Приказ Минобрнауки РФ от 22.04.2014 N 371

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 19.02.01 Биохимическое производство"
Редакция от 01.09.2022 — Действует с 22.10.2022
Показать изменения

Прием на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным данным документом, прекращается с 31.12.2024 (пункт 2 Приказа Минпросвещения РФ от 27.11.2023 N 891).

Зарегистрировано в Минюсте России 4 июня 2014 г. N 32565


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 22 апреля 2014 г. N 371

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.02.01 БИОХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 22.08.2014 N 1039, от 09.04.2015 N 389, Минпросвещения РФ от 13.07.2021 N 450, от 01.09.2022 N 796)

В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377), приказываю:

В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 03.06.2013 N 466 с 10.08.2018 следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 28.07.2018 N 884.

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 19.02.01 Биохимическое производство.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2009 г. N 665 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240705 Биохимическое производство" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 декабря 2009 г., регистрационный N 15718).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2014 года.

Министр
Д.В. ЛИВАНОВ

Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 22 апреля 2014 г. N 371

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.02.01 БИОХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО

(в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 22.08.2014 N 1039, от 09.04.2015 N 389, Минпросвещения РФ от 13.07.2021 N 450, от 01.09.2022 N 796)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 19.02.01 Биохимическое производство для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 19.02.01 Биохимическое производство имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно- спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практик и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.

При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.

1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки. (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 13.07.2021 N 450)

1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы. (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 13.07.2021 N 450)

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО - среднее профессиональное образование;

ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;

ОК - общая компетенция;

ПК - профессиональная компетенция;

ПМ - профессиональный модуль;

МДК - междисциплинарный курс.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.

3.2. Сроки получения СПО по специальности 19.02.01 Биохимическое производство базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ Наименование квалификации базовой подготовки Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения <1>
среднее общее образование Техник-технолог 2 года 10 месяцев
основное общее образование 3 года 10 месяцев <2>

<1> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<2> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.

Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.

Таблица 2

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ Наименование квалификации базовой подготовки Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения <3>
среднее общее образование Специалист биохимического производства 3 года 10 месяцев
основное общее образование 4 года 10 месяцев <4>

<3> Независимо от применяемых образовательных технологий.

<4> Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.

Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углубленной подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения: (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 389)

на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год; на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.

3.4. Срок получения образования по образовательной программе, реализуемой в условиях эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет", а также объем такой образовательной программы могут быть уменьшены с учетом соответствующей ПООП, но не более чем на 40 процентов от срока получения образования и объема образовательной программы, установленных ФГОС СПО <5>, за исключением срока получения образования и объема образовательной программы, отведенных на получение среднего общего образования в пределах образовательной программы. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

<5> Пункт 11 Положения о проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. N 387 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 12, ст. 1871). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников:

управление технологическими процессами биохимического производства.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

сырье и материалы;

технологическое оборудование;

средства контроля и автоматики;

технологические процессы;

нормативно-правовая документация, в том числе технологическая и конструкторская;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Техник-технолог готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования.

4.3.2. Ведение технологического процесса биохимического производства.

4.3.3. Планирование и организация работы персонала подразделения.

4.4.4. Участие в экспериментально-исследовательской работе.

4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

4.4. Специалист биохимического производства готовится к следующим видам деятельности:

4.4.1. Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования.

4.4.2. Ведение технологического процесса биохимического производства.

4.4.3. Планирование и организация работы персонала подразделения.

4.4.4. Участие в разработке новых технологий, реконструкции производств.

4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

5.1. Техник-технолог должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК): (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

5.2. Техник-технолог должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования.

ПК 1.1. Проводить санитарную обработку оборудования в соответствии с требованиями нормативной документации.

ПК 1.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудований, технологических линий, контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации (далее - КИПиА).

5.2.2. Ведение технологического процесса биохимического производства.

ПК 2.1. Подготавливать сырье и полупродукты.

ПК 2.2. Контролировать и регулировать параметры технологического процесса.

ПК 2.3. Работать с химическими объектами, соблюдая правила охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, промсанитарии.

ПК 2.4. Рассчитывать технические показатели технологического процесса.

ПК 2.5. Осуществлять контроль качества продукции.

ПК 2.6. Анализировать причины нарушений параметров технологического процесса, брака продукции и разрабатывать мероприятия по их предупреждению, ликвидации.

5.2.3. Планирование и организация работы персонала подразделения.

ПК 3.1. Организовывать работу коллектива подразделения, обеспечивать связи со смежными подразделениями.

ПК 3.2. Осуществлять руководство персоналом подразделения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

ПК 3.3. Контролировать расход сырья и материалов.

ПК 3.4. Проверять состояние охраны труда и промышленной безопасности на рабочих местах.

ПК 3.5. Организовывать обучение безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования.

5.2.4. Участие в экспериментально-исследовательской работе.

ПК 4.1. Участвовать в испытании и отработке новых технологических режимов.

ПК 4.2. Участвовать в разработке и получении опытных образцов продукции.

ПК 4.3. Использовать аппаратно-программные средства обработки результатов исследований и испытаний.

ПК 4.4. Анализировать результаты исследований и испытаний.

5.2.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

5.3. Специалист биохимического производства должен обладать следующими ОК: (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

5.4. Специалист биохимического производства должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.4.1. Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования.

ПК 1.1. Проводить санитарную обработку оборудования в соответствии с требованиями нормативной документации.

ПК 1.2. Контролировать работу основного и вспомогательного оборудований, технологических линий, КИПиА.

5.4.2. Ведение технологического процесса биохимического производства.

ПК 2.1. Подготавливать сырье и полупродукты.

ПК 2.2. Контролировать и регулировать параметры технологического процесса.

ПК 2.3. Работать с химическими объектами, соблюдая правила охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, промсанитарии.

ПК 2.4. Рассчитывать технические показатели технологического процесса.

ПК 2.5. Осуществлять контроль качества продукции.

ПК 2.6. Анализировать причины нарушений параметров технологического процесса, брака продукции и разрабатывать мероприятия по их предупреждению, ликвидации.

5.4.3. Планирование и организация работы персонала подразделения.

ПК 3.1. Организовывать работу коллектива подразделения, обеспечивать связи со смежными подразделениями.

ПК 3.2. Осуществлять руководство персонала подразделения в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

ПК 3.3. Контролировать расход сырья и материалов.

ПК 3.4. Проверять состояние охраны труда и промышленной безопасности на рабочих местах.

ПК 3.5. Организовывать обучение безопасным методам труда, правилам технической эксплуатации оборудования.

5.4.4. Участие в разработке новых технологий, реконструкции производств.

ПК 4.1. Участвовать в модернизации технологий, реконструкции производств.

ПК 4.2. Обеспечивать контроль и анализ результатов исследований.

ПК 4.3. Обеспечивать внедрение аппаратно-программных средств обработки и анализа результатов исследований и испытаний.

ПК 4.4. Участвовать в экспертизах проектов и технологий.

ПК 4.5. Участвовать в подготовке заявок на изобретения и патенты.

5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общего гуманитарного и социально-экономического;

математического и общего естественнонаучного;

профессионального;

и разделов:

учебная практика;

производственная практика (по профилю специальности);

производственная практика (пред дипломная);

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.

Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практики (по профилю специальности).

6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Обязательная часть математического и общего естественнонаучного учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "ЕН.01 Математика", "ЕН.02 Экологические основы природопользования", "ЕН.03 Общая и неорганическая химия". (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Обязательная часть математического и общего естественнонаучного учебного цикла ППССЗ углубленной подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "ЕН.01 Математика", "ЕН.02 Экологические основы природопользования", "ЕН.03 Общая и неорганическая химия". (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Обязательная часть общепрофессионального учебного цикла базовой подготовки образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "ОП.01. Инженерная графика", "ОП.02. Электротехника и электроника", "ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация", "ОП.04. Органическая химия", "ОП.05. Аналитическая химия", "ОП.06. Физическая и коллоидная химия", "ОП.07. Теоретические основы химической технологии", "ОП.08. Процессы и аппараты", "ОП.09. Основы экономики", "ОП.10. Охрана труда", "ОП.11. Основы биохимии и микробиологии", "ОП.12. Безопасность жизнедеятельности". (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Обязательная часть общепрофессионального учебного цикла углубленной подготовки образовательной программы должна предусматривать изучение следующих дисциплин: "ОП.01. Инженерная графика", "ОП.02. Электротехника и электроника", "ОП.03. Метрология, стандартизация и сертификация", "ОП.04. Органическая химия", "ОП.05. Аналитическая химия", "ОП.06. Физическая и коллоидная химия", "ОП.07. Теоретические основы химической технологии", "ОП.08. Процессы и аппараты", "ОП.09. Основы экономики", "ОП.10. Охрана труда", "ОП.11. Основы биохимии и микробиологии", "ОП.12. Безопасность жизнедеятельности". (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Обязательная часть профессионального учебного цикла базовой подготовки образовательной программы должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования", "МДК.01.01. Основы обслуживания и эксплуатации оборудования биохимического производства", "ПМ.02 Ведение технологического процесса биохимического производства", "МДК.02.01. Основы микробиологического и биохимического контроля биологически активных веществ", "МДК.02.02. Основы производства биохимических препаратов", "ПМ.03 Планирование и организация работы персонала подразделения", "МДК.03.01. Основы управления персоналом производственного подразделения", "ПМ.04 Участие в экспериментальной исследовательской работе", "МДК.04.01. Основы экспериментальной и исследовательской работы", "ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих". (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Обязательная часть профессионального учебного цикла углубленной подготовки образовательной программы должна предусматривать изучение следующих профессиональных модулей и междисциплинарных курсов: "ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования", "МДК.01.01. Основы обслуживания и эксплуатации оборудования биохимического производства", "ПМ.02 Ведение технологического процесса биохимического производства", "МДК.02.01. Основы микробиологического и биохимического контроля биологически активных веществ", "МДК.02.02. Основы производства биохимических препаратов", "ПМ.03 Планирование и организация работы персонала подразделения", "МДК.03.01. Основы управления персоналом производственного подразделения", "ПМ.04 Участие в разработке новых технологий, реконструкции производств", "МДК.04.01. Основы модернизации технологий и биохимических производств", "ПМ.05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих". (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Таблица 3

Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки

(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В том числе часов обязательных учебных занятий
учебные циклы 3240 2160
ОГСЭ.00 Общего гуманитарного и социально-экономического 660 440
ЕН.00 Математического и общего естественнонаучного 216 144
П.00 Профессиональный, в том числе: 2364 1576
ОП.00 общепрофессиональные дисциплины 912 608
ПМ.00 профессиональные модули 1452 968
и разделы    
  вариативная часть 1404 936
  итого по обязательной части ППССЗ 4644 3096
УП.00 учебная и производственная практики 23 нед. 828
ПП.00
ПДП.00 производственная практика (преддипломная) 4 нед. 144
ПА.00 промежуточная аттестация 5 нед. 180
ГИА.00 государственная итоговая аттестация 6 нед. 216
Общий объем образовательной программы:    
  на базе среднего общего образования 124 нед. 4464
  на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 165 нед. 5940

Таблица 4

Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки

(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В том числе часов обязательных учебных занятий
учебные циклы 4590 3060
ОГСЭ.00 Общего гуманитарного и социально-экономического 948 632
ЕН.00 Математического и общего естественнонаучного 216 144
П.00 Профессиональный, в том числе: 3426 2284
ОП.00 общепрофессиональные дисциплины 912 608
ПМ.00 профессиональные модули 2514 1676
и разделы    
  вариативная часть 1998 1332
  итого по обязательной части ППССЗ 6588 4392
УП.00 учебная и производственная практики 26 нед. 936
ПП.00
ПДП.00 производственная практика (преддипломная) 4 нед. 144
ПА.00 промежуточная аттестация 7 нед. 252
ГИА.00 государственная итоговая аттестация 6 нед. 216
Общий объем образовательной программы:    
  на базе среднего общего образования 165 нед. 5940
  на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 206 нед. 7416

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.

Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 22.08.2014 N 1039)

имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;

обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <6>.

(в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

<6> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.5.1. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов. (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 09.04.2015 N 389)

7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-ух недель в зимний период.

7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.

7.8. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение медицинских знаний.

7.10. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.

Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) 39 нед.
промежуточная аттестация 2 нед.
каникулы 11 нед.

7.11. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.12. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <7>. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

<7> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.14. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 6 наименований российских журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями, иными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.16. Требование к финансовым условиям реализации образовательной программы: (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации <8> и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <9>. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

<8> Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2022, N 29, ст. 5305). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

<9> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2022, N 29, ст. 5262. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

социально-экономических дисциплин;

иностранного языка;

математики;

информационных технологий;

инженерной графики;

метрологии, стандартизации и сертификации;

экономики;

экологии природопользования;

охраны труда;

безопасности жизнедеятельности;

теоретических основ химической технологии;

оборудования биохимических производств.

Лаборатории:

органической химии;

аналитической химии;

физической и коллоидной химии;

электротехники и электроники;

физико-химических методов анализа;

процессов и аппаратов;

биохимии и микробиологии;

технологии биохимических препаратов;

химического анализа органических и биологически-активных веществ;

автоматизации технологических процессов.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

Абзацы двадцать девятый - тридцатый. - Утратили силу. (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 13.07.2021 N 450)

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППССЗ должна обеспечивать:

выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.18. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам <10>. (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

<10> Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

8.6. Государственная итоговая аттестация проводится в форме демонстрационного экзамена и защиты дипломного проекта (работы). (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.09.2022 N 796)

Приложение
к ФГОС СПО по специальности 19.02.01
Биохимическое производство

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИЙ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЕЙ СЛУЖАЩИХ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ К ОСВОЕНИЮ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) Наименование профессий рабочих, должностей служащих
1 2
11056 Аппаратчик ферментации препаратов биосинтеза
11083 Аппаратчик химической очистки препаратов биосинтеза
15543 Оператор выращивания чистой культуры дрожжей
15541 Оператор выращивания дрожжей