального порицания юридического лица - предупреждения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
Постановление старшего государственного инспектора Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) ФФФ N от 27 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО ПДК "Апшеронск" изменить, назначить АО ПДК "Апшеронск" административное наказание в виде предупреждения, в остальной части, указанное постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд, через Апшеронский районный суд, в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.