Решение ФАС РФ от 15.01.2018 по делу N 18/44/105/23

"О признании жалобы обоснованной: действия заказчика нарушают ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
Редакция от 15.01.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 15 января 2018 г. по делу N 18/44/105/23

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Б. (далее - Заявитель) на действия "Ф" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Федерального агентства водных ресурсов (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание транспортных услуг для нужд центрального аппарата Федерального агентства водных ресурсов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100010117000054) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требования об описании в первой части заявки на участие в Аукционе избыточных характеристик транспортных средств, предполагаемых для использования при оказании услуг, а также конкретных характеристик огнетушителя, видеорегистратора и аптечки, которыми должны быть укомплектованы транспортные средства, используемые при оказании услуг.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение обращения с 12.01.2018 на 15.01.2018.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 22.12.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 37 000 000 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.01.2018;

5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 15.01.2018.

1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования об описании в первой части заявки на участие в Аукционе избыточных характеристик транспортных средств, предполагаемых для использования при оказании услуг, а также конкретных характеристик огнетушителя, видеорегистратора и аптечки, которыми должны быть укомплектованы транспортные средства, используемые при оказании услуг.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пунктом 12.2.2 части I документации об Аукционе установлено, что "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (44-ФЗ), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".

Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об аукционе в электронной форме", которые включают в себя, в том числе, требования к товарам "Автомобиль 1 и Автомобиль 2", "Огнетушитель автомобилей 1, 2 и 3", "Видеорегистратор автомобилей 1, 2 и 3", "Аптечка автомобилей 1, 2 и 3".

В отношении товаров "Автомобиль 1 и Автомобиль 2" Заказчиком в пункте 1 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Содержание CO2 в отработавших газах при городском цикле: <= 260 г/км", "Содержание CO2 в отработавших газах при загородном цикле: <= 140 г/км", "Содержание CO2 в отработавших газах при смешанном цикле: <= 185 г/км", "Предельное отклонение толщины всех стекол: +/- 1,28 мм" и другие.

В отношении товара "Огнетушитель автомобилей 1, 2 и 3" Заказчиком в пункте 3 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Предельное значение усилия и энергия воздействия на органы управления огнетушителя пальцем руки и кистью руки: не более 200 Н" и другие.

В отношении товара "Аптечка автомобилей 1, 2 и 3" Заказчиком в пункте 5 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Предельное отклонение по длине и ширине медицинских бинтов: +/- 1,0 м и см", "Разрывная нагрузка полоски нестерильного бинта размером 50 x 200 мм: не менее 7 (69) кгс (Н)", "Разрывная нагрузка полоски стерильного бинта размером 50 x 200 мм: не менее 6 (59) кгс (Н)", "Белизна бинтов: не менее 70%", "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Удлинение при разрыве перчаток до и после ускоренного старения: не менее 400%. Усилие при разрыве перчаток до и после ускоренного старения: не менее 6 Н" и другие.

Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.

Кроме того, учитывая, что объектом закупки является оказание транспортных услуг, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в первой части заявки на участие в Аукциона в отношении товаров "Огнетушитель автомобилей 1, 2 и 3", "Видеорегистратор автомобилей 1, 2 и 3", "Аптечка автомобилей 1, 2 и 3", поскольку такие товары не являются объектом закупки.

Также при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено, что в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, содержащейся в части IV документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее требование к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 N 529-ст "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора стран мира")". Вместе с тем, Законом о контрактной системе вышеуказанное требование не предусмотрено.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 9.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Возврат Заказчиком Исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Исполнителем), осуществляется одновременно с оплатой выполняемых Услуг".

При этом, пунктом 15.1 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, что "в случае если в качестве формы обеспечения исполнения Контракта выбрано внесение денежных средств, то обеспечение исполнения Контракта возвращается Поставщику не ранее 30 (Тридцати) календарных дней после исполнения (прекращения) обязательств по Контракту. Денежные средства возвращаются Государственным заказчиком на основании письменного требования Поставщика по Контракту на банковский счет, указанный в Контракте".

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в документации об Аукционе допущена техническая ошибка.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Пунктом 3.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Заказчик оплачивает Услуги Исполнителя, оказанные в соответствии с настоящим Контрактом, путем перечисления денежных средств на банковский счет Исполнителя, реквизиты которого указаны в настоящем Контракте, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами настоящего Контракта Акта о приемке оказанных Услуг, экспертизы результатов исполнения Контракта в течение 10 (десяти) банковских дней с даты выставления Исполнителем счета на оплату за соответствующий этап".

Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок оплаты оказания услуг, нарушают часть 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ИП Б. обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13.1 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 15.01.2018 по делу N 18/44/105/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.