Решение ФАС РФ от 23.01.2018 по делу N 18/44/105/61

"О признании жалобы необоснованной: выполнение гидротехнических работ не предусмотрено в рамках исполнения контракта, устройство наружных сетей газоснабжения включено в подготовительные работы"
Редакция от 23.01.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 23 января 2018 г. по делу N 18/44/105/61

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Т" (далее - Заявитель) на действия "МР" (далее - Заказчик), ФГБУ "МД" (далее - Уполномоченный орган) при проведении ГУП "А" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией ФГБУ "МД" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции магистрального канала, коллекторов, имени Октябрьской революции и сооружений Коровской оросительной системы Республика Дагестан, Дюкер через реку Шура-Озень (2 - нитки (номер извещения - 0303100001017000074) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом Аукциона.

По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), а именно: устройство наружных сетей газоснабжения, гидротехнические работы поскольку указанные виды работ содержатся в рабочей документации и сметных расчетах.

Уполномоченный орган в письменных возражениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.12.2017;

2) начальная (максимальная) цена контракта - 233 812 600 рублей;

3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 17.01.2018;

5) дата окончания рассмотрения заявок на участие в Аукционе - 19.01.2018.

1. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.

Официальный источник электронного документа содержит неточность: имеются в виду Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.

В пункте 39 документации об Аукционе установлен перечень возможных видов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, который включает следующие работы: подготовительные работы, земляные работ, свайные работы, устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствий.

Из жалобы Заявителя следует, что в рабочей документации, размещенной в ЕИС, содержатся, в том числе, такой вид работ, как устройство наружных сетей газоснабжения, а также в сметных расчетах содержатся, в том числе, такой вид работ, как гидротехнические работы.

Согласно сводным сметным расчетам 2001, 2017 установлено, в том числе следующее: "Глава 8. Временные здания и сооружения: временные здания и сооружения, водохозяйственное строительство и гидротехнические сооружения, рыбоводно-мелиоративные и прудовые сооружения рыбхозов, рыбоводных заводов по воспроизводству рыбных запасов и нерестово-выростных хозяйств - 4,6%".

Уполномоченный орган в письменных возражениях пояснил, что в главе временные здания и сооружения сводного сметного расчета 2001 и 2017 предусматривает не выполнение гидротехнических работ, а вид строительства согласно рабочей документации, а также выполнение гидротехнических работ не предусмотрено в рамках исполнения указанного контракта. Устройство наружных сетей газоснабжения включено в подготовительные работы.

При этом из представленных в составе жалобы Заявителя материалов, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно не установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с постановлением Правительства N 570 такие, как устройство наружных сетей газоснабжения, гидротехнические работы, в связи с чем, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в рабочей документации, размещенной в ЕИС, помимо вышеуказанных видов работ, содержится, в том числе, такой вид работ, как монтаж технологического оборудования, включенный в перечень работ, установленный Постановлением Правительства N 570.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушения Российской Федерации.

2. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 19.01.2018 N 18/44/105/49 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены, в том числе нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неправомерном требовании к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации, не установивших в документации об Аукционе исчерпывающий перечень товаров, конкретных показателей которые необходимо указать участнику в составе заявки на участие в Аукционе, ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, а также не разместивших в ЕИС проектную документацию, но основе которой, согласно инструкции, предоставляются сведения в заявке на участие в Аукционе, выполняются работы в рамках исполнения контракта и которой должны соответствовать товары, используемые при выполнении соответствующих работ. На основании решения от 19.01.2018 N 18/44/105/49 Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об Аукционе.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "Т" необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 19.01.2018 по делу N 18/44/105/49, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 19.01.2018 по делу N 18/44/105/49 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.