ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2022 г. N 223ФЗ-476/22
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБЫ <...> НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ОПЕРАТОРА ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛОЩАДКИ ПРИ ЗАКУПКЕ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 18.07.2011 N 223-ФЗ "О ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия ФАС России) в составе:
представители <...> (далее - Заказчик) на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством системы видео-конференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу <...> от 18.11.2022 б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки <...> при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на поставку неисключительных прав на ПО Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition. 500-999 Node 1 year Renewal License для нужд <...> (извещение N ГП258964, размещенное на сайте https://etpgpb.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
В ФАС России поступила жалоба <...> (далее - Заявитель) от 18.11.2022 б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки <...> (далее - Оператор) при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на поставку неисключительных прав на ПО Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition. 500-999 Node 1 year Renewal License для нужд <...> (извещение N ГП258964, размещенное на сайте https://etpgpb.ru) (далее - Маркетинговые исследования, Жалоба).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.
При этом частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Документацией о неконкурентной закупке (далее - Документация) установлено, что заявки подаются через автоматизированную систему Оператора по адресу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.etpgpb.ru.
Вопросы, связанные с информационно-техническим обеспечением проведения Оператором закупок товаров, работ, услуг и торгов с использованием электронной площадки, имеющей адрес в сети "Интернет": www.etpgpb.ru, регулируются регламентом электронной площадки <...>, утвержденным генеральным директором <...> (далее - Регламент).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с извещением о проведении Маркетинговых исследований (далее - Извещение), Документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. Извещение размещено на сайте Оператора - 31.10.2022;
2. начальная (максимальная) цена договора - 1 501 021 рубль;
3. дата окончания срока подачи заявок - 10.11.2022;
4. на участие в Маркетинговых исследованиях подано 3 заявки;
5. дата рассмотрения заявок, поданных на участие в Маркетинговых исследованиях - 15.11.2022;
6. соответствующими требованиям Документации признаны 2 заявки участников закупки;
7. по результатам подведения итогов Маркетинговых исследований Заказчиком с участником N 1 заключен договор с предложением о цене договора в размере 1 501 021 рубля.
Согласно доводу Жалобы Оператором нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Оператором не обеспечена надежность функционирования программно-технических средств, используемых при проведении Маркетинговых исследований.
Рассмотрев представленные материалы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Оператора, Комиссия ФАС России установила следующее.
Частью 12 статьи 3.3 Закона о закупках установлено, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность осуществления конкурентной закупки в электронной форме, неизменность подписанных электронной подписью электронных документов, надежность функционирования программных и технических средств, используемых для осуществления конкурентной закупки в электронной форме, равный доступ участников конкурентной закупки в электронной форме к участию в ней. За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.33 Регламента участник конкурентной закупки в электронной форме, подавший заявку на участие в такой закупке, вправе отозвать данную заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке, направив об этом уведомление Оператору.
На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя сообщил, что Заявителем 31.10.2022 подана заявка на участие в Маркетинговых исследованиях, при этом 08.11.2022 Заявителем на основании пункта 9.33 Регламента внесены изменения в части срока действия заявки, при этом согласно протоколу подведения итогов Маркетинговых исследований от 15.11.2022 N 184-2022 (далее - Протокол) заявка участника с идентификационным номер "1" подана 02.11.2022, вместе с тем согласно Протоколу дата подачи заявки Заявителем - 08.11.2022, в связи с чем по результатам подведения итогов заявке Заявителя присвоено 2 место.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не представил сведений, свидетельствующих о том, что Оператором электронной площадки обеспечена надежность функционирования программно-аппаратных средств при проведении Маркетинговых исследований.
Кроме того, Комиссией ФАС России установлено, что время подачи заявки фиксируется на момент подачи участником закупки первоначального пакета документов (заявки) и не сдвигается на дату внесения в нее изменений либо представления к ней дополнительных документов, при этом изменения вносятся в уже поданную заявку и являются ее неотъемлемой частью.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что действия Оператора, не обеспечившего надежность функционирования программных и технических средств, используемых при проведении Маркетинговых исследований, нарушают часть 12 статьи 3.3 Закона о закупках.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России
1. Признать жалобу <...> от 18.11.2022 б/н на действия (бездействие) оператора электронной площадки <...> при проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на поставку неисключительных прав на ПО Kaspersky Total Security для бизнеса Russian Edition. 500-999 Node 1 year Renewal License для нужд <...> (извещение N ГП258964, размещенное на сайте https://etpgpb.ru) обоснованной.
2. Признать в действиях <...> нарушение части 12 статьи 3.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленного нарушения, в соответствии с принятым решением от 28.11.2022 по делу N 223ФЗ-476/22.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.