Зарегистрировано в Минюсте России 10 февраля 2023 г. N 72312
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 августа 2022 г. N 125н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил разработки обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2021 г. N 1537 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 38, ст. 6633), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Министерство финансов Российской Федерации или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2023 г. и действует до 29 февраля 2028 г. включительно.
Министр
А.Г. СИЛУАНОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 16.08.2022 N 125н
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ К КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА, ПРАВООБЛАДАТЕЛЯМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Настоящие обязательные для выполнения требования к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Министерство финансов Российской Федерации или организации, эксплуатирующие критически важные объекты, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее соответственно - Требования, Министерство), применяются в отношении объектов, правообладателями которых являются Министерство или организации, подведомственные Министерству (далее - Организации), в соответствии с критериями, утвержденными приказом Министерства от 18 августа 2021 г. N 109н "Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Министерство финансов Российской Федерации и организации, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам" (зарегистрирован Минюстом России 15 ноября 2021 г., регистрационный N 65819) (далее - КВО).
2. Требования определяют:
1) порядок проведения оценки готовности Министерства или Организаций к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
2) достаточность мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Министерства или Организаций;
3) комплекс мер для каждой категории значимости КВО, направленный на выполнение мероприятий по:
предупреждению возникновения и развития ЧС;
снижению размеров ущерба и потерь от ЧС;
ликвидации ЧС;
обеспечению устойчивости функционирования Министерства или Организаций, а также жизнедеятельности работников Министерства или Организаций в условиях ЧС.
3. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по предупреждению возникновения и развития ЧС, включает:
1) в отношении КВО федерального уровня значимости:
назначение должностных лиц и (или) работников Министерства или Организаций, ответственных за организацию работы в области защиты от ЧС;
определение источников ЧС, поражающие факторы которых могут оказывать негативное влияние на функционирование КВО;
определение наиболее вероятных сценариев возникновения и развития ЧС, приводящих к нарушению или прекращению функционирования КВО;
разработку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС <1> и их утверждение:
<1> Абзац седьмой пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6165; 2019, N 40, ст. 5570).
в отношении КВО Министерства - заместителем Министра финансов Российской Федерации, курирующим вопросы гражданской обороны и защиты от ЧС;
в отношении КВО Организаций - руководителем соответствующей Организации;
организацию взаимодействия с МЧС России и его территориальными органами по месту нахождения КВО по вопросам прогнозирования ЧС природного характера, а также ЧС техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты <2> сторонних организаций (предприятий), расположенных в непосредственной близости от КВО, а также проведения на КВО аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС;
<2> Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588).
подготовку работников Министерства или Организаций в области защиты от ЧС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <3>, в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО;
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062) (далее - Постановление N 1485). Постановление N 1485 действует до 31 декабря 2026 г. включительно.
создание и поддержание в постоянной готовности, модернизацию систем оповещения работников Министерства или Организаций об опасностях, возникающих при ЧС;
повышение технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования, размещенного на КВО;
проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников ЧС, смягчение последствий ЧС, защиту работников Министерства или Организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, материальных и культурных ценностей, имеющихся на КВО;
соблюдение работниками Министерства или Организаций требований, установленных на КВО пропускного и внутриобъектового режимов;
представление декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <4>;
<4> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1241 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 34, ст. 5468).
планирование и осуществление мер, направленных на защиту работников Министерства или Организаций от ЧС, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <5>;
<5> Статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2010, N 21, ст. 2529).
планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО и обеспечению жизнедеятельности работников Министерства или Организаций в условиях ЧС;
создание и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств Министерства или Организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <6>;
<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 46, ст. 5949; 2022, N 15, ст. 2503.
принятие оперативных мер по устранению возможных источников нарушения (прекращения) функционирования КВО, а также их критических элементов.
2) в отношении КВО регионального уровня значимости:
назначение должностных лиц и (или) работников Организаций, ответственных за организацию работы в области защиты от ЧС;
определение источников ЧС, поражающие факторы которых могут оказывать негативное влияние на функционирование КВО;
определение наиболее вероятных сценариев возникновения и развития ЧС, приводящих к нарушению или прекращению функционирования КВО;
разработку планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО и их утверждение руководителем соответствующей Организации;
организацию взаимодействия с территориальными органами МЧС России по месту нахождения КВО по вопросам прогнозирования ЧС природного характера, а также ЧС техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты <7> сторонних организаций (предприятий), расположенных в непосредственной близости от КВО, а также проведения на КВО АСДНР при ликвидации ЧС;
<7> Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
подготовку работников Организаций в области защиты от ЧС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <8>, в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО;
<8> Постановление N 1485.
создание и поддержание в постоянной готовности, модернизацию систем оповещения работников Организаций об опасностях, возникающих при ЧС;
повышение технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования, размещенного на КВО;
проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников ЧС, смягчение последствий ЧС, защиту работников Организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, материальных и культурных ценностей, имеющихся на КВО;
соблюдение работниками Организаций требований, установленных на КВО пропускного и внутриобъектового режимов;
представление декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <9>;
<9> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 г. N 1241 "Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов".
планирование и осуществление мер, направленных на защиту работников Министерства или Организаций от ЧС, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <10>;
<10> Статья 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО и обеспечению жизнедеятельности работников Организаций в условиях ЧС;
создание и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств Организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
принятие оперативных мер по устранению возможных источников нарушения (прекращения) функционирования КВО, а также их критических элементов.
4. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по снижению размеров ущерба и потерь от ЧС, включает:
1) в отношении КВО федерального уровня значимости:
постоянный мониторинг обстановки на территории КВО, а также на территории, расположенной в непосредственной близости от КВО;
создание и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <11>;
<11> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5195).
создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС <12>;
<12> Статья 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2019, N 27, ст. 3524).
сбор и обмен информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС с МЧС России и его территориальными органами по месту нахождения КВО;
прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ЧС, и оповещение работников Министерства или Организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
введение режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Министерства или Организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
информирование работников Министерства или Организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, о порядке действий при возникновении ЧС;
своевременное обнаружение угроз ЧС техногенного характера на КВО;
своевременное доведение информации руководителем Организации до руководства Министерства об угрозе возникновения или возникновении ЧС на КВО Организации;
обучение и отработка действий работников Министерства или Организаций по предотвращению ЧС в конкретных условиях;
проведение учений и тренировок, в том числе в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <13> по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО;
<13> Утверждена приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (зарегистрирован Минюстом России 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580).
оказание работникам Министерства и Организаций, пострадавшим в результате ЧС на КВО, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в учреждения здравоохранения;
заблаговременное накопление и поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников КВО в порядке, установленном МЧС России <14>;
<14> Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2015 г., регистрационный N 36320) с изменениями, внесенными приказом МЧС России от 31 июля 2017 г. N 309 (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2017 г., регистрационный N 47944).
проведение эвакуации работников Министерства и Организаций и иных лиц, находящихся на территории КВО, а также материальных и культурных ценностей из зон ЧС;
проведение АСДНР.
2) в отношении КВО регионального уровня значимости:
постоянный мониторинг обстановки на территории КВО и за ее пределами;
создание и восполнение резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <15>;
<15> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;
сбор и обмен информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС с территориальными органами МЧС России по месту нахождения КВО;
прием сигналов оповещения об опасностях, возникающих при ЧС, и оповещение работников Организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
введение режима повышенной готовности для органов управления, сил и средств Организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
информирование работников Организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО, о порядке действий при возникновении ЧС;
своевременное обнаружение угроз ЧС техногенного характера на КВО;
своевременное доведение информации руководителем Организации до руководства Министерства об угрозе возникновения или возникновении ЧС на КВО Организации;
обучение и отработка действий работников Организаций по предотвращению ЧС в конкретных условиях;
проведение учений и тренировок, в том числе в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <16> по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО;
<16> Утверждена приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах".
оказание работникам Организаций, пострадавшим в результате ЧС на КВО, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в учреждения здравоохранения;
заблаговременное накопление и поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников КВО в порядке, установленном МЧС России <17>;
<17> Приказ МЧС России от 1 октября 2014 г. N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты".
проведение экстренной эвакуации работников Организаций и иных лиц, находящихся на территории КВО, а также материальных и культурных ценностей из зон ЧС;
проведение АСДНР.
5. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по ликвидации ЧС, включает:
1) в отношении КВО федерального уровня значимости:
введение режима ЧС на КВО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <18> решением Министра финансов Российской Федерации;
<18> Пункт 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648, 2021, N 22, ст. 3690).
реагирование сил и средств Министерства или Организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
организацию разведки, приведение в готовность органов управления, сил и средств Министерства или Организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
обеспечение организации ликвидации ЧС, проведения АСДНР на КВО Министерства или Организаций;
организацию бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения по ликвидации ЧС, АСДНР на КВО Министерства или Организаций.
2) в отношении КВО регионального уровня значимости:
введение режима ЧС на КВО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций <13> решением руководителя Организации;
реагирование сил и средств Организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
организацию разведки, приведение в готовность органов управления, сил и средств Организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
обеспечение организации ликвидации ЧС, проведения АСДНР на КВО Организаций;
организацию бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения по ликвидации ЧС, АСДНР на КВО Организаций.
6. Комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования КВО Министерства или Организаций, а также жизнедеятельности работников Министерства или Организаций в условиях ЧС, включает:
1) в отношении КВО федерального уровня значимости:
организацию работы комиссий по чрезвычайным ситуациям, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования Министерства или Организаций, в том числе в условиях ЧС;
создание страхового фонда документации в соответствии с законодательством Российской Федерации <19>;
<19> Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 1583.
накопление и поддержание в готовности к использованию (при необходимости) резервных источников электроснабжения и резервного оборудования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <20>;
<20> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
создание запасов сырья, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования Министерства или Организаций в условиях ЧС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <20>;
создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию убежищ и иных объектов гражданской обороны для защиты работников Министерства или Организаций от поражающих факторов ЧС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <21>;
<21> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 49, ст. 6000; 2019, N 44, ст. 6223).
организацию подготовки к возможной эвакуации работников Министерства или Организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО;
организацию подготовки к возможной эвакуации материальных и культурных ценностей, находящихся на территории КВО;
осуществление подготовки к проведению инженерной, радиационной, химической, биологической, противопожарной, медицинской защиты работников Министерства или Организаций;
создание в Организациях систем автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнем загрязнения помещений и воздушной среды на КВО опасными веществами и пылевыми частицами;
накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
накопление средств медицинской защиты;
постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования и систем КВО.
2) в отношении КВО регионального уровня значимости:
организацию работы комиссий по чрезвычайным ситуациям, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования Организаций, в том числе в условиях ЧС;
создание запасов сырья, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования Организаций в условиях ЧС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <22>;
<22> Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
подготовку защитных сооружений гражданской обороны для защиты работников Организаций от поражающих факторов ЧС в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <23>;
<23> Постановление Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны".
организацию подготовки к возможной эвакуации работников Организаций, а также иных лиц, находящихся на территории КВО;
организацию подготовки к возможной эвакуации материальных и культурных ценностей, находящихся на территории КВО;
осуществление подготовки к проведению инженерной, радиационной, химической, биологической, противопожарной, медицинской защиты работников Организаций;
накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
накопление средств медицинской защиты;
постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования и систем КВО.
7. Определение оценки готовности Министерства (Организации) к предупреждению и ликвидации ЧС и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Министерства (Организации), осуществляется комиссией по проведению оценки готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты (далее соответственно - Оценка, Комиссия), в соответствии с приказом Министерства (Организации), издаваемым не позднее чем за 30 календарных дней до начала работы Комиссии.
8. Оценка в отношении Министерства или Организаций осуществляется с периодичностью не реже одного раза в 2 года.
9. Планирование мероприятий по проведению Оценки осуществляется на основании планов основных мероприятий по гражданской обороне <24>, планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС <25>.
<24> Абзац первый пункта 41 Положения об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства от 28 апреля 2020 г. N 79н (зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2020 г., регистрационный N 58585).
<25> Абзац седьмой пункта 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. N 804.
10. В приказе, указанном в пункте 7 Требований, указывается:
1) основание для проведения Оценки;
2) состав Комиссии;
3) задачи Комиссии;
4) полное наименование Министерства (Организации), в отношении которых планируется проведение Оценки;
5) срок проведения Оценки;
6) сроки представления Комиссией на утверждение заместителю Министра финансов Российской Федерации, курирующему вопросы гражданской обороны и защиты от ЧС (руководителю Организации), результатов проведения Оценки;
7) порядок организации работы Комиссии.
11. Председателем Комиссии Министерства (Организации) является заместитель Министра финансов Российской Федерации, курирующий вопросы гражданской обороны и защиты от ЧС (руководитель Организации).
12. В состав Комиссии Министерства (Организации) включаются должностные лица и работники структурных подразделений Министерства (Организации), к компетенции которых относятся вопросы, проверяемые Комиссией, а также могут входить представители МЧС России, научно-исследовательских, проектных и других организаций.
1) проверку выполнения Требований Министерством (Организацией);
2) анализ выполнения требований нормативно-правовых документов по размещению КВО, размещению работников Министерства (Организации) на территории КВО;
3) анализ выполнения мероприятий по снижению риска и смягчения последствий возможных ЧС на КВО;
4) анализ возможного воздействия ЧС техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты сторонних организаций (предприятий), расположенных в непосредственной близости от КВО;
5) проверку выполнения Министерством (Организацией) комплекса мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе расследования случаев аварий на КВО;
6) проверку наличия и актуальности плана действий Министерства (Организации) по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО;
7) проверку наличия и работоспособности технических систем предупреждения и локализации ЧС на КВО;
8) проверку выполнения Министерством (Организацией) технических решений по защите работников Министерства (Организации), технологического оборудования, зданий и сооружений от ЧС;
9) проверку выполнения решений по обеспечению устойчивости функционирования пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящихся на КВО работников Министерства (Организации) в условиях ЧС;
10) проверку наличия у Министерства (Организации) мест размещения и готовности к применению резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование КВО в условиях ЧС, а также действий аварийно-спасательных подразделений при ликвидации ЧС;
11) анализ наличия и состояния в Министерстве (Организации) систем оповещения о ЧС, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность КВО;
12) анализ готовности сил и средств Министерства (Организаций), предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС, к ликвидации возможной ЧС;
13) контроль разработки Министерством (Организацией) декларации промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации <26>;
<26> Статья 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2022, N 45, ст. 7672).
14) анализ выводов экспертизы декларации промышленной безопасности КВО;
15) проверку наличия у Министерства (Организации) резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации возможной ЧС.
14. По результатам Оценки Комиссией составляется акт оценки готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты (далее - Акт) (рекомендуемый образец приведен в приложении к Требованиям).
В Акте отражаются:
1) вывод о готовности Министерства (Организации) к предупреждению и ликвидации ЧС на КВО, который содержит оценку:
"готово(а)" - в случае выполнения в Министерстве (Организации) Требований в полном объеме;
"не готово(а) - в случае невыполнения в Министерстве (Организации) Требований либо выполнения их не в полном объеме;
2) вывод о достаточности либо недостаточности мер, принимаемых в Министерстве (Организации) по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Министерства (Организаций):
"достаточные меры" - в случае выполнения в Министерстве (Организации) Требований в полном объеме по обеспечению устойчивости функционирования КВО;
"недостаточные меры" - в случае невыполнения в Министерстве (Организации) Требований в полном объеме по обеспечению устойчивости функционирования КВО.
В случае если в Акте содержится вывод о неготовности Министерства (Организации) к предупреждению и ликвидации ЧС или недостаточности мер, принимаемых в Министерстве (Организации) по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Министерства (Организации), в Акт вносятся предложения Комиссии по устранению выявленных недостатков.
15. Акт подписывается членами Комиссии в день завершения проведения Оценки и в течение 10 рабочих дней с даты его подписания представляется на утверждение заместителю Министра финансов Российской Федерации, курирующему вопросы гражданской обороны и защиты от ЧС (руководителю Организации).
Заместитель Министра финансов Российской Федерации, курирующий вопросы гражданской обороны и защиты от ЧС (руководитель Организации), утверждает Акт в течение 5 рабочих дней с даты его получения.
16. Копия утвержденного Акта в течение 5 рабочих дней с даты его утверждения направляется для учета и хранения в структурное подразделение Министерства, уполномоченное на решение задач в области гражданской обороны.
Приложение
к обязательным для выполнения
требованиям к критически важным
объектам в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
правообладателями которых являются
Министерство финансов Российской
Федерации или организации,
эксплуатирующие критически важные
объекты, в отношении которых
Министерство финансов Российской
Федерации осуществляет координацию
и регулирование деятельности,
утвержденным приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 16.08.2022 N 125н
АКТ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИЮ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ, К ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ДОСТАТОЧНОСТИ МЕР, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ОБЪЕКТЫ
Наименование организации, владеющей критически важным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании:
Адрес (место нахождения) критически важного объекта:
Регистрационный номер критически важного объекта по ведомственному перечню критически важных объектов Министерства финансов Российской Федерации:
Состав комиссии для проведения оценки готовности организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности работников организаций, эксплуатирующих критически важные объекты (далее - комиссия):
Председатель комиссии:
выявлены нарушения обязательных для выполнения требований к критически важным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
выявлены факты невыполнения ранее выданных предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (с указанием реквизитов выданных предписаний):
Вывод комиссии: