Решение ФАС РФ от 11.01.2018 по делу N 18/44/105/18

"О признании жалобы необоснованной: довод заявителя не нашел своего подтверждения"
Редакция от 11.01.2018 — Действует

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

РЕШЕНИЕ
от 11 января 2018 г. по делу N 18/44/105/18

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "И" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "А" (далее - Заказчик), "Д" (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку универсальной тротуароуборочной техники (номер извещения 0173200001417001431) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установившими в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам товара "машина коммунально-уборочная монофункциональная", которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя, а именно компании "Меркатор Холдинг" трактор HOLDER S990, а также в технической части документации об Аукционе по товару "коммунально-уборочные многофункциональные машины" неправомерно установлены излишние требования, такие как: "Мощность двигателя, л.с.: Больше или равно 92; Трансмиссия: Гидромеханическая; Частота вращения переднего вала отбора мощности, об./мин: 1000".

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 22.12.2017;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 810 488 975,88 рублей;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.01.2017;

5) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;

6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан не состоявшимся;

7) участник, с которым планируется заключить контракт - ООО "М".

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с технической частью документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к техническим характеристикам к коммунально-уборочной многофункциональной машине, в том числе: "Мощность двигателя, л.с.: Больше или равно 92; Трансмиссия: Гидромеханическая; Частота вращения переднего вала отбора мощности, об./мин: 1000" и другие.

Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом технические характеристики к коммунально-уборочной многофункциональной машине, в том числе вышеуказанные технические характеристики ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя, а именно компании "Меркатор Холдинг" трактор HOLDER S990.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что при формировании начальной (максимальной) цены контракта был проведен анализ рынка методом сопоставимых рыночных цен, по результатам которого Заказчиком, Уполномоченным органом были получены предложения от трех организаций, содержащие информацию о наименованиях нескольких производителей коммунально-уборочных многофункциональных машин, соответствующих характеристикам, установленным в документации об Аукционе.

Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили сведения и документы, согласно которым установленные Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе технические характеристики в отношении товара "машина коммунально-уборочная монофункциональная" соответствуют, в том числе машине "Multihog MH90" компании КОММУНАЛ-АВТО и УКМ-2500М компании Курганского завода дорожных машин "К".

Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.

2. В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 10.01.2018 N 0173200001417001431-1 заявка единственного участника закупки ООО "М" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка универсальной тротуароуборочной техники (код ОКПД2 - 29.10.59.130).

В соответствии с пунктом 13.2 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 656).

Пунктом 2 Постановления N 656 установлено, что подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, и положениям абзацев четвертого - шестого подпункта "б" пункта 1 Постановления N 656 является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 17.2 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе: "Копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе - Документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров, условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд": копии актов экспертизы, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации".

Изучив заявку единственного участника Аукциона ООО "М", представленную представителями Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила, что в составе заявки отсутствует акт экспертизы, необходимый в качестве подтверждения соответствия товара запрету, установленному в извещении и документации об Аукционе в соответствии с Постановлением N 656.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки единственного участника Аукциона ООО "М" требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.

Таким образом, действия Аукционной комиссии нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "И" необоснованной.

2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 11.01.2018 по делу N 18/44/105/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.